Найти в Дзене

Велосипедный маршрут «Шапки-НеВырица» или застрять на грязных дорогах в дождь. Мемориал в Сологубовке. «Невский пятачок». Кировск. Дубровка.

Проснувшись сегодня рано утром, мелькнула мысль вместо загородного маршрута просто прокатиться по городу, например на юго-запад, но передумал и всё таки поехал в Шапки, откуда у меня был подготовлен маршрут до Тосно и далее до Вырицы. GPX трек маршрута с отметками:
Шапки-Мга-Кировск-Дубровка (Запланированный). Яндекс Диск Сразу скажу, что в полном объёме проехать данный маршрут я не смог, этому помешало плохое состояние грунтовой дороги в лесу прямо после посёлка Шапки. GPX трек маршрута с отметками:
Шапки-Мга-Кировск-Дубровка (Фактический). Яндекс Диск Позже я сделаю вторую попытку и проеду этот маршрут с немного видоизменённым начальным участком, об этой поездке повествую в одной из будущих статей. По дороге на Московский вокзал начал накрапывать дождь, хотя ещё пару дней назад по прогнозам в субботу обещали +22 и солнце, но прогнозы, как это часто бывает, неожиданно поменялись на пасмурно и мелкий дождь. Но всё-таки меня погода пожалела и ограничилась мелким умеренным дождём в те
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 28 июня 2025 года
  • Сложность: 4 из 5 баллов
  • Местоположение: юго-восток Ленинградской области, Шапки, Сологубовка, Мга, Кировск, Дубровка
  • Протяжённость: ≈ 78 км
  • Набор высоты: 362м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    Было запланировано по маршруту «Шапки-Тосно-Вырица»:
    - Асфальт: 80 км,
    - Грейдер: 25 км,
    - Грунт: 16 км.
    По факту вышло по маршруту «Шапки-Сологубовка-Дубровка»:
    - Асфальт: 53 км,
    - Грейдер: 10 км,
    - Грунт: 15 км.
  • Наличие грязи: грязный участок присутствует только в одном месте в лесной части маршрута от посёлка Шапки до Кирсино, где грунтовая дорога очень сырая и разбита проехавшими здесь квадроциклами. Протяжённость этой дороги около 5 км. Желательно её исключить из своего маршрута и объехать через шоссе связывающем Шапки и Сологубовку.
  • Краткое описание: Данная поездка должна была пройти по маршруту из посёлка Шапки до Вырицы через Тосно и Лисино-Корпус. Но это как раз тот случай, когда что-то пошло не так. Из-за грязной непроходимой грунтовой дороги в лесу после посёлка Шапки, продолжить изначально запланированный маршрут было не возможно, поэтому на ходу был проложен новый трек до Дубровки через Мгу и Кировск. Новый маршрут оказался не менее интересным, на нём я впервые посетил деревню Сологубовку, где расположен мемориальный комплекс Великой Отечественной войны с памятниками, звонницей, Успенской церковью и немецким военным кладбищем. Добравшись по Петрозаводского шоссе, передо мной открылись красивые пейзажные виды на реку Нева, вдоль которой здесь проходит участок дороги. Далее проезжаю ряд мемориальных памятников посвящённых «Невскому пятачку» и заезжаю в Кировск, чтобы отобедать в кафе. Миновав Кировск, перебираюсь через Мурманское шоссе на противоположный берег Невы, здесь сразу спускаюсь к берегу и сворачиваю на приятную лесную дорогу, по которой добираюсь прямиком до Дубровки.
  • Достопримечательности: В посёлке Шапки: карьеры, избушка на курьих ножках, Покровская церковь, памятник А.Д. Балашову; Царь-дерево; в Сологубовке: Успенская церковь, часовня-звонница, скульптура «Трагедия войны»; мемориал ВОВ в п. Дачное; Сергиевская церковь и панорамный вид на Неву в месте впадения реки Мойки; мемориал «Призрачная деревня»; Невский пятачок; в Кировске: памятник Петру первому и центральная площадь; военная техника у музея прорыв блокады Ленинграда; В Дубровке: памятник героям-метростроевцам и церковь Взыскания Погибших.
  • Маршрут на Strava: Шапки-Мга-Кировск-Дубровка (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Проснувшись сегодня рано утром, мелькнула мысль вместо загородного маршрута просто прокатиться по городу, например на юго-запад, но передумал и всё таки поехал в Шапки, откуда у меня был подготовлен маршрут до Тосно и далее до Вырицы.

Схема изначально запланированного веломаршрута «Шапки – Тосно – Лисино-Корпус – Вырица»
Схема изначально запланированного веломаршрута «Шапки – Тосно – Лисино-Корпус – Вырица»

GPX трек маршрута с отметками:
Шапки-Мга-Кировск-Дубровка (Запланированный). Яндекс Диск

Сразу скажу, что в полном объёме проехать данный маршрут я не смог, этому помешало плохое состояние грунтовой дороги в лесу прямо после посёлка Шапки.

Схема фактического веломаршрута «Шапки-Мга-Кировск-Дубровка»
Схема фактического веломаршрута «Шапки-Мга-Кировск-Дубровка»

GPX трек маршрута с отметками:
Шапки-Мга-Кировск-Дубровка (Фактический). Яндекс Диск

Позже я сделаю вторую попытку и проеду этот маршрут с немного видоизменённым начальным участком, об этой поездке повествую в одной из будущих статей.

По дороге на Московский вокзал начал накрапывать дождь, хотя ещё пару дней назад по прогнозам в субботу обещали +22 и солнце, но прогнозы, как это часто бывает, неожиданно поменялись на пасмурно и мелкий дождь. Но всё-таки меня погода пожалела и ограничилась мелким умеренным дождём в течение пары часов с небольшими перерывами, правда прошёл он в самый неподходящий момент, но об этом расскажу позже.

До станции посёлка Шапки добираюсь с Московского вокзала. Электрички сюда ходят не так часто, но регулярно утром и вечером. Время в пути составит около 1 часа 45 минут.

Московский вокзал. Фото с сайта bestvietnam.ru
Московский вокзал. Фото с сайта bestvietnam.ru
В вагоне электрички
В вагоне электрички
На платформе в Шапках
На платформе в Шапках

Прибыв в Шапки, с удовольствием прокатился по дорогам и тропам посёлка среди смешенных и сосновых лесов и заехал на многочисленные карьеры, которых здесь целых шесть.

Есть в Шапках даже избушка на курьих ножках.
Есть в Шапках даже избушка на курьих ножках.

Сворачиваю снова на тропу в лес к роднику

Родник расположен в бывшем парке усадьбы Балашовых.

Вскоре после родника неожиданно выезжаю на плотную укатанную дорожку.

Новая дорожка в лесу
Новая дорожка в лесу

Вскоре понимаю, что это вероятней всего участок новой лыжной трассы.

Эта лыжная трасса относится к рядом расположенной лыжной базе «Пикник», судя по сообщениям местных жителей её уже строят несколько лет, но закончить никак не могут. Возможно, этим летом дело сдвинулось с мёртвой точки и зимой можно сюда приехать для лыжных прогулок!

Пересекаю дорожки лыжной трассы и по тропе выбираюсь к интересному зданию, это бывший библиотечный павильон – единственное сохранившееся строение на территории усадьбы Шапки, принадлежавшее Александру Дмитриевичу Балашову. Сейчас павильон перестроен в действующую Покровскую церковь.

Недалеко от церкви находится благоустроенная зона с памятником Александру Дмитриевичу Балашову – государственный деятель, первый министр полиции, член особого комитета по руководству народным ополчением Отечественной войны 1812 года.

Конная ферма на окраине посёлка Шапки
Конная ферма на окраине посёлка Шапки
Пушистый попутчик
Пушистый попутчик

Тем временем я подъехал к окраине посёлка, где начиналась лесная часть маршрута с грунтовыми дорогами протяжённостью около 9 километров. Начал накрапывать несильный дождь. Дальнейшая дорога мне была практически не известна и её состояние оставалось загадкой.

Начало лесной грунтовки в полнее хорошее
Начало лесной грунтовки в полнее хорошее
Первый грязный участок, в принципе проезжаемо, даже на машине.
Первый грязный участок, в принципе проезжаемо, даже на машине.

Первым существенным препятствием стал болотистый участок дороги в месте её пересечения с ручьём Чёрный. Вот здесь пригодились взятые мной бахилы

Преодолев этот непростой участок дальше еду по грунтовке, где периодически встречаются грязные участки с большими лужами, но, в общем-то, их можно объехать.

В данном месте в зимнее время проходят 10 и 15-километровые круги «Лыжной стрелы».

Отметки трассы «Лыжной стрелы» оставшиеся на деревьях с зимы
Отметки трассы «Лыжной стрелы» оставшиеся на деревьях с зимы

Так через 2 километра пути добираюсь до Макарского озера.

Макарское озеро, дождь немного усилился и достиг максимума в сегодняшний день. Но это всё-таки не ливень
Макарское озеро, дождь немного усилился и достиг максимума в сегодняшний день. Но это всё-таки не ливень

Далее по лесу мне надо было проехать примерно 7 километров до ближайшей нормальной автомобильной дороги. Вроде бы не так много, если бы не одно «но» - дальше дорога стала совсем плохой и представляла собой поверхность с толстым слоем жидкой грязи. Трансмиссия забивалась грязью, скорость передвижения стала пешей и периодически появлялись большие лужи на всю ширину проезда. Идущий дождь также не добавил комфорта.

Вскоре повстречал одних из виновников, которые тщательно разбивают дорогу на своей технике

Конечно же, это оказались квадроциклисты, после которых дорога стала ещё хуже.
Конечно же, это оказались квадроциклисты, после которых дорога стала ещё хуже.
Наконец-то добрался до «царь-дерева», расположенного всего в одном километре от Макарского озера. Дерево конечно большое, пройденной дороги оно не стоило.
Наконец-то добрался до «царь-дерева», расположенного всего в одном километре от Макарского озера. Дерево конечно большое, пройденной дороги оно не стоило.

Буквально после «царь-дерева» меня ждала развилка, где я должен был повернуть налево и следовать около 5 километров дальше до СНТ. Но эта самая дорога налево была очень заросшей, поэтому пришлось менять маршрут и свернуть направо в направлении к деревни Кирсино. Дорога до Кирсино была тоже не простой, но всё же не такой разбитой и грязной.

Твёрдая дорога в Кирсино
Твёрдая дорога в Кирсино

Выбравшись наконец-то из леса в Кирсино, понял, что проехал всего 21 километр, а средняя скорость передвижения упала до несчастных 9,5 км/ч, поэтому, дальше решил не экспериментировать и больше в лес не соваться. А проследовать к ближайшему озеру, чтобы попробовать отмыть велосипед и привести его хоть в какой-то божеский вид.

Озеро Майна, где помыл велосипед.
Озеро Майна, где помыл велосипед.

Дальше решаю, в каком направлении продолжить свой маршрут, ведь я уехал совершенно в другую сторону, и вернуться обратно в направлении запланированного Тосно уже не получится. После некоторых раздумий решаю проехать до деревни Сологубовка, где осмотрю одноимённый военный мемориал, дальше ехать в направлении Мги и Кировск, а в завершение перебраться на противоположный берег Невы к посёлку Дубровка.

И так, стартую от озера «почти чистым» и двигаюсь по неплохим грейдерам до Сологубовки, которые периодически сменяются асфальтовыми участками в черте населённых пунктов.

Через 6 километров прибываю в деревню Сологубовка, название которой произошло от фамилии графа Ивана Соллогуба, владевшего ей с 1784 года.

Сегодня в Сологубовке расположена Успенская церковь и немецкое мемориальное кладбище, рассчитанное на 80 тыс. мест и созданное в 1990-х годах.

Часовня-звонница
Часовня-звонница
Подъём к военному мемориалу и Успенской церкви
Подъём к военному мемориалу и Успенской церкви

Церковь построена в 1849-1851 годах на средства купца Е. Павлова. Была закрыта в 1940г. Во время Великой Отечественной войны в храме вначале держали советских пленных, а после использовали в качестве госпиталя. Заметные купола церкви были хорошим ориентиром для советской артиллерии, поэтому немцы их демонтировали.

В 2003 году разрушенная церковь была восстановлена на средства Германии. Также в подвальном помещении церкви расположен музей Памяти жертв войны, а иконостас храма известен тем, что часть икон была написана немецким солдатом Андреасом Блоком – участником Сталинградского сражения, который попросил поместить их в храме в знак покаяния перед русским народом.

Этот храм, оказавшийся в годы Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе осаждённого Ленинграда, теперь стал храмом-памятником примирения русских и немцев.

У храма расположено большое немецкое военное кладбище, разбитое прямо на бывшем аэродроме, и парк Мира.

В Парке находится скульптура «Трагедия войны» в виде скорбящей матери - дара немецкого скульптора Урсулы фон Ляйстнер. Эта скульптура является копией скульптуры установленной в Японии в Нагасаки и посвящённой жертвам атомной бомбардировки. И ещё одна копия скульптуры установлена в США в Сент-Луисе. По замыслу создателя скульптур весь комплекс этих памятников в разных странах призывает к миру между народами.

Скульптура «Трагедия войны»
Скульптура «Трагедия войны»

Этот образ скорбящей матери напоминает Ульяну Фенигину, проживавшую в Сологубовке во время войны. Было у нее трое парнишек и грудная дочка. Оккупанты очень боялись партизан и заслали в окраинный домик провокатора. Ульяна его не выдала. Ее арестовали, и все дни до ее расстрела сыновья приносили дочку покормить грудью — солдат-охранник разрешал. Так что этот монумент здесь считают памятником Ульяне и ее дочери.

Осмотрев мемориальный комплекс еду дальше от Сологубовки в направление Мги и далее до Петрозаводского шоссе.

Старые опоры моста и руины ГЭС на реке Мга в Сологубовке
Старые опоры моста и руины ГЭС на реке Мга в Сологубовке

По пути делаю небольшую остановку в посёлке Дачное у военного мемориала, посвящённого воинам 217 отдельного отряда разминирования, погибшим при выполнении боевых заданий в 1944-1946 гг.

Этот отряд состоял из более чем 1 тысячи девушек-бойцов, которые за время работ в 1944-1946гг. обезвредили и уничтожили около 18 млн. (!) авиабомб, снарядов, мин, гранат, крупнокалиберных патронов и других взрывчатых веществ во многих населённых пунктах Ленинградской области.

Проезжаю через холмистую местность с красивым видом, пересекаемую ЛЭПом.
Проезжаю через холмистую местность с красивым видом, пересекаемую ЛЭПом.

Доехав до Петрозаводского шоссе, вначале сворачиваю в сторону мойки в посёлке Павлово-на-Неве, чтобы вымыть грязную трансмиссию, которая жутко скрипела. На мойке всего за 100р. смог дважды помыть велосипед и даже хватило времени на помывку грязных бахил.

Далее еду по Петрозаводскому шоссе до Кировска, по пути мне открываются красивые виды на Неву.

Участок, где шоссе подходит близко к Неве в месте её слияния с рекой Мойка
Участок, где шоссе подходит близко к Неве в месте её слияния с рекой Мойка
Деревянная Сергиевская церковь в Павлово-на-Неве
Деревянная Сергиевская церковь в Павлово-на-Неве
Петрозаводское шоссе в направлении Кировска
Петрозаводское шоссе в направлении Кировска

Передвигаюсь по шоссе, осматриваю ряд военных памятников и мемориалов, посвящённых Великой отечественной войне. Ведь именно на этом участке располагался так называемый «Невский Пятачок» - название плацдарма на левом берегу Невы напротив Дубровки, который удерживали советские войска Ленинградского фронта в период с 1941 по 1943 года в ходе битвы за Ленинград. С этого плацдарма красная армия неоднократно пыталась начать наступление на Мгу и Синявино на встречу Волховскому фронту, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. Невский пятачок стал одним из символов мужества и героизма советских воинов.

Памятник «Рубежный камень» мемориала «Невский пятачок». Фото с сайта lenobl.ru
Памятник «Рубежный камень» мемориала «Невский пятачок». Фото с сайта lenobl.ru
Памятная надпись рядом с мемориалом
Памятная надпись рядом с мемориалом
Памятник «Призрачная деревня» на территории мемориала.
Памятник «Призрачная деревня» на территории мемориала.

Этот памятник посвящён тем 38 деревням, уничтоженным во время войны на территории Кировского района. Установлен в 1985 году на том месте, где до войны находилась деревня Арбузовка, и представляет собой «скелет», каркас из бетонных столбов в форме домов, у которых отсутствуют стены, крыши, окна.

Через 7 километров добираюсь до черты города, а точнее промзоны Кировска.

Дубровская ТЭЦ - место где зародился посёлок и вдальнейшем сам город
Дубровская ТЭЦ - место где зародился посёлок и вдальнейшем сам город

Кировск – относительно молодой город, который был основан в 1931 году как посёлок строителей Дубровской ТЭЦ и вначале носил название «Невдубстрой». Статус города получил с 1953 года. Своё прежнее название получил в честь революционера и государственного деятеля С.М. Кирова.

В городе сворачиваю к одной из кафешек-булчных, чтобы перекусить и восстановить силы.

Проезжаю спортивный комплекс имени Юрия Андреевича Морозова – футбольного тренера, с которым петербургский Зенит дважды становился бронзовым призёром чемпионатов СССР и России
Проезжаю спортивный комплекс имени Юрия Андреевича Морозова – футбольного тренера, с которым петербургский Зенит дважды становился бронзовым призёром чемпионатов СССР и России
На Центральной площади города установлен классический памятник Ленину, но при этом не совсем стандартный с развивающимся пальто.
На Центральной площади города установлен классический памятник Ленину, но при этом не совсем стандартный с развивающимся пальто.
Кировск в моём сердце
Кировск в моём сердце

Если у вас будет желание, то можете заехать в Городской парк и сквер с красивым названием «Место встречи закатов», расположенные прямо у берега Невы. Я же отправляюсь дальше в дорогу в направлении Ладожского моста и Дубровки.

Зелёная композиция «Кировск» в сквере «Место встречи закатов»
Зелёная композиция «Кировск» в сквере «Место встречи закатов»

Ладожский мост был построен в 1983 году, это первый мост по течению Невы. Интересно, что в левобережном устое моста находится музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»
Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Переехав по мосту на противоположный берег, далее сворачиваю на грунтовую дорогу в лесу вдоль берега Невы, которую давно хотел проехать.

Эта 7-километровая дорога, ведущая напрямик к Дубровке оказалась не грязной и пролегала через приятный сосновый лес.

В Дубровке хватает времени до отправления электрички, чтобы осмотреть некоторые достопримечательности.

Дубровка – городской посёлок на берегу Невы, который имеет длинную историю и впервые упоминается ещё в писцовых книгах как деревня, существовавшая уже в 1500 году. В начале 20 века посёлок имеет население около 1 тыс. человек, в тоже время здесь появляется лесопильный завод и бумажная фабрика российско-финляндского АО «Дубровка».

Бумажная фабрика в Дубровке. Фото с сайта wikipedia.org Авторство: VMSokolov.
Бумажная фабрика в Дубровке. Фото с сайта wikipedia.org Авторство: VMSokolov.
Дом акционера бумажной фабрики. Фото с сайта wikipedia.org Авторство: VMSokolov
Дом акционера бумажной фабрики. Фото с сайта wikipedia.org Авторство: VMSokolov

В советское время к концу 1930-х годов население уже достигло почти 10 тыс. человек. В годы войны посёлок сильно пострадал, здесь располагались эвакуационный и полевой подвижной госпитали.

Посёлок оставил хорошее впечатление, здесь были ухоженные улицы, скверы, спортивные площадки, а также ряд памятников.

Памятник, посвящённый подвигу метростроевцев в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 2015 году.
Памятник, посвящённый подвигу метростроевцев в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 2015 году.

Как известно в начале 1941 года в Ленинграде начали строить метрополитен, но с началом войны все работы были приостановлены. Метростроевцы рвались на фронт, но сразу их на фронт не брали, а вначале мобилизовали в составе 10 батальонов на строительство оборонительных сооружений вокруг города. Позже с усложнением положения Ленинградского фронта их направили на строительство танковой переправы в районе Дубровки для усиления плацдарма на левом берегу Невы, известного как «Невский пятачок», о котором я уже упоминал выше.

Метростроевцы вместе с инженерными войсками подготовили и осуществили переправу в тяжёлых условиях непрекращающихся артиллерийских обстрелов.

Эта боевая операция вошла в военную историю под кодовым названием «Чай с вареньем» – каждое утро в Смольный шли сообщения: «Пьём чай с вареньем по 7-8 стаканов» – каждую ночь переправлялось по 7-8 танков. 30 ноября на паром погрузили последний танк. Переправа была завершена.

За время проведения операции под обстрелами и бомбёжками погибла пятая часть подразделения метростроевцев. Они навечно остались на дубровской земле, а их товарищи получили новое боевое задание – построить железную дорогу Жихарево – Кобона – Коса для доставки грузов и продуктов в осаждённый Ленинград.

Всего за годы войны, погибло более 10 тыс. ленинградских метростроевцев.

Вид с набережной Невы в Дубровке
Вид с набережной Невы в Дубровке
Церковь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».
Церковь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

Церковь построена в 2010 году в русском стиле. В связи с тем, что рядом с Дубровкой находились места, где проходили ожесточённые сражения, церковь посвящена образу Божией Матери «Взыскание погибших».

Перспектива Центральной улицы
Перспектива Центральной улицы

На станции «Невская Дубровка» отправляюсь на электричке до Санкт-Петербурга.

Вот такой вот вышел не запланированный маршрут. Можете его проехать тоже, только исключите начальный грунтовый участок из Шапок до Кирсино, проехав, например, прямиком по шоссе до Сологубовки.

До новых поездок!

Читайте также статьи о велопутешествие по Карелии: