Археологические открытия последних десятилетий преподносят всё новые загадки, заставляя сомневаться в той версии истории человечества, которую нам преподают в школах и университетах. И одна из самых удивительных тайн связана с изображениями божеств в культурах, разделённых тысячами километров и целыми эпохами. Речь идёт о странных предметах в форме небольших портативных ёмкостей, которые держат в руках боги практически всех древних народов планеты.
Женская сумочка древних?
Внимание к этому феномену привлёк британский писатель-исследователь Грэм Хэнкок, автор нескольких книг о забытых цивилизациях. Он заметил, что на барельефах Древнего Шумера изображения небесных существ, которых местные жители называли аннунаками, часто содержат один и тот же любопытный элемент. Божественные фигуры сжимают в руках небольшие ёмкости с характерной формой: плоское прямоугольное или квадратное основание и полукруглая рукоять сверху. Выглядит этот предмет как миниатюрная корзина или женская сумочка, и держат его боги всегда одинаково – за дугообразную верхнюю часть.
Казалось бы, обычная бытовая деталь на древних рисунках. Но вся странность ситуации проявляется, когда начинаешь сравнивать изображения из разных уголков мира. Этот же загадочный аксессуар появляется на каменных стелах у ацтеков и ольмеков в Мексике. Его можно увидеть на барельефах знаменитого мезоамериканского бога Кетцалькоатля в археологическом комплексе Ла-Вента. Те же самые предметы держат гигантские каменные статуи воинов в Туле, древней столице империи тольтеков, где пятиметровые базальтовые колоссы, известные как Атланты, стоят уже много веков.
Но самое поразительное открытие ждало археологов в турецком Гёбекли-Тепе – древнейшем мегалитическом храмовом комплексе на планете. Этому сооружению около двенадцати тысяч лет, оно было построено за несколько тысячелетий до появления Стоунхенджа и египетских пирамид. На массивных каменных колоннах, украшенных искусной резьбой, среди изображений животных и загадочных символов можно разглядеть те же самые сумки. Особенно отчётливо они видны на так называемом Камне Стервятника – одном из самых известных мегалитов комплекса.
Получается парадоксальная ситуация. Культуры древних шумеров и мезоамериканских народов не имели между собой никаких контактов, их разделяли океаны и тысячелетия. Неолитические строители Гёбекли-Тепе жили в эпоху, когда человечество только-только переходило от охоты и собирательства к земледелию, а о металлургии и речи не шло. Между тем изображения божественных существ с одним и тем же характерным предметом в руках встречаются и здесь, и в развитых цивилизациях бронзового века.
Сумки Маори
Исследования показали, что география распространения этого символа ещё шире. Похожие изображения обнаружены в культуре новозеландских маори, где существуют древние легенды о герое, который поднялся в дом небесных богов и вернулся обратно с тремя корзинами, наполненными священной мудростью. Сумки маори символизировали знание, дарованное свыше. Индейские петроглифы в Калифорнии также содержат рисунки похожих предметов, которые историки называют изображениями мешочков с лекарственными травами или священными снадобьями.
Археологи, работающие в Гёбекли-Тепе уже более тринадцати лет, признаются, что до сих пор не могут понять, каким образом люди каменного века, вооружённые лишь примитивными орудиями, сумели вырезать, переместить и установить эти многотонные колонны. И уж тем более нет внятного ответа на вопрос: почему на древних изображениях по всему миру повторяется один и тот же мотив загадочной сумки в руках божеств?
Часы богов
Интересно, что помимо сумок, на шумерских барельефах привлекают внимание странные предметы на запястьях божественных существ. Эти изображения поразительно напоминают современные наручные часы или браслеты-коммуникаторы. Они присутствуют практически на всех изображениях аннунаков и никогда не встречаются у обычных людей. Этот факт породил множество спекуляций о том, что боги древних шумеров могли обладать технологиями, намного превосходящими уровень развития той эпохи.
В Древнем Египте прямых аналогов месопотамских сумок не найдено, однако египетские боги постоянно изображаются с символом анх – крестом с петлёй наверху. Исследователи отмечают, что способ держания анха удивительно похож на то, как боги других культур сжимают свои загадочные сумки – за верхнюю закруглённую часть. Возможно, анх представляет собой местную интерпретацию того же самого символа, адаптированную под египетскую религиозную систему. Боги часто подносят анх к лицу фараона, даруя ему дыхание жизни и бессмертие, что перекликается с идеей о сумке как источнике божественных даров.
Каменные "сумки"
В древней джирофтской культуре, существовавшей на территории современного Ирана в третьем тысячелетии до нашей эры, археологи обнаружили реальные физические артефакты, напоминающие эти загадочные сумки. Они изготовлены из хлорита – камня зеленоватого оттенка – и действительно имеют форму, похожую на утюг или гирю с рукояткой. Многие из них украшены изысканной резьбой с изображениями змей и других животных. Официально эти предметы называют гирями для весов, но сами археологи честно признают, что истинное назначение джирофтских артефактов остаётся неизвестным. Слишком сложна их орнаментация для простых гирь, да и религиозная символика явно указывает на какое-то сакральное значение.
Грэм Хэнкок выдвинул смелую гипотезу, которая находит всё больше сторонников среди исследователей альтернативной истории. По его мнению, все эти божества в разных культурах могли быть представителями одной и той же высокоразвитой цивилизации или даже пришельцами с других планет, которые путешествовали по Земле, обучая первобытные народы различным премудростям и знаниям. В таком случае загадочные сумки являлись либо важным техническим устройством, либо средством связи, либо каким-то портативным источником энергии или информации.
Хэнкок связывает эти изображения с древними текстами, в которых упоминаются Семь Мудрецов, возглавляемых богом-рыбой Оаннесом. Согласно месопотамским легендам, эти существа пришли из моря и научили людей письменности, математике, астрономии и строительству. Возможно, сумки символизировали знания и технологии, которые эти учителя принесли человечеству.
Небесные сумки
Американский исследователь Лэрд Скрэнтон, автор нескольких книг о космологических знаниях древних культур, предлагает совершенно иную интерпретацию. Он считает, что сумка представляет собой не физический предмет, а космологический символ, закодированное знание об устройстве мироздания. Скрэнтон пишет: В древних культурах от Африки до Индии и Китая фигура круга символически ассоциировалась с понятиями духовности и нематериального мира, в то время как фигура квадрата часто связывалась с понятиями Земли и материальности. Таким образом, изображение используется для обозначения объединения земли и неба, материальных и нематериальных элементов существования.
Согласно этой трактовке, полукруглая ручка сумки олицетворяет небесный свод и духовную реальность, а квадратное или прямоугольное основание символизирует земную твердь и материальный мир. Боги, держащие такой предмет, демонстрируют своё владение обеими сферами бытия, свою способность соединять высшее и низшее, духовное и телесное. Некоторые изображения действительно выполнены предельно схематично – просто дуга над прямоугольником, что подтверждает символическую, а не буквальную природу этих рисунков.
Другие исследователи видят в загадочных ёмкостях символ изобилия и божественных даров. Существует множество мифологических образов бездонных корзин или волшебных мешков, из которых можно извлечь неограниченное количество пищи, воды или других благ. Боги, владеющие такими предметами, обладают способностью одаривать простых смертных всем необходимым для жизни. Эта идея о неиссякаемом источнике благ присутствует в фольклоре практически всех народов мира, что объясняет, почему образ сумки мог независимо возникнуть в разных культурах.
Теории и версии от научного мира
Есть и более приземлённая, но не менее интригующая версия. В некоторых древних культурах жрецы и шаманы использовали специальные ёмкости для хранения священных растений, вызывающих изменённые состояния сознания. Употребление психоактивных веществ было неотъемлемой частью религиозных ритуалов во многих регионах мира. Возможно, сумки богов содержали именно такие священные снадобья, позволявшие входить в контакт с духовным миром. В этом случае изображение сумки указывало на способность божеств переходить между мирами и открывать эти пути избранным смертным.
Интересную параллель можно провести с древнеегипетскими иероглифами, где встречается изображение палатки или временного жилища в форме, напоминающей сумку. Куполообразные столбы служили каркасом, на который натягивались шкуры животных или ткань, образуя квадратное основание. Такая конструкция очень похожа на вигвам североамериканских индейцев или юрту кочевников Центральной Азии. В египетской символике это изображение служило домом для богов и богинь. Не исключено, что схожие изображения в других культурах также могли означать портативное святилище, переносной храм, который божественные учителя брали с собой в путешествиях.
Некоторые исследователи обращают внимание на то, что изображения сумок часто связаны с так называемым Древом Жизни – мистическим растением, соединяющим небеса, землю и подземный мир. На ассирийских барельефах крылатые существа держат сумки в одной руке, а в другой – нечто похожее на шишку или соцветие, которым они прикасаются к священному дереву. Возможно, эти действия символизируют процесс опыления или передачи жизненной силы, а сумки содержат семена или пыльцу этого мифического растения.
Ещё одна версия предполагает, что форма сумки могла кодировать важные математические или астрономические знания. Соотношение прямоугольника и полукруга может отражать геометрические принципы или календарные циклы. Известно, что древние строители обладали глубокими познаниями в математике и астрономии. На одной из колонн Гёбекли-Тепе недавно был обнаружен древнейший в мире календарь, изображающий триста шестьдесят пять дней в году, двенадцать лунных месяцев и дополнительные дни. Возможно, форма сумки также несла в себе закодированную информацию о космических циклах.
Современные археологи пытаются найти рациональное объяснение этому феномену. Одна из наиболее прагматичных теорий утверждает, что древние художники могли изображать обычные корзины или сумки для переноски различных предметов, используемых в ритуалах – благовоний, священных текстов, ритуальных инструментов. Однако эта версия не объясняет, почему форма и способ изображения этих предметов оказываются настолько похожими в культурах, между которыми не было никаких известных контактов.
Шумерская цивилизация
Сторонники теории древних астронавтов видят в сумках доказательство визитов представителей внеземных цивилизаций. Они указывают на то, что многие древние тексты описывают богов, спускающихся с небес в огненных колесницах. Шумерский эпос о Гильгамеше рассказывает, как герой попытался подняться с богами в небо, но когда огненная колесница взмыла ввысь, и он увидел, как огромное море превратилось в маленькую лужу, его охватил ужас, и он стал умолять вернуть его обратно. Эти описания удивительно напоминают полёты на космических кораблях.
Согласно расшифровкам древних шумерских текстов, аннунаки прибыли на Землю около четырёхсот пятидесяти тысяч лет назад с загадочной планеты Нибиру. Им требовались земные ресурсы, особенно золото, которое истощилось на их родном мире. Для добычи минералов они создали рабочую силу, генетически модифицировав приматов и получив новый вид – человека разумного. Шумеры утверждали, что эти существа были огромными гигантами ростом более четырёх метров, а продолжительность их жизни исчислялась сотнями тысяч земных лет.
В этом контексте загадочные сумки могли быть портативными устройствами, необходимыми для работы или выживания пришельцев в земных условиях. Может быть, это были анализаторы атмосферы, генераторы защитных полей, устройства связи с кораблём или базой, источники энергии для их экзоскелетов и инструментов. Наручные устройства на запястьях аннунаков дополняют эту картину, создавая впечатление о высокотехнологичной цивилизации.
Но есть и скептики, которые предлагают более простое объяснение. Возможно, сходство изображений не столь велико, как кажется, и мы видим совпадения там, где их нет. Человеческий мозг склонен находить закономерности даже в случайных паттернах. Форма ёмкости с ручкой является достаточно универсальной и функциональной, поэтому независимое возникновение похожих предметов в разных культурах вполне вероятно. Однако даже скептики признают, что степень сходства между изображениями из Месопотамии, Мексики и Анатолии действительно поразительна.
Исследователи из Эдинбургского университета, изучавшие символы на колоннах Гёбекли-Тепе, пришли к выводу, что этот храмовый комплекс был не просто местом поклонения, но своего рода обсерваторией и хранилищем астрономических знаний. Некоторые символы, возможно, фиксируют наблюдения за кометой или астероидом, столкновение которого с Землёй произошло около одиннадцати тысяч лет назад и вызвало резкое похолодание. Не исключено, что изображения сумок на Камне Стервятника символизируют выживших представителей древней цивилизации, несущих семена знаний, необходимые для восстановления разрушенного катаклизмом мира.
Итальянский астроархеолог Джулио Магли из Миланского технического университета обнаружил, что главный храм Гёбекли-Тепе чётко ориентирован на звезду Сириус. Колоннада расположена таким образом, что Сириус восходил точно в её центре. Это не случайно – во многих древних культурах Сириус занимал особое место. Африканское племя догонов, живущее в Мали, обладает удивительными знаниями об этой звёздной системе, которые они якобы получили от небесных учителей тысячи лет назад. Легенды догонов рассказывают о боге Номмо, который спустился с Сириуса на Землю в ковчеге, наполненном растениями и животными, и научил людей ремёслам и знаниям об устройстве Вселенной.
Связь между удалёнными культурами через символ Сириуса и изображения похожих сумок у божественных учителей создаёт интригующую картину. Возможно, по всей Земле в глубокой древности действительно путешествовали представители некой высокоразвитой цивилизации, оставляя после себя схожие следы в мифологии и искусстве разных народов. Эта цивилизация могла быть земной, но погибшей в результате катастрофы, или действительно иметь внеземное происхождение.
Археолог Клаус Шмидт, посвятивший десятилетия раскопкам в Гёбекли-Тепе, отмечал, что изображения на колоннах представляют собой не просто декоративные элементы, а сложную систему символов, несущих закодированное послание. Он говорил: Я думаю, мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов. У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и ладони. Это творцы. Эти древние создатели держат в руках загадочные предметы, значение которых мы ещё не до конца понимаем.
Проблема в том, что большинство древних текстов и легенд не содержат прямых описаний того, что именно представляли собой эти сумки и для чего они использовались. Боги просто изображаются с ними, как с обязательным атрибутом, но без объяснений. Это молчание источников ещё больше усиливает загадку.
Скандинавская мифология
В скандинавской мифологии, кстати, тоже встречаются мотивы, которые можно связать с этой темой. Великаны-йотуны, предшествовавшие богам-асам, обладали древними знаниями и технологиями. После войны между асами и ётунами новые боги заняли господствующее положение. Подобные сюжеты о смене поколений богов присутствуют в греческой мифологии с её титаномахией. Возможно, все эти легенды отражают реальные исторические события – столкновение древних высокоразвитых культур с более молодыми цивилизациями.
В индийской традиции бог Шива иногда изображается с похожей сумкой, подвешенной на дереве над его головой. Это может указывать на то, что символ распространился даже в регионы, которые обычно не рассматриваются в контексте этой загадки. Связь богов со звёздами и космосом прослеживается во всех древних культурах без исключения.
Некоторые исследователи предполагают, что сумки могли представлять собой прибор, способный изменять пространство или обладавший невероятной силой и функциональностью. Подобно чемоданчику фокусника, из которого достают предметы, намного превышающие внутренний объём, боги удивляли древних людей своими чудесами. Факт присутствия изображений сумок во множестве культур говорит о том, что их обладатели могли свободно путешествовать по всей планете, везде демонстрируя одинаковые удивительные способности.
Археологи, работающие в различных регионах, продолжают находить новые изображения похожих предметов. Помимо уже упомянутых культур, сумки обнаружены у финикийцев, этрусков, ассирийцев. Даже в Индонезии найдены резные фигурки с этим символическим атрибутом. География становится всё шире, а загадка – всё глубже.
Детали изображений тоже разнятся. Иногда сумки представлены схематично, просто геометрическими фигурами. Но на других барельефах они прорисованы с невероятной тщательностью, демонстрируя плетёную структуру, словно это корзины из тростника или коры. Джирофтские каменные артефакты выглядят как массивные гладкие предметы с изысканной резьбой. Эта вариативность может указывать как на различные интерпретации одного и того же символа, так и на действительно разные типы предметов, объединённых общей функцией.
Одна из самых свежих теорий связывает изображения с реально существовавшими переносными святилищами. В древности, когда народы вели кочевой или полукочевой образ жизни, храмы не всегда были стационарными сооружениями. Переносные святилища в виде особых ковчегов или скиний позволяли брать божественное присутствие с собой в путешествия. Библейский Ковчег Завета был именно таким переносным святилищем. Возможно, сумки богов символизировали эту идею мобильной святости, присутствия божественного в любом месте.
Так что же на самом деле представляли собой загадочные сумки древних богов? Были ли они техническими устройствами высокоразвитой цивилизации, космологическими символами, закодированными знаниями, религиозными атрибутами или просто элементами мифологического образа? Современная наука пока не может дать однозначный ответ.
Скептики правы в том, что экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств. Однако нельзя отрицать, что сам факт повторения этого мотива в столь различных и изолированных друг от друга культурах заставляет задуматься. Либо человеческая психика устроена так, что независимо генерирует схожие символы, либо между древними цивилизациями существовали какие-то связи, о которых мы пока не знаем, либо они действительно черпали вдохновение из одного источника – будь то забытая материнская культура или загадочные учителя из звёзд.
Археологические раскопки продолжаются, новые технологии анализа позволяют извлекать всё больше информации из древних памятников. Возможно, однажды будет найден текст или изображение, которое прояснит значение этих загадочных предметов. А может быть, тайна так и останется неразгаданной, продолжая будоражить воображение исследователей и любителей древних загадок.
Одно можно сказать с уверенностью: человечество обладает гораздо более сложной и таинственной историей, чем принято считать. Каждое новое открытие показывает, что наши предки знали и умели намного больше, чем мы привыкли думать. И загадка сумок древних богов – лишь одна из множества тайн, которые ждут своего разрешения. Возможно, ответ изменит наше представление не только о прошлом, но и о будущем человеческой цивилизации.