Итак, молодой Генрих V со товарищи разгромил заговор лоллардов, и вскоре послу судов и казней его младший брат и по совместительству герой нашей истории вновь отправился на опостылевший север.
И вновь для Джона потянулись однообразные серые дни, с однообразными беспросветными проблемами. В мае он снова отправил очередной доклад, в котором вновь пытался достучаться до королевского совета, что замок скоро рухнет прямо на головы своих защитников, которые к тому же регулярно не доедают. Удивительно, именно это письмо наконец возымело эффект и в гарнизон прислали дополнительный гаринизон (видимо, чтобы уже имевшиеся в наличии солдаты ели еще меньше). Потом, видимо, спохватились и выплатили часть жалования.
Ну а самое главное - Генрих наконец освободил брата от командования Восточной Маркой и распорядился передать гарнизон преемнику и вернуться в Лондон. Указ был подписан в конце сентября 1414 года, но сдать все дела преемнику наш герой сумел только летом 1415 года. (Преемником оказался небезызвестный моим читателям граф Ретленд, тот самый, который предупредил о заговоре еще Генриха-отца. Видимо, благодарность - она в крови была у новой династии. Или, согласно русской поговорке "кто везет, на том и пашут".)
Джон поспешил в столицу, где его ждали замечательные новости: к тому времени Генрих произвел Томаса в герцоги Кларенские, а самого Джона сделал графом Кендельским и герцогом Бедфордским. Спустя полгода к этим титулам добавилось еще графство Ричмондское со всеми его землями и замками, а также ежегодная выплата в 60 фунтов и должность главного королевского сокольничего. Правда эти последние (как и титул герцога) передавались Джону до конца жизни, а потом возращались обратно короне. (То есть типа будущий сын Джона уже герцогом не будет. И неважно, что он племянник короля. Прямо как Зара и Питер Филлипс. Правда там хоть по женской линии родство, а здесь то все по правилам!)
Однако, Джона ждали не только дождь из титулов и придворных должностей: вернувшись в столицу, он узнал, что Генрих успел поделиться своими планами насчет Франции с парламентом, а те, радостно подсчитав провинции, замки и монастыри континентального соседа, тут же поддержали своего воинственного монарха. Более того, был придуман совершенно благовидный предлог: англичане не собирались нападать на соседа, они всего лишь хотели вернуть давно забытый долг. Для обоснования был извлечен из небытия, отряхнут от многолетней пыли и предъявлен всем желающим посмотреть, договор, который когда-то был заключен с Иоанном II - дедом нынешнего французского монарха.
Этот самый Иоанн по глупости, во время битвы при Пуатье, оказался в английском плену и по той же глупости подписал договор, по которому Англия получала в качестве компенсации Анжу, Мэн, Фландрию, Турень, Нормандию и Бретань - и это помимо выплат золотом. А золота нужно было предоставить совсем немного - всего лишь 3 миллиона (!) экю, из которых за французами оставался "должок" размером в 1 миллион 600 тысяч. Чтобы найти где-то хоть часть этой астрономической суммы Иоанн практически продал свою двенадцатилетнюю дочь Изабеллу в жены богатому как Крез Джан-Галеаццо Висконти, герцогу Миланскому. Малышка лишилась титула принцессы крови, зато безголовый папа получил много-много денежков на уплату части долга.
В общем, Франции "повезло", что Иоанн рано покинул этот бренный мир - после его ухода платить было уже не за кого. Но это французы так думали, а вот Генрих считал по-другому. Правда и этого ему было мало. (И в самом деле: наглеть, так по-крупному!) Поэтому в феврале 1415 года, пока Джон сидел в ожидании своего преемника в Бервике, через Ла-Манш переправилось английское посольство, уполномоченное потребовать для своего короля руки младшей дочери Карла VI Екатерины. Впридачу к самой принцессе Генрих хотел еще небольшое приданое - всего каких-то 2 миллиона золотых ливров, которые, впрочем, "милосердный" будущий зять соглашался взять землями - немножко Гиени, половина Прованса, ну и еще кой-чего по мелочи.
И все это предлагалось Генрихом, по его собственному выражению, желая "достучаться до совести" французского собрата, "дабы призвать к миру". (Почему мне сейчас, спустя полтысячелетия, вся эта риторика кажется знакомой?🤔) Ну а что произошло дальше, я, по традиции, расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же из читателей, кто не так давно присоединился к моему каналу, могут найти много других интересных исторических "сериалов" здесь, в этом маленьком путеводителе: