Найти в Дзене
Литрес

Летающая тарелка из СССР: почему смелый проект авиаконструкторов не пережил 90-е

В конце существования СССР конструкторы занялись машиной, которая больше напоминала НЛО, чем привычный самолет. В воздух поднимался толстый диск без классического фюзеляжа и шасси, способный взлететь с поля, с воды или с простой бетонной площадки, сэкономить топливо и мягко садиться даже при отказе двигателей. За границей его тихо называли Russian UFO, в документах он проходил как ЭКИП. На словах это было будущее авиации, на деле все закончилось макетами и воспоминаниями о том, что одна из самых смелых идей страны так и не дожила серийного производства. Как в КБ родилась идея тарелки вместо самолета Фото: ridus.ru На рубеже 80-90-х группа инженеров под руководством авиаконструктора Льва Щукина получила задачу придумать принципиально новый летательный аппарат. В расшифровке названия ЭКИП заложили мысль про экологичность и прогресс, но людям проще оказалось звать его летающей тарелкой. Конструкторы отказались от привычной схемы с фюзеляжем и крыльями. На чертежах появился толстый диск,
Оглавление

В конце существования СССР конструкторы занялись машиной, которая больше напоминала НЛО, чем привычный самолет. В воздух поднимался толстый диск без классического фюзеляжа и шасси, способный взлететь с поля, с воды или с простой бетонной площадки, сэкономить топливо и мягко садиться даже при отказе двигателей. За границей его тихо называли Russian UFO, в документах он проходил как ЭКИП. На словах это было будущее авиации, на деле все закончилось макетами и воспоминаниями о том, что одна из самых смелых идей страны так и не дожила серийного производства.

Как в КБ родилась идея тарелки вместо самолета

Фото: ridus.ru
Фото: ridus.ru

На рубеже 80-90-х группа инженеров под руководством авиаконструктора Льва Щукина получила задачу придумать принципиально новый летательный аппарат. В расшифровке названия ЭКИП заложили мысль про экологичность и прогресс, но людям проще оказалось звать его летающей тарелкой.

Конструкторы отказались от привычной схемы с фюзеляжем и крыльями. На чертежах появился толстый диск, который смотрелся скорее как корабль из фантастического фильма, а не машина для пассажирских рейсов. Задача при этом была вполне практичной: сделать транспорт, который взлетает почти с любой ровной площадки, берет на борт людей или груз, летит далеко и при этом тратит меньше топлива, чем обычные лайнеры сопоставимого размера.

Толстое крыло, экраноплан и воздушная подушка

Фото: ucrazy.org
Фото: ucrazy.org

Главная особенность ЭКИП заключалась в форме корпуса. Крылья и фюзеляж по сути сливались в одно толстое крыло. За счет этого аппарат мог вести себя и как обычный самолет, и как экраноплан, который идет на небольшой высоте над землей или водой, опираясь на воздушную подушку.

ЭКИП не был привязан к классическому аэропорту. Для взлета и посадки ему нужна была ровная площадка длиной около 500 метров, без сложной инфраструктуры. Вместо шасси работала система воздушной подушки. В расчетах фигурировали скорости порядка 600-700 километров в час и высоты до 10 000 метров. Если бы двигатели отказали, аппарат должен был планировать и снижаться примерно с 3 метров в секунду, а не падать вниз как камень. В теории это давало шанс на жесткую, но контролируемую посадку.

Город без полосы и топливо не только из керосина

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Проект предполагал несколько вариаций изобретения. В документах упоминались крупные модификации Л2-1 и Л2-2. Им отводили дальность до 6 000 километров, возможность перевозить до 1 200 пассажиров или до 120 тонн груза. Для таких цифр требовались серьезные двигатели, поэтому на корпус планировали устанавливать 14 силовых установок.

Инженеры отдельно думали о топливе. ЭКИП можно было строить под авиационный керосин, природный газ или газовые смеси. Обсуждались даже сочетания бензина с водой, что для тех лет звучало почти как фантастика. При этом аппарат не требовал дорогостоящей взлетной полосы, а это открыали новые возможности для региональных перевозок между небольшими городами или высадки пассажиров практически «в поле», ближе к месту, куда им действительно нужно.

Как бюрократия и 90-е приземлили летающую тарелку

Фото: novate.ru
Фото: novate.ru

Идея выглядела слишком смелой, чтобы легко пройти через лихие 90-е. Страна переживала не лучший период своей истории, финансирования сложных проектов практически не было. Деньги на испытания и доводку урезали, конструкторы буквально выживали на энтузиазме и отдельных подработках.

Команда Щукина ходила по кабинетам и к частным инвесторам, показывала отчетные цифры и макеты. Проектом интересовалась Госслужба противопожарной охраны, которая видела в ЭКИП перспективную платформу для тушения лесных пожаров и спасательных операций. Но этих ресурсов не хватало, чтобы довести машину до серийного производства.

В 1997 году макет ЭКИП показали Борису Ельцину. По воспоминаниям очевидцев, ему понравилось, он поручил выделить 10 миллионов рублей. В реальности эти деньги остались в бумагах. Позже идеей загорелся мэр Москвы Юрий Лужков, обсуждали использование аппарата как городского транспорта на воздушной подушке. Это тоже не вышло за пределы кабинетных разговоров и долгих согласований.

В 2001 году Лев Щукин умер от сердечного приступа. Без него проект потерял человека, который его защищал и тянул вперед. Работы тихо свернули, макеты оказались в музеях и частных коллекциях. Сегодня ЭКИП вспоминают как пример того, как реальная «летающая тарелка» могла стать привычным транспортом, но проиграла не инженерным проблемам, а отсутствию денег и политической воли в самый сложный момент.

Больше историй об НЛО вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6