Найти в Дзене
ARTПатруль

10 зарубежных фильмов первого полугодия 2025

Райан Куглер демонстрирует широту души и творческий размах. Вместо одного персонажа, Майкл Б. Джордан воплощает сразу двух – разбогатевших братьев-близнецов Смоука и Стека, связанных с криминальным миром. Они покидают Чикаго и возвращаются в свой родной городок в штате Миссисипи с целью основания блюз-клуба. Жанровая палитра картины также многогранна: наряду с элементами социальной драмы, сюжет резко трансформируется в динамичный хоррор-боевик с появлением вампиров. Нельзя не отметить и эволюцию самого Куглера: неожиданный поворот для режиссера, прославившегося работой над крупными франшизами и адаптированными материалами («Черная Пантера», «Крид»), – создать коммерчески успешный фильм, основанный на собственном замысле. Однако, это заявление об "оригинальности" может вызвать недоумение у зрителей, знакомых с фильмом "От заката до рассвета". Тем не менее, в запоминающейся сцене вечеринки, где стираются границы реальности, времени и пространства, а блюз переплетается с хип-хопом, рок-н-
Оглавление

Самые обсуждаемые новинки этого киногода не прошли мимо нашего топа: сенсационный вампирский хоррор «Грешники» и минималистичный боевик «Под огнем» собрали большее количество голосов. А еще мы остались в восторге от мрачного юмора «Обезьяны», откровенности «Плохой девочки» и сюжетного замысла «Микки 17». По традиции в нашем списке нашлось место и фильмам, которые формально вышли под занавес прошлого года, а значит, посмотреть их мы смогли лишь в 2025 году.

«Грешники»

"Грешники"
"Грешники"

Райан Куглер демонстрирует широту души и творческий размах. Вместо одного персонажа, Майкл Б. Джордан воплощает сразу двух – разбогатевших братьев-близнецов Смоука и Стека, связанных с криминальным миром. Они покидают Чикаго и возвращаются в свой родной городок в штате Миссисипи с целью основания блюз-клуба. Жанровая палитра картины также многогранна: наряду с элементами социальной драмы, сюжет резко трансформируется в динамичный хоррор-боевик с появлением вампиров. Нельзя не отметить и эволюцию самого Куглера: неожиданный поворот для режиссера, прославившегося работой над крупными франшизами и адаптированными материалами («Черная Пантера», «Крид»), – создать коммерчески успешный фильм, основанный на собственном замысле.

Однако, это заявление об "оригинальности" может вызвать недоумение у зрителей, знакомых с фильмом "От заката до рассвета". Тем не менее, в запоминающейся сцене вечеринки, где стираются границы реальности, времени и пространства, а блюз переплетается с хип-хопом, рок-н-роллом и другими музыкальными направлениями, Куглер формулирует свою творческую философию: всё есть переработка, заимствование идей из общего культурного фонда. И выбор, сохранить ли индивидуальность или погрузиться в хаотичный микс, остаётся за каждым. В этом смешении южной готики и хоррора в стиле Тарантино-Родригеса (который сам по себе является гибридом), звучит посвящение творчеству, где всегда происходит смешение: прошлое и настоящее, жизнь и смерть, свет и тьма, возвышенное и приземлённое, популярное и андеграундное, вампиры и гангстеры.

«Настоящая боль»

"Настоящая боль"
"Настоящая боль"

Робкий и закомплексованный Дэвид (в исполнении Джесси Айзенберга) воссоединяется со своим братом Бенджи (Киран Калкин), страдающим биполярным расстройством, после полугода разлуки, наполненного сложными событиями. Чтобы почтить память недавно умершей бабушки, пережившей ужасы концлагеря Майданек, братья отправляются в паломничество "Маса Шорашим" ("возвращение к корням").

Посещение еврейских захоронений, синагог, мемориалов жертвам Холокоста и музея на территории бывшего концлагеря порождает в героях чувство скованности и непонимания. Они испытывают растерянность, не зная, как реагировать на увиденное – предаться ли скорби, оплакивать прошлое или просто сбежать из комфортной обстановки вагона бизнес-класса.

Оба брата давно утратили связь со своими чувствами. Неуверенный в себе и сдержанный Дэвид, с одной стороны, восхищается свободой и экспрессивностью Бенджи, с другой – таит в себе обиду и гнев из-за попытки брата свести счеты с жизнью. Игра Калкина, заслуженно отмеченная "Оскаром", передает всю глубину трагедии и отчаяния сломленного человека, погруженного в пучину депрессии. Путешествие по Польше становится для Дэвида и Бенджи возможностью поделиться друг с другом мучительной болью, которая преследует их, но силы для этого непростого разговора они находят лишь в окружении безмолвных свидетельств величайшей трагедии в истории человечества.

«Бруталист»

"Бруталист"
"Бруталист"

Творение Брэйди Корбе вызывает ассоциации с постройками его протагониста, архитектора венгерско-американского происхождения Ласло Тота. Это внушительная, но несколько тяжеловесная конструкция. Интимная, по сути, история становления личности и творческого пути представлена в формате масштабной саги. Сам темп повествования подчеркивает исключительную важность происходящего.

Камера VistaVision, словно зачарованная лунатиком, плавно фиксирует бетонные поверхности, а также моменты потрясений, страданий и интимных сцен. Порой возникает ощущение, что зритель наблюдает за происходящим во сне. Архитектор Тот явно не в ладах с окружающим миром. Возможно, центральная трагедия его жизни (и фильма) заключается не в алчности инвестора, недальновидности коллег или непонимании публики. Ироничный финал, кажущийся нарочито банальным, как будто подчёркивает именно это.

Суть в том, что герой, воплощенный Эдрианом Броуди, существует в мире идеальных форм и линий, но терпит фиаско в попытках воплотить их в суровую реальность строительных площадок. В этом разрезе Корбе создал не только автобиографический портрет, возможно, немного самонадеянный, но и своего рода рефлексию о самом фильме. «Бруталист» претендует на нечто большее, чем ему в итоге удается реализовать, однако мы можем оценить масштабность замысла.

«Носферату»

"Носферату"
"Носферату"

Роберт Эггерс, пожалуй, самый стабильный и узнаваемый режиссер среди новой волны хоррор-авторов. Уже четвертый его фильм подряд погружает зрителя в атмосферу языческого ужаса, но в этот раз он поднял планку еще выше, взявшись за переосмысление культовой немецкой киноклассики эпохи экспрессионизма. И действительно, именно Эггерсу, кажется, было суждено работать с подобным материалом. В историю о противостоянии с вампиром режиссер умело вплетает феминистские мотивы, наделяет антагониста типичными восточноевропейскими усами и явными признаками гниения (вампиры обязаны внушать отвращение!), наводняет город полчищами крыс и демонстрирует мастерскую работу со светом. Узнаваемая мрачная визуальная стилистика Эггерса идеально сочетается с экспрессионистским духом оригинала. Отдельной похвалы заслуживает выдающаяся операторская работа Джарина Блашке, заслуженно получившего вторую номинацию на "Оскар" (первая была за "Маяк").

Затратный проект Эггерса (с бюджетом в 50 миллионов долларов), что примечательно, избежал участи кассового убытка, которая зачастую постигает авторские фильмы, не являющиеся частью франшиз. Он показал весьма достойные результаты, собрав в мировом прокате 181 миллион долларов. Это, по сути, ознаменовало окончательный прорыв режиссера в мир мейнстрима. Успех, похоже, не вскружил ему голову: он уже работает над новым хоррором о вервольфе, действие которого развернется в средневековой Англии.

«Под огнем»

"Под огнем"
"Под огнем"

В начале 2000-х немецкий режиссер и теоретик Харун Фароки представил серию инсталляций под названием «Серьезные игры». В них он изучал двойственное применение видеоигровых технологий в американской армии: для подготовки солдат к будущим сражениям и для реабилитации ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством. Последний аспект оказался даже более захватывающим, чем первый. Иммерсивное погружение в ситуации, схожие с боевыми, оказывалось эффективным там, где традиционные терапевтические беседы не приносили желаемого результата.

Кажется, что фильм «Под огнем» преследует схожие цели. Британский режиссер Алекс Гарленд в сотрудничестве с бывшим «морским котиком» Рэем Мендосой реконструируют реальный инцидент, произошедший с подразделением Мендосы во время иракской войны. Поскольку это, прежде всего, воссоздание действительности, а не традиционный сценарий, привычные жанровые каноны здесь намеренно игнорируются. Отсутствуют четкие герои и злодеи, нет философских рассуждений, характеры не раскрываются, а диалоги ограничиваются исключительно боевыми задачами. По мнению Гарленда, если война – это полная противоположность мирной жизни, то и фильм о ней должен противостоять обычному кинематографу. Это удивительный и целиком успешный эксперимент, который оказывается действеннее традиционной драматургии.

«Шоугёрл»

"Шоугерл"
"Шоугерл"

Шелли, героиня в исполнении Памелы Андерсон, в свои 57 лет посвятила жизнь кабаре-шоу в Лас-Вегасе, считая его своей волшебной парижской мечтой. Она без колебаний отказалась от близости с дочерью ради обожания зрителей. Когда варьете оказывается на грани исчезновения, устоявшийся мир Шелли рушится.

Сценарий Кейт Герстен, в центре которого – одна героиня и закулисная жизнь ревю, стал основой для нового фильма Джиа Копполы, продолжающей кинодинастию. Разоблачая эйджизм, соперничество и вульгарность в индустрии развлечений, режиссер избегает жанровых рамок и излишнего драматизма, показывая как яркие, так и неприглядные стороны жизни актрис.

«Шоугёрл» – это, скорее, производственная драма с элементами других жанров. Как и в кабаре, здесь сюжет отходит на второй план, уступая место визуальной составляющей: цветам, формам, а также выразительной игре Джейми Ли Кёртис и нежной Памелы Андерсон. 16-миллиметровая пленка как бы дистанцируется от личной истории Шелли и биографии актрисы, позволяя увидеть не только печаль, но и изящество текущего времени и красоту повседневности.

«Микки 17»

"Микки 17"
"Микки 17"

Новое космическое путешествие с Робертом Паттинсоном и свежая глава своеобразного кино-«Капитала» – многосерийного обличения от Пон Джун-хо, который повествует о том, как подавление и использование выходят за границы заводов и проникают во все аспекты бытия, включая даже смерть (в данном случае). Сюжет о неудачнике-омеге, потерявшем деньги на кондитерском деле и опрометчиво вступившем в союз между Space X и эсхатологической сектой, несмотря на весь научно-фантастический антураж, кажется очень реалистичным. Самое удивительное здесь – не серийное производство пролетариев-смертников, а великодушие и всепрощение инопланетных существ, наполовину похожих на мокриц, наполовину на кротов, в войне с которыми потерпел поражение антагонист-капиталист в экстравагантном исполнении Марка Руффало.

Пессимистическую биополитическую антиутопию несколько омрачает смена тональности в финале, когда сарказм уступает место доброй сказке. Но можно расценивать это как жест доброй воли по отношению к зрительской аудитории (или продюсерам). Безусловно, досадно, что из-за студийного бойкота фильм не попал в руки креативных российских прокатчиков, умеющих придумывать названия: знаменитый в определенных кругах жутковатый слоган «Груз 200 – мы вместе» приобрел бы на его постере новое, трансгуманистическое прочтение.

«Черный чемодан: Двойная игра»

"Черный чемодан: Двойная игра"
"Черный чемодан: Двойная игра"

Изысканное произведение на пересечении высокой политики и работы разведывательных служб в наши дни. Никакой гротескной карикатурности, только здравые и логичные заключения, очарование классического стиля и убедительная игра актеров. Кроме того, это одна из самых пронзительных картин о браке и взаимоотношениях после "Исчезнувшей" Финчера. Содерберг верен себе: сдержан в бюджете, блестящ в диалогах и невероятно искусен в создании визуального повествования, мастерски нагнетая напряжение практически из ничего. Казалось бы, ничего экстраординарного, но просмотр этого фильма доставляет настоящее наслаждение.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, какой фильм понравился больше!