Найти в Дзене

«Чёрный чемодан – двойная игра»: средний уровень допуска

Некто Вадим Павличук – русский генерал-диссидент, уже полгода находящийся под домашним арестом в Лихтенштейне (а почему не в Ватикане?), сотрудничает с изгнанными из России милитаристами с целью свергнуть российской правительство, «не способное выиграть войну» (с). Его дом находится под постоянным наблюдением английской разведки MI6, чтобы те были в курсе, если Павличук что-то предпримет. Именно это однажды и произошло, когда Павличук сбежал, прихватив с собой Severus, специально разработанный полимер, который, если разместить в ядерном реакторе, сможет негативно повлиять на активную зону АЭС. И хотя «добрыми» англичанами использование Severus вроде бы никогда не планировалось (зачем его тогда создавали?), они вовремя узнают, что кто-то передал Павличуку копию смертоносного устройства. А уж если сбежавшему радикалу удастся пробраться обратно в Москву, то… «Взрыв ядерного реактора – это политический хаос. У правого лидера, ведущего войну и теряющего поддержку… Да его ссаными тряпками п

Некто Вадим Павличук – русский генерал-диссидент, уже полгода находящийся под домашним арестом в Лихтенштейне (а почему не в Ватикане?), сотрудничает с изгнанными из России милитаристами с целью свергнуть российской правительство, «не способное выиграть войну» (с). Его дом находится под постоянным наблюдением английской разведки MI6, чтобы те были в курсе, если Павличук что-то предпримет. Именно это однажды и произошло, когда Павличук сбежал, прихватив с собой Severus, специально разработанный полимер, который, если разместить в ядерном реакторе, сможет негативно повлиять на активную зону АЭС. И хотя «добрыми» англичанами использование Severus вроде бы никогда не планировалось (зачем его тогда создавали?), они вовремя узнают, что кто-то передал Павличуку копию смертоносного устройства. А уж если сбежавшему радикалу удастся пробраться обратно в Москву, то…

«Взрыв ядерного реактора – это политический хаос. У правого лидера, ведущего войну и теряющего поддержку… Да его ссаными тряпками погнали бы из Москвы, и мы наконец избавились бы от этой сволочи! И хоть этого не случилось, идея то была замечательная!»

- из «проникновенной» речи одного из персонажей фильма, босса MI6 в исполнении Пирса Броснана.

Кадр из фильма. Пирс Броснан снова в роли кровожадного старикана (вспоминаем «Гангстерленд»)
Кадр из фильма. Пирс Броснан снова в роли кровожадного старикана (вспоминаем «Гангстерленд»)

Но нет, не все такие кровожадные монстры в рядах «служителей демократии» Великобритании, и кому-то оказывается не наплевать на человеческие жизни где-то там в холодной России, где много диких медведей и прочих страшных вещей. А потому в рядах известной западной спецслужбы начинается внутренняя возня с целью подгадить друг другу и остаться при этом с максимальным наваром.

Что ж, те кто способен проглотить подобный бред и политическую (и не только) стереотипную развесистую клюкву про ненавистную в Британии Россию, ну или хотя бы максимально абстрагироваться от этой второстепенной части сюжета, вокруг которой разворачивается основной сыр-бор, в какой-то мере даже смогут получить удовольствие от происходящего на экране. В противном случае не стоит даже начинать…

Кадр из фильма. Дуэт супругов-шпионов в исполнении Майкла Фассбендера и Кейт Бланшетт
Кадр из фильма. Дуэт супругов-шпионов в исполнении Майкла Фассбендера и Кейт Бланшетт

Вообще, выражаясь языком шпионов и секретных агентов, у фильма Стивена Содерберга «Чёрный чемодан» (не путать с французским «Чёрным ящиком» Яна Гозлана), который для пущей надёжности в рунете получил приписку «Двойная игра» (официально в российский прокат он, разумеется, не вышел), довольно средний уровень допуска. По логике происходящего, по запутанности сюжета, да и по всякого рода глупостям. Очевидный аналог для сравнения здесь – экранизации политических детективов Джона ле Карре («Шпион, выйди вон!», «Такой же предатель, как и мы» и др.). Кто смотрел их, тот поймёт, о чём речь.

Кадр из фильма. Без полиграфа в тёмных делах шпионов никак
Кадр из фильма. Без полиграфа в тёмных делах шпионов никак

Если же рассматривать фильм под другим углом, то «Black Bag» – эдакий «Мистер и миссис Смит» на минималках: без перестрелок, погонь и прочих атрибутов экшена. Вместо этого матёрый волк (ну, или хитрый лис – это уж кому как больше нравится) Стивен Содерберг, пребывающий в вечных поисках чего-нибудь вкусного и нестандартного (то целый фильм на телефон снимет – «Не в себе», то воспользуется всеобщим психозом ковидного локдауна – «Кими»), на сей раз объединил уже отмеченную шпионскую тематику и разговорный жанр в духе «Идеальных незнакомцев», переплёл в единой киноистории и упомянутую геополитику, и ворох грязного белья личных отношений, разгребаемого на коллективном психоанализе коллег за большим пиршественным столом, и даже семейную романтику. Учитывая последний пункт, как тут не вспомнить ещё про одну похожую картину «Союзники» (2016) Роберта Земекиса, где чувствам влюблённых героев также было суждено подвергнуться многим испытаниям, и в первую очередь – правдой и ложью друг для друга.

Кадр из фильма. Поймать на крючок рыбку в прямом и переносном смыслах
Кадр из фильма. Поймать на крючок рыбку в прямом и переносном смыслах

Сценарий Дэвида Кеппа укладывается примерно в событийную неделю и построен по детективному принципу «поймать крысу» (а заодно, если удача улыбнётся, и золотую рыбку – как в метафорической сцене рыбалки на озере) и, надо признать, подобный подход действительно удерживает внимание зрителя весь полуторачасовой хронометраж. Другое дело, что финал в духе Эркюля Пуаро вызывает некоторое разочарование, да и выбранная форма разговорного кино в отличие от среднестатистического экшена обязывает искать козыри прежде всего в актёрском ансамбле и актёрской же игре, а в данном аспекте, несмотря на громкие имена сопричастных, в «Black Bag» найдётся к чему придраться. Майкл Фассбендер, такое ощущение, всё ещё пребывает ментально в своём прошлом большом проекте у Дэвида Финчера «Убийца», и, может быть, именно поэтому его герой смотрится одинаково примороженным, что тут, что там. Кейт Бланшетт уже давно заявила, что ей без разницы, кого играть, лишь бы лишний раз посотрудничать с Содербергом (она даже сценарий не читала и не скрывает это). Пирс Броснан пополнил свою коллекцию ментальных уродов, которых он изображает в последнее время на регулярной основе (вспоминаем «Гангстерленд»), так что здесь тоже без особых откровений. Ну а остальная массовка способна порадовать разве что тех, кто активно продвигает лимиты на национальные меньшинства в голливудском кинематографе.

На съёмках. Режиссёр Стивен Содерберг (в центре) знает толк и в операторской работе
На съёмках. Режиссёр Стивен Содерберг (в центре) знает толк и в операторской работе

В общем и целом, получается серединка на половинку. Затронутая фильмом тема личной жизни людей, у которых вся жизнь проходит под грифом «секретно» (тот самый пресловутый «чёрный чемодан») вроде бы не настолько заезжена, чтобы говорить о каких-то надоевших клише, а только лишний раз напоминает, что строить семью внутри опасной профессии довольно тяжело и что «шпионы тоже плачут». С другой стороны, реализация могла бы быть и интереснее, если бы, например, в какой-то момент главный герой начал лажать по полной и запустил бы цепь необратимых последствий, перевернув в сюжете всё с ног на голову. Впрочем, тогда бы это был не Стивен Содерберг, а братья Коэны и назывался бы фильм не «Чёрный чемодан», а «После прочтения сжечь».

«Чёрный чемодан – двойная игра» (Black Bag, 2025)
-7

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру