Представьте себе корабли, чьи судьбы словно сотканы из парадоксов. Они были созданы маленькой европейской страной для защиты гигантской, богатой колонии на другом конце света. Их родина была стерта с карты Европы за считанные дни, а им было суждено пройти через самые жаркие морские сражения планеты и выжить там, где гибли целые флоты. Они не были крупнейшими или сильнейшими, но обладали тем, что на военном жаргоне зовется «счастливой костью». Это два голландских легких крейсера типа «Тромп»: «Тромп» (Hr.Ms. Tromp) и «Якоб ван Хемскерк» (Hr.Ms. Jacob van Heemskerck). Их история – это не просто хроника походов, а сага о феноменальной удаче, дерзости и верности долгу, когда за спиной – лишь оккупированная родина.
Начало: стальные посланцы маленькой великой державы
В 1930-е Нидерланды, казалось бы, тихая страна каналов и тюльпанов, были колониальной империей. Жемчужиной в ее короне была Голландская Ост-Индия – острова, сегодня известные как Индонезия, с их несметными запасами нефти, олова и каучука. Запахло большой войной, и Япония с ее растущим аппетитом смотрела на эти богатства. Чтобы защитить свои владения, Голландия закладывала корабли. «Тромп» и «Хемскерк» создавались как быстрые, хорошо вооруженные лидеры, способные возглавить эсминцы и дать отпор врагу в далеких тропических морях. Их имена были выбраны неслучайно – они наследовали славе адмиралов XVII века, когда Голландия бросала вызов самой «Владычице морей», Англии.
Побег и перерождение: «Хемскерк» на честном слове
Когда в мае 1940 года немецкие войска обрушились на Нидерланды, судьбы братьев-крейсеров разошлись. «Тромп» уже был в Ост-Индии. А «Хемскерк» стоял на верфи в недостроенном состоянии. И тогда случилось первое чудо. Не дожидаясь капитуляции, с некомплектным экипажем, без части вооружения, наскоро введенный в строй, крейсер в ночь на 14 мая выскользнул из почти захваченного порта и ушел в Англию. Это был побег на чистом энтузиазме, вернее «на честном слове и на одном крыле». В России это бы назвали - «на авось»: авось повезет, авось пронесет, авось доберемся. Им тогда повезло - они добрались. В Британии корабль ждала новая жизнь: раз уж достроить как планировалось нельзя, его превратили в крейсер ПВО, утыкав стволами универсальных орудий. Из «охотника» он стал «защитником», и в этой роли ему предстояло блистать.
«Тромп»: танцор в аду Яванского моря
А «Тромп» уже оказался в эпицентре катастрофы. В начале 1942 года японцы обрушились на Ост-Индию. Союзные силы – голландцы, британцы, американцы, австралийцы – пытались отчаянно сопротивляться, но терпели поражение за поражением. И здесь началась цепь невероятных везений «Тромпа».
· Счастливая поломка. В феврале 1942 года из-за неисправности механизмов крейсеру пришлось вернуться в Австралию для ремонта. Именно в это время объединенная эскадра ABDA (американско-британско-голландско-австралийская) вышла на свое последнее сражение. В серии боев в Яванском море она была практически полностью уничтожена. «Тромп», будто предупрежденный свыше, избежал участи стать одной из многочисленных могил на дне пролива.
· Слух, спасший корабль. Уже позднее, сопровождая конвой, «Тромп» атаковал японскую подлодку. Его гидролокатор вышел из строя от близкого разрыва глубинных бомб. Инженеры в авральном режиме, прямо в море, починили сложнейшую аппаратуру. И вовремя. Через несколько часов отремонтированный «асдик» уловил пуск торпед. «Тромп» резко отвернул, и смертоносные «рыбы» прошли мимо, чтобы поразить следующий за ним американский транспорт. Еще один раз судьба улыбнулась.
· Огненный караван. В другом конвое, который охранял «Тромп», произошла страшная катастрофа – взорвался транспорт, груженный боеприпасами. Море превратилось в ад из огня и обломков. Но голландский крейсер снова, окутанный дымом и удачей, вышел из этого пекла, чтобы продолжить бой.
Он не отсиживался в тылу. С 1943 года «Тромп» в составе американского 7-го флота охотился на подлодки, а потом присоединился к британскому Восточному флоту. Он участвовал в дерзких авианосных рейдах, обстреливал японские базы на Суматре и Яве, поддерживал высадки в Бирме и на Борнео. Он был везде, словно пытаясь наверстать утраченное отечество своей активностью в бою.
«Хемскерк»: щит конвоев и охотник за рейдерами
Тем временем «Якоб ван Хемскерк» нес свою службу. Сначала – эскортная работа в Атлантике. Потом его перебросили на Восток. Он стал надежным щитом для жизненно важных конвоев в Индийском океане, отражая атаки с воздуха. Его орудия отметились во время операции по захвату Мадагаскара. А в марте 1942 года он записал на свой счет важную победу: вместе с другими кораблями он выследил и потопил немецкий блокшип-прорыватель «Рамзес», лишив врага ценного груза. Его служба была, возможно, менее «зрелищной», чем у «Тромпа», но не менее vital – каждый спасенный транспорт приближал общую Победу.
Эпилог: возвращение героев и долгая служба
В мае 1945 года для «Тромпа» война закончилась там же, где и началась – в Ост-Индии. Он принял капитуляцию японского гарнизона на острове Белитунг. Когда в 1946 году изъеденный солью и пропахший порохом крейсер наконец вернулся в освобожденные Нидерланды, его встречали как настоящего национального героя. На торжественной церемонии королева Вильгельмина, произнося речь, посвятила большую ее часть перечислению подвигов этого одного-единственного корабля, вручив ему почетную боевую медаль.
Но их история на этом не закончилась. Началась Холодная война. И ветераны, закаленные в самых страшных морских битвах, снова оказались нужны. Они стали учебными кораблями, передавая опыт новым поколениям моряков. «Тромп» был списан только в 1969 году, «Хемскерк» – чуть раньше. От закладки до конца службы – более трех десятилетий. Для боевого корабля, прошедшего через ад мировой войны, это больше, чем везение. Это – легенда.
Их везение, конечно, было метафорой. «Царапины», и серьезные, у них были: пробоины от снарядов, поломки от близких разрывов. Но они всегда возвращались в строй. Что двигало их экипажами, у которых не было тыла, а было лишь правительство в изгнании? Чувство долга перед захваченной родиной. Честь морской нации. И неистребимое желание биться до конца, чтобы однажды их маленькая, гордая страна снова стала свободной. Они не просто выжили. Они сражались. И в этом – их главная победа.
Морская Коллекция 2025 №11 (№314) Легкие крейсера типа «Тромп»