Найти в Дзене
Лесной романтик.

Лейпясуо (Leipäsuo)(История участка Зеленогорск -Бусловская (Выборгского хода))

До революции 1917 года эта станция называлась Голицино (Galitzina), вокзал был открыт 11.09.1870 г. После получения Финляндией независимости от русского названия решено было избавиться. Вокзал Голицино на дореволюционной открытке Для переименования станции использовали средневековый топоним Эюряпяя (Äyräpää), относившийся к северной части волости Муолаа, где станция и располагалась. Собственно волость и церковный приход Эюряпяя официально были образованы только в 1925-26 гг. Границы волостей со временем поменялись, и на картах 30-х гг. территория прихода Äyräpää уже значительно меньше, станция Голицино-Лейпясуо туда уже не входит. В 1929 году вновь построенная железная дорога из Выборга пришла в "настоящее" Äyräpää (станция была не доезжая современного Барышево) на берегу Вуоксы. Станция Голицино (соврем. Лейпясуо), 1900-1903 годы. Фото с сайта finna.fi (из коллекции железнодорожного музея Финляндии) Тогда станцию на линии Терийоки - Выборг пришлось, во избежание путаницы, переимено

До революции 1917 года эта станция называлась Голицино (Galitzina), вокзал был открыт 11.09.1870 г. После получения Финляндией независимости от русского названия решено было избавиться.

Вокзал Голицино на дореволюционной открытке
Вокзал Голицино на дореволюционной открытке

Для переименования станции использовали средневековый топоним Эюряпяя (Äyräpää), относившийся к северной части волости Муолаа, где станция и располагалась. Собственно волость и церковный приход Эюряпяя официально были образованы только в 1925-26 гг. Границы волостей со временем поменялись, и на картах 30-х гг. территория прихода Äyräpää уже значительно меньше, станция Голицино-Лейпясуо туда уже не входит. В 1929 году вновь построенная железная дорога из Выборга пришла в "настоящее" Äyräpää (станция была не доезжая современного Барышево) на берегу Вуоксы.

Станция Голицино (соврем. Лейпясуо), 1900-1903 годы. Фото с сайта finna.fi (из коллекции железнодорожного музея Финляндии)
Станция Голицино (соврем. Лейпясуо), 1900-1903 годы. Фото с сайта finna.fi (из коллекции железнодорожного музея Финляндии)

Тогда станцию на линии Терийоки - Выборг пришлось, во избежание путаницы, переименовывать, и ей поменяли название на Leipäsuo (Лейпясуо; Leipä - хлеб, suo - болото) - по имени деревни и рядом расположенного болота, которое действительно было "хлебным" для строителей железной дороги, два или даже три года они отсыпали через него насыпь.

Станция Лейпясуо в 1929 году. Снимок сделан в тот день, когда табличка с названием "Эюряпяя" была заменена на табличку с названием "Лейпясуо"
Станция Лейпясуо в 1929 году. Снимок сделан в тот день, когда табличка с названием "Эюряпяя" была заменена на табличку с названием "Лейпясуо"

До 1991 года станция Лейпясуо представляла собой разъезд с четырьмя приёмо-отправочными путями, один из которых был коротким – только на половину длины станции. Кроме них имелся также подъездной путь к грузовой платформе, построенной несколько в отдалении от основных станционных путей. Остатки этой платформы можно видеть и сейчас. После восстановления двухпутки боковые пути, располагавшиеся на неблагоприятном уклоне, были демонтированы, а станция закрыта и превращена в остановочный пункт для посадки-высадки пассажиров. В ходе реконструкции участка под скоростное движение поездов "Аллегро" пассажирская платформа, находившаяся ранее между двух главных путей, была снесена, 2-й главный путь спрямлён и построены две новые платформы сбоку от соответствующих главных путей.

Общий вид пассажирских платформ в Лейпясуо после реконструкции. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.
Общий вид пассажирских платформ в Лейпясуо после реконструкции. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.

Историческое вокзальное здание станции Лейпясуо в послевоенный период было переделано со значительными изменениями фасада, обращённого к железнодорожным путям.

Вокзал ст. Лейпясуо, 1993 г. Источник: сайт музея РЖД https://archive.rzd-museum.ru/
Вокзал ст. Лейпясуо, 1993 г. Источник: сайт музея РЖД https://archive.rzd-museum.ru/

Оно простояло приблизительно до середины 1990-х г.г. Точная дата и обстоятельства его утраты неизвестны. Затем, для продажи билетов на пригородные поезда было приспособлено строение, где до 1991 г. располагалось рабочее место дежурного по станции.

В служебном здании дежурного по станции была устроена билетная касса. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.
В служебном здании дежурного по станции была устроена билетная касса. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.

В начале 2000-х г.г. билетная касса закрылась, а в октябре 2024 года бывшую "дежурку" сровняли с землёй.

На ст. Лейпясуо снесли здание, в котором ранее размещалась билетная касса. Фото: И. Пилипчук, 12 октября 2024 г.
На ст. Лейпясуо снесли здание, в котором ранее размещалась билетная касса. Фото: И. Пилипчук, 12 октября 2024 г.

Рядом с этим местом сохранился в достаточно хорошем состоянии старинный полупогреб-полусарай, сложенный из красного кирпича. В период 2008-2010 г.г. он был капитально отремонтирован с заменой кровли.

Старинный полупогреб-полусарай в Лейпясуо. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.
Старинный полупогреб-полусарай в Лейпясуо. Фото Д. Веревкина, 18 июля 2012 г.

Другие фото ст.Лейпясуо можно посмотреть в галерее.

До новых встреч на лесных дорогах. В публикации использовались материалы с сайта https://terijoki.spb.ru