Найти в Дзене
Компания РПК

Невероятные везунчики голландского флота: шесть лет в гуще сражений Второй Мировой войны и ни одной царапины

Новый выпуск "Морской коллекции" 2025'11 посвящен истории голландских крейсеров - участников Второй мировой войны. Такая тема не частое событие для этой серии Представьте себе корабли, чьи судьбы словно сотканы из парадоксов. Они были созданы маленькой европейской страной для защиты гигантской, богатой колонии на другом конце света. Их родина была стерта с карты Европы за считанные дни, а им было суждено пройти через самые жаркие морские сражения планеты и выжить там, где гибли целые флоты. Они не были крупнейшими или сильнейшими, но обладали тем, что на военном жаргоне зовется «счастливой костью». Это два голландских легких крейсера типа «Тромп»: «Тромп» (Hr.Ms. Tromp) и «Якоб ван Хемскерк» (Hr.Ms. Jacob van Heemskerck). Их история – это не просто хроника походов, а сага о феноменальной удаче, дерзости и верности долгу, когда за спиной – лишь оккупированная родина.
Лидер своего класса "Тромп" около 1938 г. Начало: стальные посланцы маленькой великой державы В 1930-е Нидерланды, казал
Новый выпуск "Морской коллекции" 2025'11 посвящен истории голландских крейсеров - участников Второй мировой войны. Такая тема не частое событие для этой серии
Новый выпуск "Морской коллекции" 2025'11 посвящен истории голландских крейсеров - участников Второй мировой войны. Такая тема не частое событие для этой серии

Представьте себе корабли, чьи судьбы словно сотканы из парадоксов. Они были созданы маленькой европейской страной для защиты гигантской, богатой колонии на другом конце света. Их родина была стерта с карты Европы за считанные дни, а им было суждено пройти через самые жаркие морские сражения планеты и выжить там, где гибли целые флоты. Они не были крупнейшими или сильнейшими, но обладали тем, что на военном жаргоне зовется «счастливой костью». Это два голландских легких крейсера типа «Тромп»: «Тромп» (Hr.Ms. Tromp) и «Якоб ван Хемскерк» (Hr.Ms. Jacob van Heemskerck). Их история – это не просто хроника походов, а сага о феноменальной удаче, дерзости и верности долгу, когда за спиной – лишь оккупированная родина.

Лидер своего класса "Тромп" около 1938 г.
Лидер своего класса "Тромп" около 1938 г.

Начало: стальные посланцы маленькой великой державы

В 1930-е Нидерланды, казалось бы, тихая страна каналов и тюльпанов, были колониальной империей. Жемчужиной в ее короне была Голландская Ост-Индия – острова, сегодня известные как Индонезия, с их несметными запасами нефти, олова и каучука. Запахло большой войной, и Япония с ее растущим аппетитом смотрела на эти богатства. Чтобы защитить свои владения, Голландия закладывала корабли. «Тромп» и «Хемскерк» создавались как быстрые, хорошо вооруженные лидеры, способные возглавить эсминцы и дать отпор врагу в далеких тропических морях. Их имена были выбраны неслучайно – они наследовали славе адмиралов XVII века, когда Голландия бросала вызов самой «Владычице морей», Англии.

Общий чертеж крейсера «Тромпа» в соответствии с замыслом. Обратите внимание на четыре артиллерийские установки позади корабельного самолёта-разведчика. Ниже - разрез и план палубы
Общий чертеж крейсера «Тромпа» в соответствии с замыслом. Обратите внимание на четыре артиллерийские установки позади корабельного самолёта-разведчика. Ниже - разрез и план палубы

Побег и перерождение: «Хемскерк» на честном слове

Когда в мае 1940 года немецкие войска обрушились на Нидерланды, судьбы братьев-крейсеров разошлись. «Тромп» уже был в Ост-Индии. А «Хемскерк» стоял на верфи в недостроенном состоянии. И тогда случилось первое чудо. Не дожидаясь капитуляции, с некомплектным экипажем, без части вооружения, наскоро введенный в строй, крейсер в ночь на 14 мая выскользнул из почти захваченного порта и ушел в Англию. Это был побег на чистом энтузиазме, вернее «на честном слове и на одном крыле». В России это бы назвали - «на авось»: авось повезет, авось пронесет, авось доберемся. Им тогда повезло - они добрались. В Британии корабль ждала новая жизнь: раз уж достроить как планировалось нельзя, его превратили в крейсер ПВО, утыкав стволами универсальных орудий. Из «охотника» он стал «защитником», и в этой роли ему предстояло блистать.

"Тромп" в 1938 году
"Тромп" в 1938 году

«Тромп»: танцор в аду Яванского моря

А «Тромп» уже оказался в эпицентре катастрофы. В начале 1942 года японцы обрушились на Ост-Индию. Союзные силы – голландцы, британцы, американцы, австралийцы – пытались отчаянно сопротивляться, но терпели поражение за поражением. И здесь началась цепь невероятных везений «Тромпа».

Церемония спуска "Тромпа" на воду в 1937 году
Церемония спуска "Тромпа" на воду в 1937 году

· Счастливая поломка. В феврале 1942 года из-за неисправности механизмов крейсеру пришлось вернуться в Австралию для ремонта. Именно в это время объединенная эскадра ABDA (американско-британско-голландско-австралийская) вышла на свое последнее сражение. В серии боев в Яванском море она была практически полностью уничтожена. «Тромп», будто предупрежденный свыше, избежал участи стать одной из многочисленных могил на дне пролива.

Детальный вид одной из башен главного калибра и зенитного вооружения «Тромпа»
Детальный вид одной из башен главного калибра и зенитного вооружения «Тромпа»

· Слух, спасший корабль. Уже позднее, сопровождая конвой, «Тромп» атаковал японскую подлодку. Его гидролокатор вышел из строя от близкого разрыва глубинных бомб. Инженеры в авральном режиме, прямо в море, починили сложнейшую аппаратуру. И вовремя. Через несколько часов отремонтированный «асдик» уловил пуск торпед. «Тромп» резко отвернул, и смертоносные «рыбы» прошли мимо, чтобы поразить следующий за ним американский транспорт. Еще один раз судьба улыбнулась.

"Тромп" в Сиднее (Австралия), 1944 год. Обратите внимание на камуфляжную окраску корабля
"Тромп" в Сиднее (Австралия), 1944 год. Обратите внимание на камуфляжную окраску корабля

· Огненный караван. В другом конвое, который охранял «Тромп», произошла страшная катастрофа – взорвался транспорт, груженный боеприпасами. Море превратилось в ад из огня и обломков. Но голландский крейсер снова, окутанный дымом и удачей, вышел из этого пекла, чтобы продолжить бой.

«Тромп» в "камуфляже", действовавший в Австралии где-то между 1943 и 1944 годами.
«Тромп» в "камуфляже", действовавший в Австралии где-то между 1943 и 1944 годами.

Он не отсиживался в тылу. С 1943 года «Тромп» в составе американского 7-го флота охотился на подлодки, а потом присоединился к британскому Восточному флоту. Он участвовал в дерзких авианосных рейдах, обстреливал японские базы на Суматре и Яве, поддерживал высадки в Бирме и на Борнео. Он был везде, словно пытаясь наверстать утраченное отечество своей активностью в бою.

HNLMS Trompв 1945 году. Аббревиатура HNLMS обозначает "Her Netherlands Majesty's Ship" - "Корабль Её Нидерладского Величества".
HNLMS Trompв 1945 году. Аббревиатура HNLMS обозначает "Her Netherlands Majesty's Ship" - "Корабль Её Нидерладского Величества".

«Хемскерк»: щит конвоев и охотник за рейдерами

Тем временем «Якоб ван Хемскерк» нес свою службу. Сначала – эскортная работа в Атлантике. Потом его перебросили на Восток. Он стал надежным щитом для жизненно важных конвоев в Индийском океане, отражая атаки с воздуха. Его орудия отметились во время операции по захвату Мадагаскара. А в марте 1942 года он записал на свой счет важную победу: вместе с другими кораблями он выследил и потопил немецкий блокшип-прорыватель «Рамзес», лишив врага ценного груза. Его служба была, возможно, менее «зрелищной», чем у «Тромпа», но не менее vital – каждый спасенный транспорт приближал общую Победу.

Эпилог: возвращение героев и долгая служба

В мае 1945 года для «Тромпа» война закончилась там же, где и началась – в Ост-Индии. Он принял капитуляцию японского гарнизона на острове Белитунг. Когда в 1946 году изъеденный солью и пропахший порохом крейсер наконец вернулся в освобожденные Нидерланды, его встречали как настоящего национального героя. На торжественной церемонии королева Вильгельмина, произнося речь, посвятила большую ее часть перечислению подвигов этого одного-единственного корабля, вручив ему почетную боевую медаль.

Но их история на этом не закончилась. Началась Холодная война. И ветераны, закаленные в самых страшных морских битвах, снова оказались нужны. Они стали учебными кораблями, передавая опыт новым поколениям моряков. «Тромп» был списан только в 1969 году, «Хемскерк» – чуть раньше. От закладки до конца службы – более трех десятилетий. Для боевого корабля, прошедшего через ад мировой войны, это больше, чем везение. Это – легенда.

Их везение, конечно, было метафорой. «Царапины», и серьезные, у них были: пробоины от снарядов, поломки от близких разрывов. Но они всегда возвращались в строй. Что двигало их экипажами, у которых не было тыла, а было лишь правительство в изгнании? Чувство долга перед захваченной родиной. Честь морской нации. И неистребимое желание биться до конца, чтобы однажды их маленькая, гордая страна снова стала свободной. Они не просто выжили. Они сражались. И в этом – их главная победа.

Морская Коллекция 2025 №11 (№314) Легкие крейсера типа «Тромп»