Найти в Дзене

Школьная информатика: учебники безнадежно отстали от реальности ИТ

Российские школьники массово стремятся в IT, но проваливают ЕГЭ по информатике. Корень проблемы — книги, которые учат работать в Microsoft Office, тогда как страна уже перешла на отечественный софт. Как ликвидировать опасное отставание школы от цифровой реальности — в материале IT-World. Результаты ЕГЭ в 2025 году хороши и плохи одновременно. Количество выпускников, выбравших экзамен по информатике стабильно растет, за четыре года — с 101,7 тыс. до 122,7 тыс. И это хорошо. Средний балл в этом году — 55,9 из 100, это немного выше прошлогоднего, но ниже уровня 2022 и 2023 года. И в это же время, по разным опросам около 50% молодых людей планируют строить карьеру в сфере ИT и цифровых технологий. Несмотря на разрыв между уровнем школьной подготовки и желаниями работать в IT российские программисты успешно создают продукты мирового уровня — операционные системы Astra Linux, “РЕД ОС”, “Альт”, “РОСА”, «Аврора», цифровые экосистемы “Яндекс” и VK, офисные пакеты Р7, банковские супераппы и марк
Оглавление

Российские школьники массово стремятся в IT, но проваливают ЕГЭ по информатике. Корень проблемы — книги, которые учат работать в Microsoft Office, тогда как страна уже перешла на отечественный софт. Как ликвидировать опасное отставание школы от цифровой реальности — в материале IT-World.

Результаты ЕГЭ в 2025 году хороши и плохи одновременно. Количество выпускников, выбравших экзамен по информатике стабильно растет, за четыре года — с 101,7 тыс. до 122,7 тыс. И это хорошо. Средний балл в этом году — 55,9 из 100, это немного выше прошлогоднего, но ниже уровня 2022 и 2023 года. И в это же время, по разным опросам около 50% молодых людей планируют строить карьеру в сфере ИT и цифровых технологий. Несмотря на разрыв между уровнем школьной подготовки и желаниями работать в IT российские программисты успешно создают продукты мирового уровня — операционные системы Astra Linux, “РЕД ОС”, “Альт”, “РОСА”, «Аврора», цифровые экосистемы “Яндекс” и VK, офисные пакеты Р7, банковские супераппы и маркетплейсы. Разбираемся, как ликвидировать отставание школы и дать новый толчок ИТ-отрасли.

Что не так с информатикой

Если упростить задачу, то что есть из фактов? 50% школьников хотят работать в сфере ИТ. Но большинство из них не может хорошо сдать экзамен по предмету, который им преподают с 7, а в некоторых школах даже с 5 класса.

Педагогическое сообщество признает существование проблемы преподавания информатики в школе. Из-за которых выпускники не то, что не могут писать простой код на С++, JS или Python или анализировать большие данные, они не могут пользоваться даже офисными программами на уровне среднего пользователя. То есть не просто создавать текстовые документы, а применять зашитые в программу стили оформления. Или в таблицах использовать формулы и условное форматирование, а в презентациях готовые дизайн-стили и вставки медиафайлов.

Образовательные проекты ИТ-компаний и вузов. Обзор IT-World

К тому же те немногие навыки, которые дети выносят из школы — это работа в Microsoft Office. Импортозамещение еще не до всех школ дошло, и они учат работать в этих программах, которые выпускники не встретят ни в бизнесе, ни в госсекторе. Госорганы, крупные корпорации и средний бизнес в критически важных инфраструктурных отраслях и не только уже перешли на отечественное ПО. А школа продолжает учить на тех же программах и задачах, что и 15 лет назад.

Школьная информатика проходит и мимо изучения локальной автоматизации, а ведь именно она десятилетиями продвигала цифровизацию на местах. Упускается целый пласт знаний о встроенных проприетарных языках (таких как VBA или скрипты в 1С), которые позволяли решать реальные бизнес-задачи задолго до массового прихода “большого” программирования. Изучение подобных основ еще в школе могло бы сразу повысить востребованность будущего специалиста, дать ему инструмент для автоматизации рутинных задач и создать прочную связь теории с практикой.

Педагогическое сообщество признает существование проблемы преподавания информатики в школе.

Важный фактор, который не учитывает школа — имеющийся у детей опыт использования интернета, программ и приложений. Подтверждает это и Наталья Максимова, преподаватель, автор научной статьи «Актуальные образовательные технологии для преподавания «Информатики»: «В чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает осведомленность преподавателей».

Сами педагоги так структурируют причины низкого уровня знаний по информатике у выпускников:

Важнейшая причина это отсутствие единой и актуальной учебной программы: разрозненность образовательных стандартов, на федеральном и региональном уровне разные требования к содержанию учебного плана по предмету. На уроках мало прикладных межпредметных задач, где их знания информатики могут выступать как инструмент решения актуальных проблем, задач. Нет игровых форм преподавания: конкурсов и хакатонов. К тому же общий подход к предмету не учитывает индивидуальные способности ребенка, его индивидуальный опыт в информатике.

Второе это быстрое устаревание учебной программы: разработка федеральных образовательных стандартов не успевает за быстрым развитием IT — появлением новых фреймворков, архитектур, языков. То есть то, что сейчас актуально в отрасли — внедрение языковых моделей, ML, блокчейна, low-code — в школьных учебниках появится не к 1 сентября этого года, на это могут уйти годы. А изучаемые детьми на уроках малораспространенные, устаревшие языки и операционные системы не актуальны в отрасли и не пригодятся им после школы.

Учитель и цифровизация: кто ставит оценку завтрашнему дню

Еще одна причина — это нехватка квалифицированных педагогов: айтишники не идут работать в школу из-за низких зарплат по сравнению с IT-компаниями. И чаще всего информатику преподают педагоги по математике и физике. При этом у педагогов есть только теоретические знания и нет опыта программирования. Грубо говоря, они также учатся по тому же учебнику. Соответственно у них нет возможности “оживить” урок и заинтересовать детей.

О чем говорили тысячу раз — слабая техническая база школ: устаревшие слабопроизводительные компьютеры, медленный интернет, низкий уровень киберзащиты и администрирования школьных сетей, отсутствие мультимедийного оборудования для визуального программирования в средних классах и наглядного объяснения сложных тем старшеклассникам.

Закономерным следствием этих проблем становится низкая заинтересованность школьников учить информатику. Она воспринимается как наукообразный предмет, оторванный от реальной жизни. Скучный и ненужный.

Почему в учебнике 2026 года должно быть российское ПО

Сейчас, из-за санкций, у большинства частных компаний и государственных организаций больше нет доступа к Microsoft Office или Windows в прежнем виде. Но школа продолжает учить детей, как работать в отсутствующих программах и ОС, что дезориентирует учеников. Импортозамещение еще не дошло до 100% школ.

Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»: «Российское программное обеспечение должно не просто фигурировать в списках для экзамена, а использоваться на ежедневных уроках. Без этого у школьников не сформируется устойчивая ИТ-компетенция, а у преподавателей — уверенность в рабочих инструментах. Сегодня ключевая задача — синхронизировать учебный процесс с реальной цифровой инфраструктурой школ».

Изучать Word и Excel, которых нет за пределами школы, — это как учиться водить по фотографии машины. Такой разрыв снижает доверие к предмету «информатика» и тормозит развитие ключевых навыков.

Чтобы информатика стала одновременно полезной и интересной надо:

  • организовать такие уроки информатики, где дети учатся работать с живыми, ОС и программами, которые помогают решать реальные жизненные задачи
  • организовать единый стандарт школьной ИТ-архитектуры на основе отечественного ПО
  • привести учебные программы в соответствии со стандартом школьной IT инфраструктуры.

Школьники, до встречи с предметом “Информатика” уже имеют многолетний опыт использования VK, TikTok и других соцсетей. Программы, которые они будут изучать на уроках, должны интуитивно понятны, без перегруженного интерфейса. Чтобы соответствовать пользовательскому опыту, ожиданиям юных пользователей и завоевать их любовь.

Антон Мостовой, заместитель генерального директора компании Р7: «Мы и другие разработчики уже активно внедряем в свои продукты принципы визуальной доступности, минимализма и геймификации, тестируя их вместе с педагогами и школьниками. Наша компания опирается на идею, что любовь молодого поколения смогут завоевать программы, которые визуально похожи на популярные у детей и подростков приложения, интуитивно понятные и простые в освоении. А школам следует скорее смещать фокус обучения с зарубежных офисных программ на флагманские российские решения, которые доказали свою эффективность и которыми придется пользоваться сегодняшним одиннадцатиклассникам в офисах и на производстве».

Ренат Лашин суммирует: «Импортозамещение в образовании — это не формальная замена программ, а возможность задать новые стандарты цифровой грамотности. Отечественный софт уже показал свою технологическую зрелость, теперь приоритет в обеспечении устойчивости и полноты его внедрения в систему школьного образования».

Как сейчас школьники попадают в IT

Есть три с половиной пути для молодых людей, которые намерены связать свою судьбу с аналитикой данных, разработкой, тестированием, дизайном.

Рейтинг российских платформ для онлайн школ

Это самообразование по туториалам в интернете, дополнительное образование на онлайн и офлайн курсах и поступление в вуз. И бонус-половинка — практика в IT-компании, попасть туда — это прямо “задача со звездочкой”. В каждом случае студенту тяжело — при слабом теоретическом бэкграунде, полученном на уроках информатики, ему приходится изучать прикладную информатику фактически с нуля. Из-за сложностей многие ребята “сходят с дистанции”. Не менее тяжело педагогам курсов, вузов и компаниям-разработчикам. Потому что им приходится с нуля обучать программированию вчерашних выпускников.

Отчасти, в такой форме получения знаний кроется причина дефицита кадров в IT: не вся молодежь доходит до финиша, а большинство компаний-разработчиков не готовы брать на позиции джунов, у которых только школьные уроки информатики или онлайн-курс по программированию.

Как нам исправить информатику в школе

Что надо сделать, чтобы школьный предмет стал интересным и полезным сформулировал Никита Брылин, преподаватель из Кемерова.

По его мнению, начинать стоит с унификации образовательных программ: содержание курса и учебники должны соответствовать современным требованиям и быть едиными для всех школ. Вместо перегруженности абстрактными алгоритмами и устаревшими языками программирования, внимание стоит сместить на изучение актуальных технологий.

В школьный курс необходимо включить модули по отечественным операционным системам, современным пользовательским программам и приложениям. Особое место должны занять темы об искусственном интеллекте, машинном обучении, VR, Big Data и кибербезопасности. Тому, что уже формирует цифровую реальность.

Практическая часть обучения требует полной переработки. Домашние задания должны опираться на реальные задачи, которые встречаются в бизнесе. А для большей гибкости программы можно построить по модульному принципу — с возможностью быстро обновлять и дополнять содержание модулей.

Не менее важно развивать у школьников навыки командной работы. Для этого в учебные планы стоит внедрить проекты, в рамках которых ребята будут создавать настоящие сайты, приложения и программы, имеющие продолжение за пределами урока.

Ещё один элемент новой модели — это образовательные и карьерные треки. Школьник должен видеть, какой путь ему предстоит пройти, чтобы, например, стать бэкэнд-разработчиком: какие навыки освоить, где пройти стажировку, сколько опыта накопить, чтобы пройти путь от позиции джуна до мидла.

Старшеклассникам стоит предоставить больше свободы выбора через элективные курсы и проектные задания. А для развития соревновательного духа проводить внутришкольные и межшкольные конкурсы, хакатоны и баунти-тесты.

Однако, по словам преподавателя, все эти изменения невозможны без подготовки самих педагогов. Курсы повышения квалификации, организованные совместно с IT-компаниями, помогут учителям быть в курсе последних технологических трендов и передавать их ученикам.

Антон Мостовой, заместитель генерального директора компании Р7: «Российские компании-разработчики не должны надеяться, что министерство образования самостоятельно реформирует программу преподавания информатики молодому поколению. Считаю, IT-флагманам по силам включиться в работу. Актуализировать учебные программы исходя из актуальных потребностей на рынке разработки, дополнить их своими обучающими материалами. Такой подход позволит приблизить образовательные стандарты к актуальным запросам IT-индустрии и других отраслей, где востребованы специалисты с уверенными цифровыми навыками. Это важный шаг к цифровому суверенитету и созданию практико-ориентированной, современной школьной программы».

Крупные IT-компании сейчас сотрудничают со школами, каждая точечно закрывает одну-две задачи из этого списка. Получается как у лебедя, рака и щуки. Чтобы школьный предмет и будущие айтишники получили реальный буст, нужно объединение российских компаний-разработчиков и совместная планомерная работа с министерством образования по быстрому реформированию преподавания информатики. Запустить этот проект вполне по силам российской отрасли, реализующей IT проекты, равных которым нет в мире.

Подробнее на it-world.ru