С раннего утра по всему городу снуют сотни курьеров в униформе различных ритейлеров и агрегаторов: пешком, на электросамокатах и электромопедах, велосипедах и автомобилях. Эти ребята с термокоробами стали уже неотъемлемой частью городского ландшафта. В обывательских разговорах прочно закрепилось мнение, что курьеры хорошо зарабатывают. Однако на деле приличные деньги на выходе получают только в Москве и Санкт-Петербурге. Совершенно иначе выглядит картина в других городах. О реалиях своей работы рассказал бывший «доставщик» из Уфы.
«Красные линии» доставки
Как и многие мои коллеги, я решил дополнительно подработать и подался в автокурьеры к известному агрегатору. Оформление не заняло много времени: установил соответствующее приложение на свой мобильный, получил термокороб — яркую вместительную сумку и вышел на свой первый «слот» — так называется заранее забронированный промежуток времени, в который можно выполнять доставки. Время я выбирал после основной работы.
Первые заказы давались нелегко (речь именно о получении заказа, а не о доставке клиенту). Так, в одном из крупных уфимских продуктовых магазинов сборщиком заказов оказалась очень нервная пожилая женщина.
«Вам кто разрешал сюда заходить?» — буквально закричала на меня эта мадам в потертой и застиранной фирменной жилетке.
«Так написано же "Комната выдачи заказов"», — недоуменно ответил я.
«Я вам тысячу раз говорила, что ждём за линией, вы что, русского языка не понимаете?» — тем же тоном продолжила она, указывая пальцем на наклеенный на пол грязный скотч.
Я, взрослый мужчина, даже оробел под таким натиском и залепетал, что первый раз нахожусь в этом магазине в качестве курьера и не знал о «красных линиях».
«Подходим, расписываемся и с глаз моих долой», — вернул меня в реальность голос «фельдфебеля» в юбке. Мне удалось перекричать эту женщину и объяснить, что с людьми так разговаривать нельзя.
Наш «конструктивный» диалог проходил под одобрительные взгляды других курьеров, которые ждали своей очереди. В основном там стояли понурые студенты и мигранты, безропотно принимая все нападки сборщицы заказов. Один из этих «бедолаг», воодушевившись моим настроем, тоже подал голос.
«Да она всегда так себя ведёт, портит всем настроение, забывая, что в таких же правах здесь, что и мы», — выступил студент.
После непродолжительной беседы о классовых противоречиях я забрал продукты, отвез клиенту и взял новый заказ. Позже я понял, что если обращать внимание на каждого такого «царька» или «королевну», то времени на работу не останется совсем. И вскоре перестал акцентироваться на чужих эмоциях, выработав иммунитет на неадекватных людей.
Подводные камни сферы обслуги
В каждом супермаркете, помимо общепринятых правил, есть еще свои неписаные, которые необходимо соблюдать. Ко всем этим недоразумениям в последнее время добавилось еще одно — сильно виснущий мобильный интернет в разных городских локациях. Приходилось регулярно делать скриншоты с доказательством отсутствия сети, так как поддержка постоянно делала звонки из-за задержки заказа. Но и к этому удалось адаптироваться. В каждом магазине или точке общепита можно подключиться к местному роутеру, на миг вернуть мобильный интернет также помогала манипуляция с включением и выключением авиарежима.
Плюс ко всему приложение требует с курьеров регулярное селфи или фотографию сумки в самый неподходящий момент. Если быстро не отправить фото, то доступ к заказам будет ограничен.
Спустя три недели решил подвести промежуточные итоги. Они были неутешительны: с учетом расходов на бензин и амортизацию собственного авто, я практически ничего не заработал. Простая арифметика: в день за четыре часа интенсивного труда мне в среднем оплачивалось 750 рублей. Если вычесть из этой суммы затраты на топливо, даже очень скромно — 500 рублей, останется 250. А из этого остатка надо заплатить за амортизацию и мобильный интернет. Выходит, что в день ты не только ничего не зарабатываешь, но и платишь агрегатору сам за свою работу. И это, не смотря на то, что агрессивная реклама буквально уговаривает тебя работать — сколько ты хочешь и когда хочешь. «Планируйте сами своё рабочее время», «Выходите на слот, когда вам удобно» — такие призывы звучат в рекламе. По факту получается, что ты должен работать не менее определенного количества дней в неделю, а если не отработал, то оплата придёт только тогда, когда ты нагонишь план по трудодням. Мифы о баснословных заработках в службе доставке распространяют сами агрегаторы.
Один из пионеров-организаторов курьерской сети уфимец Никита Мерзликин рассказывал, что еще 5 лет назад он создал свой сайт и лично агрегировал заказы на продукты питания.
«В то время я сам брал заказы и доставлял их на старой семёрке, — вспоминает Мерзликин. — Заработок тогда был действительно впечатляющим, да и на чаевые люди были гораздо щедрее. А потом меня буквально вытеснили с этого рынка федеральные игроки».
Лично мне за три недели никто не дал ни копейки чаевых, люди уверены, что они заложены в сумме заказа, но это не так. Но сам себе я пообещал, что всегда буду оставлять "на чай" работягам-курьерам. Какой это труд, знаю теперь не понаслышке.
В любой ситуации ты — крайний
Вспоминаю школьные и студенческие годы, когда мы с друзьями искали работу на летние каникулы. Нам с трудом удавалось устроиться официантами или подсобниками на стройку. Сфера обслуживания, в том числе доставки, была не так развита в те годы. Сегодня проблем стать курьером нет, все решается в минуты. Но если выбирать эту сферу в качестве постоянной работы, то нужно помнить, что во всех спорных ситуациях курьер остается крайним.
Например, пишешь в поддержку, что в выданном тебе заказе нет определенной позиции, а по факту она должна быть. В таких случаях клиенту за неё вернут деньги, не разбираясь. А рассчитываться за «недостачу» будет курьер.
Вроде бы, роботы и дроны уже начали заменять курьеров в некоторых крупных городах России. Это, в теории, снизит зависимость экономики от низкоквалифицированного труда и позволит людям с минимальными навыками переходить в более перспективные сферы. Но трудно представить робота-доставщика на уфимских улицах, учитывая климат и состояние инфраструктуры. Поэтому рискну предположить, что на наших дорогах еще долго будут носиться на двухколесном транспорте люди в униформе с огромными сумками за спиной.