Найти в Дзене

Выставил на продажу Lada Granta с «автоматом» Jatco (б/у). Ушла за день дороже, чем я брал новой. Вот что значит настоящий ликвид

Мы живем в совершенно удивительное время, когда законы экономики и здравого смысла перестали работать на автомобильном рынке. Раньше автомобиль всегда считался пассивом, который выезжая из ворот дилерского центра, моментально терял двадцать или тридцать процентов своей стоимости. Мы привыкли, что машина стареет, ржавеет, наматывает километры и неизбежно дешевеет с каждым годом.

Но события последних лет перевернули все с ног на голову и создали новую реальность, где старый и бюджетный автомобиль может стать лучшей инвестицией, чем банковский вклад или акции. Я убедился в этом на собственном опыте буквально вчера, когда решил продать свою Ладу Гранту, которую покупал новой еще в спокойном 2020 году. Результат этой сделки поверг меня в шок и заставил переосмыслить само понятие ликвидности на нашем рынке.

В моем владении находился, пожалуй, самый удачный и желанный вариант отечественного автопрома за всю его историю. Это была Lada Granta в кузове лифтбек с тем самым легендарным японским автоматом Jatco. Не роботом, который дергался в пробках и жег сцепление, и не вариатором, которого наши люди боятся как огня. Это был классический четырехступенчатый гидротрансформатор, который ставился на автомобили Nissan и Datsun.

-2

В паре с ним работал наш надежный шестнадцатиклапанный мотор на 98 лошадиных сил. Эта связка считалась неубиваемой и обеспечивала машине ту самую надежность, которой нам так не хватает сегодня. Я покупал этот автомобиль за 650 тысяч рублей в хорошей комплектации с климатом и подогревами. Тогда мне казалось, что это дорого за Ладу, но время показало, как сильно я ошибался.

Идея продать машину пришла спонтанно. За четыре года пробег приблизился к 70 тысячам километров, и захотелось обновиться. Я открыл сайты объявлений, чтобы прицениться, и глазам своим не поверил. Цены на Гранты с полноценным автоматом Jatco стартовали от миллиона рублей и уходили к миллиону тремстам тысячам за ухоженные экземпляры. Я решил не жадничать, но и не демпинговать, поэтому выставил свою машину за 1 миллион 150 тысяч рублей. Сделал хорошие фотографии, честно описал пару сколов на капоте и нажал кнопку «опубликовать». Я ожидал, что процесс продажи затянется на пару недель, ведь сумма для подержанной Лады немаленькая.

-3

Но то, что началось через пять минут после публикации, можно назвать только безумием. Телефон раскалился докрасна. Звонили перекупы, звонили подборщики, звонили обычные люди. Первый реальный покупатель приехал через два часа с толщиномером и наличными деньгами. Он даже не стал загонять машину на подъемник или просить скидку на полировку. Он просто проверил, что коробка не пинается, мотор работает ровно, а кузов в родной краске. Мы ударили по рукам, и машина ушла за 1 150 000 рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Я продал четырехлетний отечественный автомобиль с пробегом почти в два раза дороже, чем покупал его новым в салоне.

Почему же люди устраивают такую охоту за этими машинами и готовы переплачивать за них миллионы? Ответ кроется в тотальном дефиците надежности на современном рынке. Сегодня вы не можете пойти в салон и купить новую Гранту с классическим автоматом. Их просто нет. АвтоВАЗ сейчас ставит либо механику, от которой жители мегаполисов уже отвыкли, либо начинает экспериментировать с китайскими вариаторами.

-4

А доверия к китайским агрегатам у нашего народа пока нет. Люди не знают, сколько проедет этот вариатор, где на него брать запчасти и кто его будет чинить. Японская коробка Jatco JF414E - это совсем другая история. Это агрегат, который при регулярной замене масла ходит по 300-400 тысяч километров без капитального ремонта. Это уверенность в том, что ты доедешь до дома в любой мороз и в любую жару.

Покупатель, который забрал мою машину, так и сказал мне при оформлении договора. Он искал машину для жены. Ей нужен был только автомат, но связываться с подержанными "китайцами" он боялся, а на старые "Солярисы" и "Рио" с пробегами под 200 тысяч смотреть страшно - там уже живого места нет. Гранта с автоматом Jatco осталась единственным вариантом получить свежую, надежную и недорогую в обслуживании машину с двумя педалями. Это тот самый "последний из могикан", за которым идет настоящая охота. Люди понимают, что таких машин больше не будет. Завод больше не может их производить из-за санкций, а китайские аналоги пока не заслужили репутации.

-5

Вот это и есть настоящий ликвид. Ликвидность - это не когда вы покупаете модный китайский кроссовер за три миллиона, а через год пытаетесь продать его хотя бы за два с половиной, и никто не звонит. Ликвидность - это когда вы выставляете старую Ладу за миллион с лишним, и у вас выстраивается очередь из желающих отдать вам деньги. Это показатель того, чего на самом деле хочет рынок. Рынок хочет простоты, ремонтопригодности и предсказуемого ресурса. Нам не нужны планшеты во всю панель и атмосферная подсветка, если мы не уверены в том, что машина проедет сто тысяч километров.

Конечно, кто-то скажет, что миллион рублей в 2020 году и миллион рублей сейчас - это разные деньги. Инфляция съела значительную часть этой прибыли. Но факт остается фактом. В рублях я заработал на машине 500 тысяч, просто эксплуатируя ее четыре года. Ни один другой актив не показал бы такой доходности при минимальных вложениях. Я менял только масло, колодки и фильтры. Коробка Jatco не доставила ни единой проблемы, переключала передачи плавно и незаметно, даря тот самый комфорт, которого лишены владельцы механики и дерганых роботов АМТ.

-6

Сейчас я смотрю на цены новых автомобилей и понимаю, что альтернативы моей проданной Гранте за эти деньги просто нет. Новая Гранта на механике в комплектации "барабан" стоит под миллион. Веста с китайским вариатором улетает за 1.6 - 1.8 миллиона. Самый дешевый китайский седан вроде Changan Alsvin стоит полтора миллиона, но там робот и вопросы с запчастями. Получается, что подержанная Гранта с японским автоматом - это золотая середина, идеальный баланс цены и качества для наших реалий.

Владельцам таких машин я могу дать только один совет. Берегите их. Меняйте масло в автомате каждые 40-50 тысяч километров, следите за кузовом, делайте антикор. У вас в руках настоящий актив, который с годами будет только дорожать в цене, пока рынок не насытится надежными альтернативами, чего в ближайшее время явно не предвидится. Не спешите продавать такую машину, если вам не нужны деньги срочно. Вы всегда сможете обменять ее на деньги за один день, как это сделал я.

А тем, кто ищет машину на вторичке, стоит поторопиться. Живых экземпляров с каждым днем становится все меньше. Те, кто понимают суть вещей, не спешат расставаться с такой техникой. Перекупы выгребают все подчистую за считанные минуты после публикации объявлений. Мы пришли к парадоксальной ситуации, когда простая русская машина с японским сердцем стала элитным товаром, за которым нужно гоняться.

Эта история заставила меня с грустью посмотреть на современный автопром. Мы потеряли эпоху надежных и простых вещей, променяв их на одноразовые гаджеты с красивыми экранами. Гранта с автоматом Jatco была лебединой песней того времени, когда инженеры еще что-то решали, а глобализация позволяла нам получать лучшие мировые технологии за вменяемые деньги. Теперь нам остается только беречь то, что осталось, и с ностальгией вспоминать цены 2020 года.

А у вас был опыт выгодной продажи отечественного автомобиля? Верите ли вы в надежность китайских вариаторов, которые пришли на смену старой доброй гидромеханике? Пишите в комментариях, обсудим.

Андрей Якунин | Про авто№ 4981252102 Надоел ломающийся автомобиль? Беспокоит большой расход топлива? На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы на моем канале. Также регулярно публикую самые свежие новости из автомобильного мира. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное.