Когда долго работаешь на одном месте, пользуешься уважением коллег, поддержкой руководства, можешь ошибочно представить себя незаменимым, и попытаться что называется начать качать права. Такое рвение редко оканчивается добром для инициатора сущностных перемен, его скорее увольняют без сожаления. Как, например, Ю Ман-су, инспектора по охране труда на бумажной фабрике с 25-летним стажем, имеющим награду «Лучший бумагодел 2019 года», добропорядочного семьянина и вообще, спокойного уравновешенного человека. Он не ожидал, что его инициатива вызовет столь негативную реакцию у акционеров компании. И теперь бедолаге приходится работать грузчиком, терпеть лишения, отказываться от двух любимых собак, отчего дома и того покоя, что сулила ему прежняя должность. Мужчина рьяно ищет новую и готов буквально на всё ради неё. Хоть пусть и вероломное преступление.
Пак Чхан-ук в начале нулевых с новой силой любопытства обратил внимание народных масс и самого Тарантино на южнокорейский кинематограф своим Олдбоем, вообще этой трилогией Мести. Он мастер своего криминально-триллерного дела, этот жанр традиционно развит на южном полуострове. А господин Пак так и вовсе на нём собаку съел. Автор с большой буквы, часто отходящий от правил кино и от собственной линии повествования. Как и в данном случае. Здесь он решил затронуть тему нахождения человека в безысходном положении, когда личность начинает трансформироваться под давлением тревоги от безденежья и угрозы потерять дорогое сердцу и карману имущество. Индивид практически решается на такое, что ранее даже в теории не помышлял представить. По крайней мере, большую часть времени создатели иллюстрируют эту метаморфозу на самом высоком уровне, прибегая к уловкам монтажа и звука, смешным диалогам, равно как и положениям героев, в которые они попадают. Получается картина на злобу современности, в которой часто смеются только потому, что иначе пришлось бы рвать волосы на голове зрителя. А подобное, судя по всему, постановщику уже не интересно.
Фильм многослоен, это публике дают понять сразу, первым кадром. Резкая перемена солнечного освещения верхушки деревьев переходит на более приземлённый фокус с менее ярким освещением. И уже здесь нам понятно, что автор задумал нечто мудрёное. Далее повествование усложняется, сцена в ночном клубе под мигание огней накладывается на другую, под дождём, и подобные приёмы используются очень часто. К тому же Пак вписывает в историю множество ироничных интонаций, нередко переходящих в неожиданно смешные моменты (разговор по телефону с первым претендентом, когда тому пришлось спуститься в низину, лишь бы он не зашёл в дом). К этому прибавляются на первый взгляд незначительные кадры, как будто из мусорного бака монтажной студии. Такими кусками, каждый из которых представляется самодостаточной темой для исследования, громоздится произведение, не выходящее за рамки провинциальной повести, умудряющееся быть понятной всякому на нашей людной планете.
В фильме присутствует фирменная азиатская жестокость, которая в южнокорейском кино возводится в степень высокого искусства (одно скрученное проволокой тело одного из конкурентов протагониста чего стоит). Однако на это не делается упор, оно является лишь очередным аттракционом из многих. Правда, иногда аудитория утомляется от перегруженности и некоторой затянутости сценария. Словно режиссёр сотоварищи растерялись на съёмочной площадке так же, как их герой на очередном тестировании. Вообще, говоря о затянутости отдельных сцен – те приёмы, о которых сказано выше (монтаж, звук, ирония), перевалив за экватор хронометража начинают восприниматься как приём ради приёма. И это справедливое наблюдение. Хотя на выходе, когда мы подбираемся к финалу, понимаем – всё это надо было пережить, поскольку каждая деталь, всякая сцена, отнюдь не недоработка автора, а такая его манера передать задуманное. И финальные кадры с механизмами по спиливанию деревьев, кроме гуманистического послания подтверждают ту мелочную возню в столь масштабном изображении, которую затеял ради должности герой Ли Бён-хона.
Метод исключения изобретательный комедийный триллер, в котором мастерство постановщика проявляется не только в грамотной расстановке акцентов в сложносочинённой конструкции, но и способность рассмешить или удивить одной монтажной склейкой. Однако, невзирая на существенные технические плюсы картины, нам всё-таки недостаёт полноты, насыщенности, в содержательной части работы. Господин Пак взял достаточно примитивную метафору, иллюстрирующую закон сдержек и противовесов посредством недобросовестной конкуренции на рынке труда и воплотил её больше стилистическими и техническими средствами, нежели сотворив произведение искусства. Картина скорее понравится учащимся режиссёрских курсов, а не простому обывателю. Это витиеватое повествование, оно спокойно может оттолкнуть часть обычного зрителя, если и привыкшего к некоторым художественным экзерсисам, то в менее насыщенном виде. А в целом работа, если набраться терпения, расскажет не только о несправедливости жизни и её случайных, таких же вопиющих, подарках, но и о том, как надо удобрять только что посаженную яблоню.