Сразу выдам тезис этой статьи: Total war: Warhammer — это серия стратегий, которая максимально уважает своих игроков и проявляет к ним недюжинную щедрость. Что ж, базу выдал, а теперь можно начинать по порядку и издалека.
На сегодняшний день принято считать, что студии, выпускающие стратегические проекты AAA-уровня — это жадные до денег корпорации, стремящиеся вытянуть из фанатов последнюю копейку и дробящие игру на десятки платных DLC. К подобным проектам относят стратегии от Paradox и хиты серии Total war. Нас тут интересуют именно последние. Начиная с Total war: Rome 2, к играм этой серии стало выходить действительно большое число платных дополнений, добавляющих возможность играть за новые фракции. Также, традицией стало выпускать первое дополнение сразу же в момент релиза игры. Апогей этого принципа был достигнут в фэнтезийной подсерии Total war: Warhammer, игры и дополнения к которой выходят с 2016 года по сей день, вот уже почти десять лет. Пока что всё это звучит не очень, да?
Претензии к Total war: Warhammer
Если описать это так, как сделал я только что, и не вдаваться в подробности, то покажется, что Total war: Warhammer — это намеренно раздуваемый пузырь, цель которого — бесконечно доить фанатов. «Хейтеры» обычно приводят два аргумента, почему «тотал ваха» не заслуживает внимания. Приведём и разберём каждый из них.
Аргумент 1: Тотал вар Вархаммера вообще не должно было существовать, ведь Тотал вар — это ТОЛЬКО исторические стратегии. Этот аргумент разбить очень легко. Да, изначально Тотал вар — это игры об исторических эпохах. Но игр про историю много, а вот Тотал Вары выделялись среди них именно своим геймплеем. Это изящное сочетание развития фракции на стратегической карте в пошаговом режиме с боями многотысячных армий на тактическом уровне. Такое сочетание — это ключевая фишка Тотал варов. И совершенно непонятно, почему она должна остаться эксклюзивом для «историчек». Очевидно же, что такая формула идеально подходит для реализации баталий, которые мы когда-то видели на экранах кинотеатров во «Властелине колец». Переход к фэнтези напрашивался давно, и доказательством этому служат многочисленные фэнтезийные моды к Medieval 2. Навскидку могу сразу вспомнить моды как раз по вселенным Вархаммер, Ведьмака и Властелина колец. Моды продолжили создаваться и ко многим следующим частям, будто игроки сами просили: ну дайте вы нам уже фэнтези, пожалуйста! Скорее! Молим!
Аргумент 2: ладно, вышел первый Total war: Warhammer. Но зачем вам три части? Тут тоже всё очень просто. Формула Тотал вар, в которую входит реализация всей карты мира соответствующего сеттинга, предполагает полную реализацию вселенной, за которую берутся разработчики. Если Тотал вар делается по вселенной Warhammer (а выше я уже объяснил, почему такая игра ДОЛЖНА была появиться), то логично реализовать всё, что в этой вселенной есть, чтобы игра не оставалась незаконченной. Разработчики ещё в 2016 году заявили: дескать, мы реализуем все армии, которые имеют кодексы в настольной игре Warhammer Fantasy Battles. Собственно, это обещание они и исполняют на протяжении десяти лет. Так как армий очень много, то по ходу их реализации появлялись идеи и касательно улучшения игрового процесса. Поэтому, логично было разделить игру на три части. Каждая часть не только добавляла новые армии, но и существенно отличалась от предыдущей по стратегическому геймплею.
Основные претензии ряда игроков я привёл и парировал. Но тут вылезает их третий аргумент: игра вместе с DLC слишком дорогая. Игроки просто не могут играть в этот ваш Total War: Warhammer. Здесь у меня два ответа. Дорогая? Да, игра со всеми DLC дорогая. Не могут играть без всех DLC? ЕЩЁ КАК МОГУТ!
Путь игрока, не покупающего DLC
Представим, что некий игрок купил в 2016 году первую часть: . Прошёл кампанию «Старый свет» за Карла Франца и забыл об игре. Не покупал никаких дополнений, не играл ни во вторую, ни в третью часть. Так сказать, впал в анабиоз до конца 2025 года. Посмотрим же, что игрок обнаружит 5 декабря 2025 года, и заодно ответим на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: каковы же эти «три причины»?
Причина первая. «Бессмертные империи». Кампания «Старый свет», которую игрок купил в 2016 году, охватывала только небольшую часть мира Warhammer Fantasy Battles. В 2025 игрок внезапно обнаружит, что ему доступен (бесплатно, в подарок!) лаунчер Total War: Warhammer 3, и в нём — кампания «Бессмертные империи», реализующая всю планету, все континенты, все регионы, и заселена она всеми фракциями мира вахи под управлением ИИ. Игрок может пройти кампанию по размеру в несколько раз больше, чем он покупал в 2016, со ВСЕМИ вышедшими обновлениями! Да, играть он сможет только за тех лидеров, которых купил тогда, в 2016, но...
Причина вторая. Все расы и фракции в игре — бесплатно. Покупая игру в 2016, игрок получал четыре играбельные расы. Проснувшись в 2025 и запустив подаренные ему «Бессмертные империи», игрок обнаружит, что вместо четырёх рас многократно обновлённый мир вахи населён теперь двадцатью пятью разными народами, и со всеми ними он может торговать, вести дипломатию и воевать. DLC — никакие — для этого не требуются!
Причина третья. Бесплатные обновления фракций. Кампания Карла Франца в «Старом свете», которую игрок прошёл в 2016 году, по современным меркам уже устаревшая и, простите, неинтересная. Вряд ли кто-то покупал бы сейчас фракцию Карла Франца, если бы он был вынужден играть в ту её версию. Но игрок и не обязан это делать! Ведь в «Бессмертных империях» ему доступны обновлённые механики для всех фракций, которыми он владеет. Многие лидеры, в том числе и Карл Франц, получали обновления на протяжении всех 10 лет развития серии. И всем игрокам, купившим этого лидера даже в 2016, эти обновления доставались бесплатно.
Так зачем же вообще покупать DLC для Total War: Warhammer? Есть только две причины для их покупки:
- DLC дают возможность играть за новых лидеров и новые фракции.
- DLC открывают доступ к новым юнитам.
Из этого следует: если Вы хотите за кого-то играть, Вы просто покупаете соответствующее DLC (даже сам Total War: Warhammer 3 для этого уже необязателен). Если Вы хотите в свою армию новых юнитов, Вы просто покупаете DLC для своей фракции. Например, для Империи и Карла Франца, помимо самой первой Total War: Warhammer, есть три дополнения с юнитами и лидерами.
Что ж, надеюсь, я продемонстрировал, почему считаю серию самой щедрой к фанатам. На протяжении 10 лет ваха обзаводилась постоянными дополнениями, которые доставались бесплатно всем игрокам. На этот пост меня сподвигли многочисленные споры о жадности разработчиков и издателей игры и о том, что она вообще не имеет права существовать в мире, где есть исторические части Total War. А как считаете Вы? Пишите в комментариях. За лайк и подписку также буду благодарен!)