Найти в Дзене
Культурная Карта

Послевкусие второго фестиваля «я-театр» или Что такое автофикшн: терапия или литература?

По факту: семеро молодых людей (приглашённые писатели и писательницы) ходили на спектакли Международного фестиваля автофикшн «я-театр» и создавали тексты об увиденном и услышанном, выплёскивая на бумагу впечатления, мысли, эмоции, заметки на полях и просто несвязные предложения, от которых было трудно отказаться... им казалось, что это смело, открыто, ново, вызывающе, остро, умно… Получался рефлекторный текст, иногда напоминающий то, что они видели в спектаклях, называя это «занудством», «нытьём никому не интересных людей». Задуманный как площадка для сближения театрального и литературного автофикшна перформанс будто резал напополам пирог, собранный из разных ингредиентов, наполненный специями, разными культурами, одинаковыми ожиданиями и уникальными судьбами… с одной стороны были артисты ― авторы театральных проектов, с другой ― писатели. И между ними ― разрезанная по живому полоса. И они ― смотрящие друг на друга, описывающие себя в состоянии наблюдателей, сами напоминают артистов,

По факту: семеро молодых людей (приглашённые писатели и писательницы) ходили на спектакли Международного фестиваля автофикшн «я-театр» и создавали тексты об увиденном и услышанном, выплёскивая на бумагу впечатления, мысли, эмоции, заметки на полях и просто несвязные предложения, от которых было трудно отказаться... им казалось, что это смело, открыто, ново, вызывающе, остро, умно… Получался рефлекторный текст, иногда напоминающий то, что они видели в спектаклях, называя это «занудством», «нытьём никому не интересных людей».

Задуманный как площадка для сближения театрального и литературного автофикшна перформанс будто резал напополам пирог, собранный из разных ингредиентов, наполненный специями, разными культурами, одинаковыми ожиданиями и уникальными судьбами… с одной стороны были артисты ― авторы театральных проектов, с другой ― писатели. И между ними ― разрезанная по живому полоса. И они ― смотрящие друг на друга, описывающие себя в состоянии наблюдателей, сами напоминают артистов, увлечённых сторителлингом.

Для фестиваля такое присутствие писателей на показах было экспериментом, лабораторией писательства для итогового перформанса сближения. Получилось ли? Сказать сложно, т.к. в итоге на «Соприсутствии» была «звёздная» читка полученных текстов. Авторы сидели на стульях, расставленных в виде звезды. По центру висел воображаемый микрофон. Режиссёр Артём Томилов объявил начало, и уткнувшиеся в тексты авторы стали по очереди озвучивать буквы. Тексты читали: Альфия Бабий, Рита Косякова, Арина Бойко, Тася Власова, Астер Кейн, Августина Гурьевская, Маша Константиди.

― Я чувствую себя самозванкой, ― читает одна из авторов. ― Но дело тут не в театре. Я всегда себя так чувствую. Без малейшего повода. Это удобная позиция. С нас взятки гладки. Само задание звучало крайне мутно. Ты будешь смотреть спектакли, а потом напишешь об этом автофикшн. Хорошо, ладно. Как будто автофикшн — это документация. Как будто репортаж или гонзо-журналистика. Как будто текст пишется на заказ, а не диктуется во сне, не проецируется на сетчатку глаза из недр, из темноты лазером или откуда-то оттуда, изнутри, я не знаю. Может, из воспоминаний, из чувственного опыта или личных аффектов, из эстезиса... Тут уж как повезëт.

Соприсутствие — послесловие, послевкусие, после... Впечатления писателей с попыткой собрать их в единое лоскутное одеяло, так и остались не сшитыми... Хаотично сплетённые слова, не действия, которые хотелось увидеть, а они читали, быстро зажëвывая слова и строки, грассируя или смакуя выговаривали слова… «Аме-ерика» и что-то ещё из географически приближëнного, но такого чужеродного, как и это «после»... Они встали зеркалом, в котором отражались герои постановок, что вошли в афишу второго фестиваля автофикшн «я-театр». Зрителей почти не было, как и героев, чьи истории смотрели как спектакль.

Я не увидела крыльев и блеска в глазах. Их спины остались согнутыми в главном вопросе о смыслах. Но что было ценно, так это то, как честно они высказывались, определяя автофикшн и быструю усталость от однообразия историй.

Что есть, то есть. Это театр. Театр.Doc. Запомни этот день.

P.S. Ответа на вопрос в заголовке чёткого нет — есть авторы текстов, которым надо просто очиститься (и читать то, что они напишут в процессе, невозможно), а есть такие, кто владеет словом и может описывать жизнь так, что зачитаешься, каким бы заурядным ни был их персонаж. Писателя делает читатель, а не ручка и бумага.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора

Точка на карте: Театр.Doc, Лесная улица, д. 59, стр. 1, г. Москва

Doc на Лесной