Найти в Дзене
PRO АВТО

Возраст не повод для запретов: почему идея ограничить права пожилым водителям не прижилась

Тема водительских прав и возраста регулярно всплывает в новостях, вызывая бурные обсуждения, эмоции и споры. И вот снова — идея о том, чтобы ограничить выдачу водительских удостоверений гражданам старше 65 лет. Мотивируют это повышенной аварийностью среди пожилых водителей, возможными рисками для общества и необходимостью «обновлять дорожную среду». Но в Госдуме инициативу сочли избыточной, и причин для этого — куда больше, чем кажется на первый взгляд. Сегодня разберёмся, почему такой запрет фактически невозможен, какие перемены уже запланированы и что действительно изменится для водителей в ближайшие годы. Изображение взято с сервиса Яндекс. Картинки Почему идея возрастного запрета не работает Любые попытки ограничить право на управление автомобилем по возрасту неминуемо упираются в одну проблему — дискриминацию. Миллионы россиян старше 65 лет продолжают работать, остаются активными, содержат семьи, помогают детям и внукам, передвигаются между городами, ведут частный бизнес. И автомо
Оглавление

Тема водительских прав и возраста регулярно всплывает в новостях, вызывая бурные обсуждения, эмоции и споры. И вот снова — идея о том, чтобы ограничить выдачу водительских удостоверений гражданам старше 65 лет. Мотивируют это повышенной аварийностью среди пожилых водителей, возможными рисками для общества и необходимостью «обновлять дорожную среду». Но в Госдуме инициативу сочли избыточной, и причин для этого — куда больше, чем кажется на первый взгляд.

Сегодня разберёмся, почему такой запрет фактически невозможен, какие перемены уже запланированы и что действительно изменится для водителей в ближайшие годы.

Изображение взято с сервиса Яндекс. Картинки
Изображение взято с сервиса Яндекс. Картинки

Почему идея возрастного запрета не работает

Любые попытки ограничить право на управление автомобилем по возрасту неминуемо упираются в одну проблему — дискриминацию. Миллионы россиян старше 65 лет продолжают работать, остаются активными, содержат семьи, помогают детям и внукам, передвигаются между городами, ведут частный бизнес. И автомобиль для них — не роскошь, а жизненная необходимость.

Продолжительность жизни растёт, медицина развивается, а старшее поколение остаётся в куда более хорошем состоянии, чем несколько десятилетий назад. Отнимать у них возможность водить — значит искусственно выводить их из социальной жизни. Именно поэтому такая инициатива каждый раз вызывает сопротивление — и власти, и общества.

Опасения понятны, но решение — в другом

Повышенная аварийность среди отдельных групп водителей — факт, но решать такую проблему «рубилом» никто не собирается. У всех водителей разные состояния здоровья, и возраст здесь далеко не главный показатель. Намного точнее отслеживать риски можно через медицинские показатели, а не паспортные данные.

Именно поэтому чиновники считают возрастные запреты бессмысленными: они создадут больше проблем, чем решат.

Что действительно изменится — уже решено

С 1 марта 2027 года в России вступят в силу поправки, которые полностью меняют систему контроля за водителями с медицинскими противопоказаниями. Здесь работает совсем другой подход:

не возраст определяет возможность водить машину,

а реальное состояние здоровья.

Будет создана единая система мониторинга, где медицинские базы синхронизируются с базами МВД. Если у водителя выявят заболевание, которое мешает безопасно управлять автомобилем, информация автоматически попадёт в реестр.

Госавтоинспекция получит право направлять водителя на внеочередную медкомиссию — на неё даётся три месяца. Основанием может стать обычный визит в поликлинику: если врач заметит проблему, он передаст данные дальше.

Суть реформы проста: оставить за рулём тех, кто действительно способен безопасно ездить, независимо от возраста.

Пожилые водители останутся на дорогах

На сегодняшний день нет ни законодательных предпосылок, ни реальных планов запрещать выдачу прав по возрастному принципу. Практика европейских стран тоже говорит об этом: большинство государств не ограничивают пожилых людей, а лишь строго следят за медпоказаниями.

Россия делает то же самое: не создаёт барьеров по возрасту, но усиливает медицинский контроль.

Итог: будущее — за индивидуальным подходом, а не возрастными рамками

Возраст не может быть критерием для лишения человека его прав, тем более права на мобильность и свободу передвижения. Гораздо честнее смотреть на здоровье, а не дату рождения.

Именно к этому и движется система:

  • никакого массового запрета после 65 лет,
  • никакого запрета на получение прав пожилыми людьми,
  • более точный и адресный контроль за реальными рисками.

Это решение действительно сбалансированное: оно не ставит крест на активной жизни старшего поколения и одновременно делает дороги безопаснее.

И, как бы пафосно это ни звучало, но автомобиль для многих людей старшего поколения — символ свободы. И эту свободу никто не собирается отнимать.