- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 9 августа 2025 года
- Сложность: 3 из 5 балла
- Направление: юг Ленинградской области, посёлок Шапки, Тосно, Лисино-Корпус, Вырица
- Протяжённость: ≈ 130 км
- Набор высоты: 460 м (по картам Strava)
- Покрытие:
- Асфальт: 100 км
- Грейдер: 25 км
- Грунт: 5 км - Наличие грязи: как таковые грязные участки отсутствуют, испачкаться можно только на грейдерно-грунтовых участках после дождливой погоды. В сухую погоду проблем не должно быть.
- Краткое описание: Большая часть всего маршрута это асфальтовые дороги с хорошим покрытием, за исключением 13 километрового участка грейдера на участке между деревнями Рублёво и Гришкино. Из достопримечательностей можно отметить бывшую усадьбу Марьино в районе Тарасово и Андрианово, правда посещение территории усадьбы платное и довольно недешёвое. Помимо этого встречается ряд церквей в Тосно, Андрианово, Лисино-Корпус и Вырице. В Лисино-Корпус также можно посетить экотропу «Колыбель русского лесоводства» и увидеть императорский охотничий дом Александра II. А финиширует маршрут в большом дачном посёлке Вырица, где помимо красивых природных достопримечательностей в виде реки Оредеж с её пейзажными песчаными берегами с сосновым лесом, есть много необычных старых деревянных домов и иных достопримечательностей.
- Достопримечательности: Карьеры в п. Шапки; Казанская церковь, Центральная пл. в Тосно, усадьба Марьино (платный вход) и Троицкая церковь у д. Андрианово; Экотропа, здание учебного лесничества, императорский охотничий домик Александра II, Церковь во имя Честных Древ Святого и Животворящего Креста в посёлке Лисино-Корпус; В Вырице: тропа вдоль берега реки Оредеж, Вырицкая ГЭС, Казанская церковь, памятник Сталину, дворец Васильевых (копия Екатерининского дворца), Дача Дюфур.
- Маршрут на Strava: Вырица – Тосно – Лисино-Корпус - Вырица (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
И вот опять, тот же электрон в направлении посёлка Шапки, что и чуть более месяца назад. В тот раз я хотел проехать по маршруту Шапки-Тосно-Лисино-Корпус-Вырица, но потерпел фиаско, когда буквально завяз на жутко грязной дороге во время дождя и был съеден комарами со слепнями в самом начале пути в лесах у посёлка Шапки. Об этом эпическом маршруте можете прочитать в следующей статье:
На этот раз я пересмотрел маршрут, исключил плохой грязный участок в лесу между посёлком Шапки и деревней Нурма и заменил его на асфальтовое шоссе с хорошим покрытием.
GPX трек маршрута с отметками: Вырица – Тосно – Лисино-Корпус – Вырица (Яндекс Диск)
Спустя полтора часа езды в полупустой электричке, я прибыл на платформу станции Шапки к месту старта. Посёлок Шапки в очередной раз порадовал своим приятным видом с его хвойными лесами и карьерами.
Немного осмотрев посёлок, выезжаю на хорошее шоссе в сторону Нурмы.
В Нурме свернул с шоссе и проехал до ближайших деревень и СНТ, где осмотрел состояние дороги в сторону Кирсино.
В конечном счете, упёрся в шлагбаум частной территории и решил дальше не соваться.
Поехал в обратном направлении, но через улицы массива СНТ. Вернулся на шоссе в Нурме, ведущее в Тосно и тут увидел на горизонте тёмный фронт сплошных облаков, стало ясно, что сегодня точно будет дождь, оставалось только понять насколько сильный.
До Тосно добрался ещё до дождя и зашёл в Хлебник на перекус, пока обедал, на улице прошёл мини-дождь, который лишь слегка намочил дороги.
Город Тосно впервые упоминается как поселение «Тосно Матуево» в переписной окладной книге Водской пятины в 1500 году. С 1617 и до 1700 года поселение находится на территории Швеции в соответствии со Столбовым мирным договором. В 1714 году по указу Петра I в деревню переселены крестьяне из центральных территорий России и основаны Тосненский Ям и Ямская слобода.
В 1851 году вблизи Тосно прошла Николаевская железная дорога и была открыта пассажирская площадка «Тосненская».
Город имеет интересный герб с изображёнными на нём двумя подковами напоминающими о ямщицкой станции на тракте Петербург-Москва и ямщицкой слободе.
Описание герба:
«В червленом (красном) и зелёном поле, скошенном слева, с серебряным верхним ельчато скошенным правым углом и волнисто скошенном нижним левым углом — две переплетенные золотые подковы в левую перевязь, две направленных друг от друга стрелы, положенные поверх и сообразно скошению поля»
На гербе две подковы с серебряными стрелами образуют аллегорические фигуры, луки с выпущенными стрелами — напоминание о расположении города на шоссе и железной дороге, по которым пролетают многочисленные поезда и автомашины между двумя крупнейшими городами страны Санкт-Петербургом и Москвой.
В Тосно прокатился до Центральной площади и проспекта Ленина.
Теперь следую дальше по проспекту Ленина – центральной улице Тосно или как она раньше называлась «Главная улица», которая являлась частью главной дороги России, связывающей две столицы – Москву и Петербург.
Добираюсь до необычной Казанской церкви.
Первоначальная церковь была построена в 1735 году, повторно восстановлена после пожара в 1818 году. В советское время церковь была перестроена в дом культуры.
Покидаю Тосно по пр. Ленина в направление Московского ш.
Из Тосно еду в посёлок Лисино-Корпус, но не напрямик, а через Тарасово и Гришкино, тем самым делаю 45-километровую петлю по незнакомому шоссе, где есть достаточно длинный гравийный участок.
В Тарасово находится музей-заповедник «усадьба «Марьино» - бывшее имение графов Строгановых и князей Голицыных.
Строительство усадьбы началось ещё в 1726 году. Но основные работы по созданию усадьбы были выполнены после 1817 года, когда усадьба перешла во владение жене графа П.А, Строганова, Софье Владимировне (в девичестве – Голицыной). Именно при ней был построен торжественный дворец на высоком правом берегу Тосны и заложен английский сад. Также она дала название этой усадьбе «Марьино» в память первой владелицы Марии Яковлевны Строгановой.
Ансамбль создавался выдающимся архитектором А. Н. Воронихиным и его учеником И. Ф. Колодиным.
После смерти графини С.В. Строгановой в 1845 году усадьба была охотничьем хозяйством.
В советское время в усадьбе вначале до 1929 года размещался музей дворянского быта, а затем санаторий для Академии Наук, детский дом, пансионат для Тосненского военного завода. С 2008 года усадьба перешла в частные руки.
В настоящее время во дворце проводятся экскурсии и мероприятия, устраиваются праздники.
Посещение парка и объектов усадьбы платное и при этом не очень доступное. Так за входной билет в парк вам придётся заплатить1000 руб. За посещение дворца Строгановых - Голицыных с Английским парком надо платить ещё отдельно.
Отправляюсь дальше в путь и буквально за поворотом моему взору открывается величественное здание Троицкой церкви, которая к сожалению находится в разрушенном состоянии, но при этом привлекает внимание всех проезжающих рядом людей.
Церковь построена 1831 году в стиле неоготики по проекту архитекторов И.Ф. Колодина и П.С. Садовникова в составе усадьбы Марьино и являлась родовой усыпальницей князей Голицыных. В настоящее время церковь находится в плачевном состоянии.
Еду дальше и в районе деревни со звучным названием Рублёво на горизонте появились тёмные дождливые тучи, которые не предвещали ничего хорошего. Но пока что дождь ещё не пошёл.
В районе Рублёво есть мост через реку Тосно и перебравшись через него можно дальше ехать напрямик к Лисино-Корпус через деревни Авати и Турово, но в какой-то момент у Турово начнётся 4-х километровый жуткий участок разбитой грунтовой дороги. Эта дорога, судя по картам, когда-то была обычным грейдером, но в какой-то момент пришла в негодность и стала не проезжаемой даже для велосипеда. Поэтому не советую сворачивать сюда и пытаться ехать напрямик, по времени это выйдет даже дольше
Почти сразу после Рублёво начался 15-киломеировый участок грейдера и здесь я понял окончательно, что дождя мне сегодня не избежать, поскольку впереди были не только тёмные тучи, но и виднелся косой дождь.
Здесь меня впервые застал дождь, который был достаточно сильным, но при этом шёл всего пару минут. Укрылся от него под кроной дерева и остался сухим.
Этот грейдер протянулся до деревни Гришкино, где я остановился на небольшой отдых.
Дальше, проехав полностью грейдерный участок, после Гришкино выбираюсь на асфальтовую дорогу, где почти сразу во второй раз начинается дождь.
На этот раз дождь был не менее слабым и длился дольше, около 10 минут. Решил так же переждать его под деревом, почти не вымок.
Отправившись дальше, без особых проблем долетел по шоссе до Лисино-Корпус.
Лисино-Корпус приятный небольшой посёлок с большой историей, где раньше находился императорский охотничий дворец, построенный для Александра II, страстного охотника. Сейчас в посёлке можно прогуляться по экотропе, осмотреть экстерьер дворца, здание учебного лесничества, старую церковь.
Охотничий дворец с асиметричной архитектурой построен в 1853-1860 годах по проекту Никола Бенуа «для приезда высочайших особ».
В левой части здания располагались опочивальни для императора с отдельным входом, в которых 86 раз в статусе императора был страстный охотник Александр II. Стены дворца украшались охотничьими трофеями, живописными полотнами, бронзовыми скульптурными композициями на тему охот. В дворце располагалась коллекция охотничьих ружей, подаренных Александру II зарубежными гостями, приглашёнными на русскую охоту.
В 20-е годы 20 века здание дворца было передано Лесотехнической академии и использовалось под студенческое общежитие во время летних практик.
В двух шагах от дворца на живописной возвышенности рядом с берегом речки Лустовки расположена церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня.
Церковь построена в 1862 году по проекту архитектора Н.Л. Бенуа как храм Лесного Департамента России. Проект был лично одобрен императором Александром II.
От Лисино-Корпус еду в направлении Вырицы по ничем не примечательному прямому шоссе, протянувшемуся почти на 15 км, здесь я когда-то проезжал, году так в 2021. С того времени ничего не изменилось, разве что только появилась ягодная ферма, где можно купить или самому собрать ягод.
В завершении осматриваю крупный дачный посёлок Вырица, где помимо деревянных дачных домиков начала 20 века, есть много других достопримечательностей: памятников, церквей и потрясающе красивый берега реки Оредеж с сосновым лесом и песчаными пляжами.
Вырица впервые упоминается в писцовых книгах Новгородской земли в 1499-1500 годов, в то время она носила название «Дверницы». Название посёлка, по одной версии, происходит от фино-угорского слова «выру», означающее «кольцо». После Русско-шведской войны 1610-1617 годов, согласно Столбовскому мирному договору, Вырица находилась в составе Швеции. А после Северной войны (1700-1721 годах) Вырица вновь вернулась в состав России, но на тот момент она опустела. В конце 18 века деревня была заселена крестьянами из других ближайших деревень, потомки которых до сих пор проживают в Вырице. В 19 веке Вырицей владели: герой Бородинского сражения Митхаил Бороздин, жандармский офицер Ф. С Ракеев, П.Л. Витгенштейн, в это время здесь были основаны несколько деревообрабатывающих завода.
В 1903 году через Вырицу прошла железная дорога Царское Село – Дно, тем самым посёлок стал более доступным, в связи с этим здесь началось массовое дачное строительство. В начале 20 века в посёлке были созданы 10 км конки, телефонная станция и даже отдельная железнодорожная ветка (существующая и сейчас) с 7 остановочными пунктами. В это время здесь построили дома многие состоятельные петербуржцы: Бумагины, Кнорринги, Турнеры, Дюфуры, Зимины, Ставинские и многие другие.
Во время Великой Отечественной войны в Вырице немцами был создан печально известный детский лагерь принудительного труда, о котором не так давно сняли художественный фильм.
С 1930-х годов и по 1949 год в Вырице жил известный православный старец – Серафим Вырицкий, канонизированный в 2000 году.
После войны в Вырице активно развивается детский оздоровительный отдых, под который отдали многие здания старинных дач. Возродилась дачная жизнь, многие известные люди имели свои дома или снимали жильё на лето.
Вначале в Вырице сворачиваю к Петропавловской церкви - первому храму посёлка, построенному в Вырице на средства местного населения.
Храм сооружён в 1908 году в «старомосковском стиле» по проекту архитектора Николая в память чудесного спасения царской семьи Александра IIIво время крушения поезда у станции Борки под Харьковом в 1888 году.
Дальше стараюсь держаться как можно ближе к берегу реки Оредеж.
Вскоре добираюсь до Вырицкой ГЭС.
Вырицкая ГЭС входит в состав каскада ГЭС на реке Оредеже. ГЭС была введена в эксплуатацию в 1953 году, имела мощность 400 кВТ и снабжала посёлок электричеством. В 1973 году из-за небольшого объёма выработки электроэнергии станции всего каскада были остановлены, оборудование демонтировано, на сегодняшний день ГЭС не действует.
А теперь выезжаю на прекрасный песчаный пляж у широкого участка реки, образованного плотиной ГЭС.
Здесь открываются чудесные виды на водную гладь речки, особенно в вечерние летние дни.
Дальше пробираюсь ещё вдоль берега и вскоре выезжаю к Казанской церкви.
Церковь построена в 1914 году в память 300-летия Дома Романовых по проекту архитектора М.В. Красовского.
Напоследок хочу проехать к берегу Оредежа, чтобы увидеть ещё один интересный объект Вырицы. Но сделать это не так просто, потому что во многих местам, не взирая на законодательство, береговая линия полностью застроена либо не имеет прохода.
Здесь на противоположном берегу Оредежа можно увидеть дом, напоминающий своей архитектурой Екатерининский дворец в Пушкине. Этот современный дворец в стиле пышного барокко построен в 2006 году бизнесменом Сергеем Васильевым – совладельцем Петербургского нефтяного терминала
Теперь следую на железнодорожную платформу, по пути проезжаю полуразрушенный деревянный дом – это бывшая дача Дюфур.
Дача построена в 1910-х годах двоюродными братьями Морисом и Виктором Дюфурами, членами акционерного общества машиностроительного завода «Вестингаузен».
В Петербург возвращаюсь на электричке со станции "Посёлок", что очень удобно, ведь это конечная станция с минимальным количеством дачников и туристов.
Расположился с комфортом в ещё пустом вагоне с кондиционером на конечной станции «Посёлок». Единственное пришлось помучиться с поиском мест для велосипеда, поскольку в начале вагонов совершенно не было просторных площадок, за исключением первого и последнего вагонов. Правда в последнем вагоне висела табличка запрещающая провоз в нём велосипедов.
Подводя итоги, скажу, что маршрут получился интересным, не коротким и подходящим для поездок в выходной день, поэтому советую его к прокату. А трек .gpx маршрута как обычно вы можете скачать ниже.
GPX трек маршрута с отметками: Вырица – Тосно – Лисино-Корпус – Вырица (Яндекс Диск)