Найти в Дзене
Борис Седых

Корабельная математика

На большом противолодочном корабле «Забавный» представители науки и промышленности проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Для экипажа это означает, что офицеров и матросов постоянно отвлекают от повседневных корабельных работ. Постоянно приходится разъяснять приглашённым специалистам прописные корабельные истины, о которых у них нет ни малейшего представления. Больше всех это выводит из себя старшего помощника командира, потому что привычный корабельный распорядок летит в тартарары. У каждого военнослужащего появляются железобетонные отговорки: «помогал науке найти такую-то кабель-трассу», «показывал промышленности, как работает такое-то устройство», «отключал/подавал питание на приборы» и так далее. Кроме того, кратно растёт риск травматизма. Ученые и рабочие, хоть и люди солидные, но по корабельной части хуже матроса первого года службы. Могут залезть куда не нужно, получить удар током, попасть под работающий механизм. А если в составе бригады есть женщин

На большом противолодочном корабле «Забавный» представители науки и промышленности проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Из свободного источника
Из свободного источника

Для экипажа это означает, что офицеров и матросов постоянно отвлекают от повседневных корабельных работ. Постоянно приходится разъяснять приглашённым специалистам прописные корабельные истины, о которых у них нет ни малейшего представления. Больше всех это выводит из себя старшего помощника командира, потому что привычный корабельный распорядок летит в тартарары. У каждого военнослужащего появляются железобетонные отговорки: «помогал науке найти такую-то кабель-трассу», «показывал промышленности, как работает такое-то устройство», «отключал/подавал питание на приборы» и так далее. Кроме того, кратно растёт риск травматизма. Ученые и рабочие, хоть и люди солидные, но по корабельной части хуже матроса первого года службы. Могут залезть куда не нужно, получить удар током, попасть под работающий механизм. А если в составе бригады есть женщины, задача становится многоуровневой. Один только её поход в гальюн отвлекает от дел минимум трёх военнослужащих: двое стоят в разных концах коридора, один – непосредственно у двери. А потом ещё нужно нормальным языком объяснять даме, почему в уборной нет горячей воды и туалетной бумаги. В общем, наука и промышленность на корабле – головная боль для всех.

Утром, после подъема флага, к кораблю подкатил автобус. Из него вышла небольшая группа научных работников и представителей промышленности (слава богу, без женщин!). Перекур на причальной стенке, и вот ученые с рабочими гуськом передвигаются по трапу на корабль. Уже при подъёме становится ясно, кто есть кто. Некоторые рабочие, проходя, инстинктивно прижимают руки к корпусу и поворачивают голову в сторону военно-морского флага на корме (сразу видно – свои). Другие, на которых форма сидит, как на корове седло, озираются по сторонам, не понимая, какому флагу нужно отдавать честь – гюйсу на носу или флагу, реющему на корме. Становится понятно, что это офицеры из какого-то НИИ, никогда не носившие военную форму по-настоящему. Один из таких, неудачно мотнув головой, уронил свою белоснежную фуражку в воду между бортом и пирсом. Паника! Что делать? До воды метра два. Самостоятельно не достать. Офицер бросился к вахтенному на трапе старшине, который невозмутимо ответил: «Товарищ майор, не беспокойтесь, всё будет сделано!»

Дежурный по кораблю встретил прибывших, уточнил цель визита, сверил фамилии по спискам и доложил старшему помощнику. Формальности улажены, группа направлена в кают-компанию для согласования планов работ на день. Расселись за столами с белоснежными накрахмаленными скатертями. Старпом был немногословен:

– Кто старший? Какие виды работ на сегодня запланированы? На какое оборудование необходимо подать питание? Кто из корабельных офицеров требуется в помощь? Обед в 13.00. Есть ли вопросы и пожелания?

Майор, выронивший фуражку, уже было, собрался сказать о приключившейся с ним нелепой случайности, но его опередил голос дежурного в корабельной трансляции:

- Товарищ старший помощник, разрешите обратиться. Дежурный по кораблю.

- Да! Что там ещё?

- Здесь один из прибывших офицеров фуражку за борт уронил!

Старпом окинул прибывших суровым взглядом. Несколько человек в потертых пиджаках — инженеры, пятеро в спецовках — заводчане, и три офицера: подполковник с голубыми просветами и два майора с красными. Двое мнут фуражки в руках, третий потупил взгляд. Старпом еле сдержался. Будь это свой, корабельный офицер — услышал бы такой виртуозный ненормативный этюд, что уши свернулись бы в трубочку. Но это человек из другого мира, «наука», а значит — блаженный, ругать его всё равно что сироту обижать. Старпом взял переговорное устройство:

— Дежурный! Разве ты не знаешь, что в таких случаях делать? Для начала возьми интеграл!

Слово «интеграл», прозвучавшее в корабельной кают-компании, произвело на гостей эффект разорвавшейся бомбы. На лицах инженеров, рабочих и офицеров отразилась вся гамма человеческих эмоций.

Дежурный чётко ответил:

— Есть! Уже берём!

Лица, представляющие науку, были приятно поражены: офицеры не только помнят, что такое интеграл, но и могут его спокойно «взять». Они-то считали, что корабельные могут помнить только таблицу Пифагора (в обиходе – таблицу умножения), ну и что-то слышать о существовании таблиц Брадиса. Непонятно им было лишь одно: как этот математический инструмент поможет выловить фуражку из воды.

Определившись с задачами на день, все разошлись по своим местам. Майор, ставший заложником ситуации, невольно потянулся к месту происшествия. На корме он увидел, что его фуражка уже выловлена, отстирана и сохнет на вьюшке со швартовым канатом. Подойдя к дежурному по кораблю, майор поинтересовался:

– Скажите пожалуйста, вы правда брали интеграл, чтобы достать мою фуражку?

– Да! - уверенно ответил дежурный.

– Тогда ещё один вопрос, а интеграл был определённый или неопределённый?

Глаза дежурного начали медленно округляться.

– Товарищ майор, вы о чём?

– Я спрашиваю про интеграл!

– Сами посмотрите, вот он на палубе лежит. Хрен его знает, определенный он или неопределённый!

На палубе лежал трёхметровый кусок металлической проволоки с загнутыми крюками на концах – ну вылитый знак интеграла, только очень большой.

Наука – великое дело. Не верьте, если вам скажут, что она бесполезна в обычной жизни!

1989 г.

Рассказал Борис Скребцов, нахимовец 1982 года выпуска, 34 класс, выпускник ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, капитан 1 ранга запаса.

------------------------------------

Ваш писатель, Борис Седых)))

Ещё больше живого общения с автором в канале Телеграм

Подписывайтесь обязательно и приводите друзей!