Юрий Павловец
Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/борьба-с-неграмотностью-в-ссср-и-её-осо/
Борьба с неграмотностью 1920–1930-х годов является одной из наиболее ярких страниц в истории СССР. Данный процесс представляет собой пример беспрецедентного проекта, тесно связанного с самыми различными направлениями жизнедеятельности нового государства, начиная от индустриализации и заканчивая строительством национальных государств внутри Советского Союза. Особый интерес вызывает опыт ликвидации неграмотности в Белоруссии, поскольку он развивался в условиях одновременного становления БССР как союзной республики и проведения политики белорусизации. При этом борьба с неграмотностью здесь не только вписывалась в общесоюзную линию, но и имела ряд своих особенностей, которые позволяют рассматривать её как уникальный исторический процесс.
На рубеже XIX–XX веков Российская империя представляла собой одно из самых неграмотных государств Европы. По данным переписи населения 1897 года, всего лишь 21,1 % граждан умели читать и писать. При этом среди жителей сельской местности неграмотными оставались три четверти, а общий уровень грамотности населения старше 9 лет не превышал 27 %. К 1917 году, по различным оценкам, уровень грамотности населения России составлял не более 30–35 % [8]. На белорусских землях, входивших в состав РИ, положение было аналогичным: школьная сеть была редкой, многие сельские дети вовсе не имели доступа к школе, а грамотность крестьян оставалась крайне низкой. Революция 1917 года застала Белоруссию, как и всю страну, в состоянии культурной отсталости.
Политические партии, действовавшие в Российской империи в начале XX века, при всех различиях в политических целях, сходились в одном: всеобщее начальное образование является необходимым условием модернизации страны. В их программах неизменно присутствовали требования введения обязательного бесплатного обучения, роста числа школ и подготовки педагогических кадров [3]. Однако выполнить заявленные цели удалось лишь после Октябрьской революции – и методами, которые в ряде случаев были далеки от мирных.
Уже в декабре 1917 года в составе Народного комиссариата просвещения был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской. Ему поручалось организовать ликвидацию неграмотности среди взрослого населения, а также разработать и начать реализацию массовых просветительских инициатив. Именно это структурное подразделение стало первым государственным центром будущей кампании ликвидации безграмотности или «ликбеза» [1].
26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров утвердил декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», значение которого выходило за рамки советской России: именно на его основе строились последующие программы в союзных республиках, включая БССР. Документ придал кампании не только административный импульс, но и идеологический смысл: ликвидация неграмотности рассматривалась как условие участия каждого человека в социалистическом строительстве. В нём была заложена идея обязательности образования, государственного контроля за процессом обучения и массового вовлечения населения. В преамбуле подчёркивалось: «Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности» [2]. Согласно декрету, все граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, были обязаны пройти обучение грамоте на родном или русском языке. В каждом населённом пункте, где проживало более 15 неграмотных, должен был быть открыт «ликпункт». Обучение проводилось в течение 3–4 месяцев, а занятия вели как профессиональные преподаватели, так и привлечённые в порядке трудовой повинности грамотные граждане. Уклонение от предписаний декрета рассматривалось как нарушение законодательства [5].
Вслед за декретом в июле 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности – ВЧК ликбеза, которой предоставлялись полномочия контролировать исполнение программы на местах, формировать сеть инструкторов и создавать «грамчека» в губерниях и уездах. По всей стране начали открываться избы-читальни, клубы, создавались бесплатные курсы для рабочих и крестьян. Несмотря на тяжёлые условия гражданской войны, за первые три года существования Советской власти грамотности обучились около семи миллионов человек [1].
Ликвидация неграмотности стала важнейшим элементом политической и идеологической работы новой власти, в которую в 1921 году активно включились профсоюзные организации и Красная армия. Причём именно среди военных процесс борьбы с неграмотностью оказался одним из самых эффективных: если в 1920 году среди призывников неграмотными были около 17 %, то в 1925 году – лишь 4 %. К 1929 году в РККА было обучено грамоте около 600 тысяч человек, а малограмотность ликвидирована у 1,2 млн красноармейцев. Это имело важный эффект для вооружённых сил СССР: возросла дисциплина, улучшилась подготовка командиров и повысилась способность армии воспринимать политические лозунги и установки [5].
К середине 1920-х годов кампания по ликвидации неграмотности приобрела массовый характер. В 1923 году был проведён общесоюзный съезд по ликбезу, где было принято решение сосредоточить внимание на молодёжи 18–30 лет. В 1925 году было создано добровольное общество «Долой неграмотность», которое организовывало по всей стране индивидуальные занятия, курсы, школы для взрослых и широкие пропагандистские акции. Особой популярностью пользовались культпоходы второй половины 1920-х годов – массовые добровольческие кампании, во время которых комсомольцы, студенты и рабочие проводили обучение в деревнях и на предприятиях. Всё это привело к тому, что уже к 1926 году уровень грамотности в СССР вырос до 52,8 %. К концу 1930-х годов всеобщая начальная школа стала нормой, а грамотность населения приблизилась к 90 % по данным переписи 1939 года [3].
Белоруссия развивалась в русле общесоюзных тенденций, но имела и свою специфику, так как начала борьбу с неграмотностью в условиях почти полного разрушения системы образования. Первая мировая война, революционные события и немецкая оккупация привели к тому, что на территории будущей БССР существовали лишь разрозненные школьные структуры. После провозглашения Белорусской ССР началась коренная перестройка народного образования. В основу легли «Положение о единой трудовой школе РСФСР» 1918 года и декрет Совнаркома Литвы и Белоруссии «О реорганизации школьного дела» 1919 года. Именно эти документы заложили будущую структуру школы: две ступени, девятилетний цикл обучения, совместное обучение мальчиков и девочек, отмену оценок, домашних заданий и экзаменов. Важнейшим принципом становилось бесплатное, светское и доступное образование для всех слоёв населения [4].
11 декабря 1920 года была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в Беларуси, а позже аналогичные органы появились на уровне уездов и волостей. Они координировали деятельность ликпунктов, организовывали курсы, готовили педагогов. В 1923 году в БССР был утверждён специальный 15-летний план ликвидации неграмотности, позднее сокращённый до 10 лет. Обучение проводилось в школах, специальных учреждениях и ликпунктах. Одновременно развивалась система образования для взрослых: очно-заочные школы, курсы массовых профессий, обучающие группы при клубах и читальнях. Внешкольные формы занимали до 70 % всей работы по обучению неграмотных, что показывает её массовый характер [9].
К 1930 году в БССР функционировало 309 пунктов ликвидации неграмотности и 319 школ для неграмотных. Чрезвычайная комиссия совместно с наркомпросом, профсоюзами и общественными организациями проводила широкие агитационные кампании, организовывала культпоходы, привлекала добровольцев. Использовалась наглядная агитация: плакаты, лозунги, массовые публичные чтения. Один из плакатов тех лет провозглашал: «Неграмотный – тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья», что отражало идеологический и просветительский характер борьбы с неграмотностью [3].
Борьба с неграмотностью в БССР тесно переплеталась с политикой белорусизации (коренизации), проводившейся в 1920-е годы. Её целью было создание национальной школы, повышение статуса белорусского языка, формирование национальной интеллигенции и воспитание граждан республики на родном языке [7]. К 1927/28 учебному году в БССР действовало уже более 5500 школ, из них почти 5000 – с белорусским языком обучения. По мнению ряда историков, именно белорусизация способствовала успеху ликвидации неграмотности, так как обучение на родном языке делало образование доступным и понятным для крестьянского большинства [6]. Одновременно активно развивались избы-читальни, сельские библиотеки, народные дома, клубы – центры просвещения, где население училось читать, знакомилось с газетами и книгами, участвовало в кружках самодеятельности.
Одновременно власти уделяли внимание и начальной школе, так как именно она должна была стать основой будущего развития образования в стране и подготовки кадров. Уже к 1922 году в БССР вводилась обязательная четырёхлетняя начальная школа, а в 1926 году ЦИК и СНК БССР приняли постановление «О введении всеобщего обучения детей от 8 до 11 лет». В конечном счёте это привело к тому, что к середине 1930-х годов на территории республики функционировали десятки техникумов, профессиональных школ и высших учебных заведений; первым из них стал Белорусский государственный университет, открывшийся в 1921 году и ставший символом проводимой в БССР белорусизации [4].
В 1930-е годы борьба с неграмотностью в БССР приняла массовый характер. В 1931 году Совнарком БССР утвердил программу «О всеобщем обучении неграмотных», предусматривавшую ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. По различным данным, за 1920–1930-е годы обучение в республике прошли более одного миллиона человек. К началу 1930-х годов грамотность среди детей 8–11 лет достигала 98 %, а в школах обучалось свыше миллиона учащихся [6]. В данный период азбучная грамотность уже перестала удовлетворять потребности государства, поэтому на первый план стала выходить борьба с малограмотностью. В школах ликбеза вводились курсы техминимума, агроминимума, практических навыков. Всё большее значение приобретала профессиональная подготовка, а к середине 1930-х годов организация работы по ликвидации неграмотности была передана от добровольных обществ местным советам, что отражало завершение чрезвычайного этапа кампании [9].
Однако успехи не обходились без трудностей: нехватка учителей и учебных пособий, слабая материально-техническая база, особенно в деревне. В сельских школах не хватало чернил, тетрадей и даже мебели. Один учитель зачастую обучал несколько классов одновременно. Ускоренные темпы кампании порой приводили к формальному усвоению знаний: многие учащиеся вскоре забывали азбуку. Историки отмечают, что борьба с неграмотностью проводилась форсированными темпами, что приводило к низкому качеству знаний и недостаточному уровню образованности населения [3].
Общие результаты кампании по ликвидации безграмотности в СССР были масштабными. К 1936 году грамотность получили около 40 млн ранее неграмотных граждан. С 1933 по 1937 год в школах ликбеза обучались свыше 20 млн неграмотных и примерно столько же малограмотных. К концу десятилетия неграмотность перестала быть острой социальной проблемой, и по данным переписи 1939 года грамотность лиц от 16 до 50 лет составляла около 90 % [1]. Кампания ликбеза стала одной из основ индустриализации, поскольку грамотный рабочий мог освоить сложное оборудование, участвовать в производственных инновациях, воспринимать политические лозунги и идеологические установки. В БССР итоги были сопоставимыми: почти полная ликвидация неграмотности среди взрослого населения, создание развитой сети школ, техникумов и вузов, формирование национальной интеллигенции и значительный рост культурного уровня населения. К концу 1930-х годов БССР превратилась из отсталой окраины бывшей империи в культурно развивающуюся республику с широкой сетью учебных заведений и развитой интеллектуальной средой.
Опыт Белоруссии показывает, что ликвидация неграмотности была не только образовательным, но и политическим и социальным процессом, являвшимся частью общесоюзного строительства. Его основой стало сочетание государственной мобилизации, широкой общественной инициативы, идеологической мотивации и потребностей страны. Это позволило БССР сравнительно быстро создать полноценную систему народного образования, обеспечить подготовку специалистов для промышленности и сельского хозяйства, сформировать национальную педагогическую школу и интегрировать население в новую социальную структуру. Для Белоруссии ликвидация неграмотности стала неотъемлемой частью становления республики и её дальнейшего развития, превратившись в один из фундаментов экономического и культурного роста.
ЛИТЕРАТУРА
- Волошина С. Ликвидация безграмотности в СССР [Электронный ресурс]. Режим доступа https://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr
- Декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.prlib.ru/history/619846
- Замостьянов А. Приказано уничтожить: как большевики ликвидировали безграмотность [Электронный ресурс]. Режим доступа https://iz.ru/957841/arsenii-zamostianov/prikazano-unichtozhit-kak-bolsheviki-likvidirovali-bezgramotnost
- Как создавалось школьное образование в Беларуси 100 лет тому назад? [Электронный ресурс]. Режим доступа https://novgazeta.by/news/oficialno/kak-sozdavalos-shkolnoe-obrazovanie-v-belarusi-100-let-tomu-nazad/
- Климко М. К. Ликвидация неграмотности как важный фактор укрепления боеспособности Красной армии // Перспективы социально-гуманитарного образования в технических учебных заведениях [Электронный ресурс] : сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, Минск, 9-10 декабря 2022 г. / редкол.: А. Н. Кукса, О. В. Лепеш, С. В. Боголейша. – Минск: БНТУ, 2023. – С. 88-91.
- Народная адукацыя i педагагiчная навука у Беларусi (1917–1945) / Г. Р. Сянькевiч, А. В. Трухан, З. М. Цiток i iнш. – Мiнск: Народная асвета, 1993. – 494 с. 5.
- Павловец Ю.С. «Коренизация» в Белоруссии – особенности, результаты и отличие от Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа https://naukaverakuljtura.com/ коренизация-в-белоруссии-особенн/
- Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930‑е годы И. В. Глущенко // Вопросы образования. – 2015. – № 3 – с. 246-283.
- Ширяева М. Ю. К вопросу о становлении образования взрослых в Беларуси в советский период [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bsmu.by/upload/iblock/be3/9t9jpf3p6pbkxvkah31xb97vfy6gcof0/201405061246119.pdf