Найти в Дзене
Архитектура Смыслов

Щука, которую не надо есть: как сказка про Емелю учит нас главной ценности жизни

Жила-была Емеля. Да-да, та самая — только девица. И приходилось этой Емеле несладко: с утра печь истопить, пироги напечь, детей в школу собрать, да ещё и на работу успевать. А труднее всего было воду на коромысле из реки носить... Так и хотелось ей порой, чтобы вёдра сами домой шли, да ещё и коромысло на себе несли. Мечта, знакомая любой, кто устал тащить на себе быт, работу и тонны невидимого труда.
Но в нашей сказке — не про то, как Емеля нашла волшебный ключ от всех дел. А про то, как она нашла кое-что важнее: главную ценность жизни. И ценность эту добыла она не трудом, а… щукой. Часть 1. Встреча у проруби: где рождается чудо Раз пошла Емеля по воду. Пробила полынью, устала, зачерпнула ведро — и видит: в воде Щука. И Щука эта человечьим голосом просит её отпустить. Емеля плюхнулась в снег. Первой мыслью было: «Как так? Я так устала. И тут мне, наконец, повезло — рыба сама в ведро попала! И теперь её отпускать? Она просит?? Да где это видано, чтобы рыбы просили. Это мне кажется!»
Чу
Оглавление

Жила-была Емеля. Да-да, та самая — только девица. И приходилось этой Емеле несладко: с утра печь истопить, пироги напечь, детей в школу собрать, да ещё и на работу успевать. А труднее всего было воду на коромысле из реки носить... Так и хотелось ей порой, чтобы вёдра сами домой шли, да ещё и коромысло на себе несли. Мечта, знакомая любой, кто устал тащить на себе быт, работу и тонны невидимого труда.
Но в нашей сказке — не про то, как Емеля нашла волшебный ключ от всех дел. А про то, как она нашла кое-что важнее: главную ценность жизни. И ценность эту добыла она не трудом, а… щукой.

Часть 1. Встреча у проруби: где рождается чудо

Раз пошла Емеля по воду. Пробила полынью, устала, зачерпнула ведро — и видит: в воде Щука. И Щука эта человечьим голосом просит её отпустить.

Емеля плюхнулась в снег. Первой мыслью было: «Как так? Я так устала. И тут мне, наконец, повезло — рыба сама в ведро попала! И теперь её отпускать? Она просит?? Да где это видано, чтобы рыбы просили. Это мне кажется!»
Чуть не заплакала Емеля от усталости и непонимания. Но вместо слёз решила всё же поговорить. Она высказала вслух свою печаль: об усталости, о тяжёлых вёдрах, о бесконечном круге дел. «Уж если ты, Щука, по-человечьи говоришь, может, и человеческую печаль поймёшь?»

И Щука её услышала! Не как рыбака, который хочет её съесть, а как уставшую собеседницу, потерявшую силы и надежды. Между ними произошло то самое взаимопонимание, которое рождается, когда один позволяет другому быть иным. Они почувствовали родство душ.

И Емеля, порадовавшись этой невероятной встрече, отпустила Щуку. Не из расчёта, а потому что она почувствовала резонанс. И она пожалела щуку. Ей стало жалко поглощать, присваивать то, что только что было ей чутким собеседником.

Тут я вспоминаю годовалую девочку, которая в кулачке зажала выпавшего птенца. Птенец, ясное дело, уже не жилец. А девочка, едва научившаяся говорить, смотрит на него и просит: «Птичка, пой!». Она хочет обладать живым, но обладанием убивает эту жизнь.

Емеля — не эта девочка. Она угадывает: если не отпустить Щуку — она умрёт. Умрёт как чудо, как собеседник, как возможность иного. Останется только мёртвая рыба — ресурс на один ужин. И не будет ни «щучьего веленья», ни лёгких вёдер. И она отпускает свою Щуку, свою Удачу.

И тут случилась магия. На прощанье Щука оставила ей заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению». И оно сработало. Вёдра пошли домой сами.

-2

Часть 2. Кто такая Щука на самом деле? (Перевод с волшебного)

Щука — это Мир. Другой. Непонятный.
Это всё, что не подчиняется нашим внутренним законам, не вписывается в картину «вёдер» и «печей».

Например, Щукой может быть:

  • Ваша внезапная «лень» в субботу, когда вместо планов хочется смотреть в стену. Это не слабость. Это — щука-Усталость, которая хочет, чтобы её услышали, а не «пересилили».
  • Сын, бросивший университет ради странного стартапа. Это — щука-Инаковость, живущая по своим законам. Попытка «схватить» его советами может задушить в нём живое.
  • Мысль: «А не уехать ли жить в маленький город?» — которая пугает и манит. Это щука-Возможность. Хватка ума («это нереально!») убьёт её. Диалог — откроет дверь.

Отношения с Щукой — это всегда встреча с иным и согласие на эту встречу.
Это значит:

  • Дать голос своей усталости вместо того, чтобы затыкать её волевым усилием.
  • Расшифровать сигналы своей «лени» — а что, если это не грех, а просьба тела или души о передышке?
  • Принять новые правила игры — где ценностью становится не количество «свёрстанных дел», а качество проживаемой радости.

И самое главное — это признать, что и я сама для этой своей Усталости, для этой Возможности — тоже «другая», со своими законами. Мы встречаемся не для войны, а для узнавания. И в этом узнавании рождается та самая ценность — радость от самой встречи.

-3

Часть 3. Инструмент: Как договориться со своей Щукой (чтобы вёдра пошли сами)

Сказка — не просто история. Это чертёж. Давайте переведём его в инструкцию, где «вёдра» — это наши обязательства, а «щука» — шанс изменить правила.

Шаг 1. Услышать своё «хочу, чтобы вёдра шли сами».
Что такое лень? Часто — это сигнал системы о перегрузке. Спросите себя:
«От чего я на самом деле так устала? Что в этой ноше (работа, отношения, быт) стало невыносимым?» Найдите конкретную боль — это ваше «коромысло».

Шаг 2. Заметить свою Щуку в полынье.
Щука — это любое «другое», возникающее, когда вы наиболее уязвимы.

  • Незнакомое чувство (зависть к чужой свободе как сигнал о своей несвободе).
  • Неожиданная возможность, на которую «нет времени».
  • Чужое мнение, режущее по живому (указующее на вашу неотстроенную границу).
    Важно: Щука вызывает не только страх, но и любопытство. Она кажется
    странной.

Шаг 3. Не хватать. Задержать руку.
Наш рефлекс — схватить, контролировать, «разобраться». Вспомните девочку с птенцом. Хватка убивает чудо.
Вместо этого — остановитесь. Признайте: «Да, это что-то
другое. Я этого не понимаю. И это нормально».

Шаг 4. Заговорить, как Емеля. Высказать свою «печаль».
Не требовать. Проговорить вслух (себе или бумаге) свою усталость и растерянность.
«Я устала таскать эти вёдра. Я не понимаю, что ты такое. Но мне интересно/страшно от этой встречи».
Это акт признания инаковости и собственной уязвимости. Вы не боретесь. Вы вступаете в контакт.

Шаг 5. Отпустить и наблюдать за «щучьим веленьем».
Отпустить — не забыть. Это дать пространство и довериться. Перестать давить.
И затем — внимательно смотреть. Какое новое слово, мысль, действие приходит
после этой встречи? Как меняется восприятие «вёдер»? Помощь часто приходит как новый язык или сдвиг в восприятии, делающий тяжёлое — лёгким.

Ключевой принцип:
Радость — это не награда «после». Это ценность, рождающаяся
в процессе диалога. В момент, когда вы отпускаете контроль и позволяете миру быть иным, в вас уже возникает радость узнавания — и она становится настоящей силой.

-4

Заключение: Возвращение к печи с новой ценностью

Емеля вернулась домой. Печь осталась печью. Вёдра, возможно, ещё не раз придётся носить. Но изменился главный ресурс. У неё теперь есть не волшебная палочка, а договор с инаковостью. Она знает язык «щучьего веленья» — язык, на котором говорит радость от самой встречи с жизнью, а не от её покорения.

Возможно, и нам стоит перестать пытаться победить свою усталость, свои странные мысли, свои неудобные возможности. Может, стоит отпустить их в реку, признав их право на существование. И тогда, глядишь, они ответят нам своим «веленьем» — и мы найдём новые силы, чтобы нести свои «вёдра», или даже обнаружим, что некоторые из них и правда могут идти сами.

А что для вас сегодня стало бы такой «щукой»? Делитесь в комментариях.

© Тамара Талызина, «Архитектура смыслов». При перепечатке ссылка на alzero.ru обязательна.

(Теги: #психология #сказкадлявзрослых #психология45плюс #эмоциональноевыгорание #саморазвитие #радость #психологиядляженщин #архитектурасмыслов)