Есть такие фильмы, которые отпечатались в памяти чуть ли не сильнее, чем многие реальные события той бурной поры. Для целого поколения «Люди в черном» — это что-то вроде воспоминаний о первой школьной любви или о том далёком лете, когда «все бегали по двору с палками вместо джедаевских мечей». Ну серьезно: кто из нас не мечтал хотя бы раз щёлкнуть “нейрализатором”, чтобы стереть неловкий момент из чьей-нибудь головы? Или попасть в загадочное здание под землей, где рядом работают человек-осьминог и триподобный стажёр на кофейной тяге?
Оригинальный фильм Барри Зонненфельда взял довольно диковинную на тот момент комикс-среду — мало кому до 1997 был знаком первоисточник Лоуэлла Каннингема — и превратил её в хит на десятилетия вперед. Уилл Смит и Томми Ли Джонс тогда создали динамичный дуэт, который люди любят до сих пор: саркастичный флегматик плюс обаятельный новоиспеченный агент. Химии между ними хватило бы на пару лабораторий Менделеева!
И вот теперь, спустя годы после очередных сиквелов и не слишком впечатлившего публику спин-оффа («Интернэшнл» с Хемсвортом и Томпсон выглядел скорее как экскурсия по турфирме для инопланетян), Sony, похоже, решилась еще раз рискнуть. Не на пустом месте: перезапуск «Плохих парней» доказал — у классики есть шанс на вторую жизнь, если к делу подойти аккуратно.
Главная интрига сейчас в том, где пройдут границы нового фильма. Сценарист — Крис Бремнер, человек, который сумел ярко обновить «Плохих парней», сохранив их фирменный стиль (немного хулиганский, чуть сентиментальный). За ним закрепилась репутация человека, у которого получается держать баланс между уважением к прошлому и наглыми современными шутками. То есть минимального доверия тут хватает.
Что касается актерского состава — студия явно делает ставку на мощный козырь. Первым познакомиться со сценарием предложат именно Уиллу Смиту. Казалось бы (и тут можно ухмыльнуться с легкой ностальгией) — есть же очевидная формула: возвращается старый герой плюс новый амбициозный протеже, а дальше уже можно наворачивать вокруг них новую историю. Но Sony пока осторожничает: даже если Смит согласится надеть чёрные очки еще раз, никто не говорит прямо о главной роли. Впрочем, иногда персонажи-легенды куда интереснее смотрятся не посредине кадра, а чуть сбоку от центра вселенной — как мудрые наставники или вспыльчивые покровители молодежи.
Нетрудно представить себе ситуацию: готовая история оказывается настолько «агент-Джей-центрированной», что пропустить через неё Уилла Смита просто нельзя — и весь проект начинает танцевать от его харизмы там же, где когда-то развернулось счастливое спасение Земли от гигантского таракана. Но возможен и иной вариант: новые герои берут бразды правления – жанр требовательно стучит кулаком по столу (“давайте свежую кровь!”) – а Смит появляется периодически для передачи факела или…для бесподобного камео.
Если позволите немного субъективности (иначе зачем вообще заниматься этим делом?), хочется сказать: за последние годы Голливуд настигла настоящая эпидемия перезапусков. Все подряд лезут реанимировать культовое кино детства – то ради быстрой кассы (давайте честно), то потому что идеи новых миров стоят всё дороже. Значительная часть подобных проектов проваливается именно потому, что сценаристы хватаются либо за чрезмерное почтение к канону (“пусть будет как раньше!”), либо напротив — делают из любимой истории притянутый за уши соцкомментарий двадцать первого века.
В случае с «Людьми в черном» интересен другой аспект: эта история всегда строилась на иронии по отношению к страхам человечества. Где-то глубоко внутри здесь обсуждают вопросы инаковости (“пришельцы среди нас”), института власти (“секретные агенты-гладиаторы против хаоса”), шпарят по теории заговоров не хуже популярного Youtube-канала современности… Но при этом всё это завернуто в смелый юмор уровня “пляшущий таракан под песню Элвиса”. Этого масштаба самоиронии сейчас отчаянно не хватает ни одному из современных блокбастеров.
Поэтому обновление франшизы может получиться интересным только тогда, если удастся поймать ту особую смесь нелепых бытовых деталей (“кто там опять сожрал холодильник?”), высокотехнологичного шарма (эти их револьверы величиной с тостер!) и простой человеческой растерянности перед невероятными поворотами жизни («почему внезапно я стал работать вместе с четырёхрукой секретаршей?»). Вот если команда Бремнера сможет провести эту хрупкую грань между легким абсурдом оригинала и современной динамикой повествования — у фильма есть шанс зайти и новым зрителям, родившимся после эпохи первых Кей-энд-Джей, и их родителям (или старшим братьям).
На самом деле здесь возникает почти философский вопрос: почему мы так обожаем возвращаться во вселенные прошлого? Может быть потому что эти миры позволяли нам чувствовать себя маленькими соучастниками чего-то удивительного? Или у кого-то просто накопилось слишком много моментов в офисе или маршрутке (чествуем нейрализатор!), которые хотелось бы забыть одним лёгким жестом?
Времени прошло немало — тренды менялись быстрее календарей на холодильнике. Отказавшись от натужной серьёзности предыдущего спин-оффа или попыток выдавить слезу воспоминаний из первых частей франшизы ради олдскульщиков, новой команде стоит попробовать одно простое правило: вернуть людям ощущение праздника вне зависимости от возраста паспорта.
Смею надеяться — успех свежих “Плохих парней” хоть чуть-чуть зародит оптимизм и у поклонников агентов "МиБ". Если повезёт увидеть сочетание здорового самоиронии со щепоткой настоящей кинематографической магии... кажется, мы все были бы не против удалить себе память о паре десятках затянутых продолжений других франшиз ради одной стильной перезагрузки мира под кодовым названием “чёрная галстука”.
В любом случае остается надеяться только на одно: пусть этот мир никогда не забудет свой первый контакт с неземным весельем из 90-х — ведь если кто и достоин второй прогулки между звёздными пришельцами Манхэттена… так это они!