Современный человек часто читает книгу сразу в трех форматах: в общественном транспорте пользуется электронной версией текста, на прогулке или в автомобиле слушает аудиокнигу, а вечером листает привычные бумажные страницы. Но есть ситуации, когда аудиокнига явно предпочтительнее. Об этом, в частности, говорили участники дискуссии «Что читать и как читать: о форматах книжного и медиапотребления», которая состоялась на ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№27.
Наш блог «Книжный слушатель» собрал для вас мнения экспертов о наиболее распространенных практиках прослушивания аудиокниг. Может быть, эти ситуации часто встречаются и в вашей повседневной жизни?
Около динамика – малыши
Сказки и другие книги для малышей часто размещаются в цифровых сервисах сразу в двух видах, текстовом и звуковом. Однако аудио намного популярнее, отметила контент-директор книжного сервиса «Строки» Екатерина Панченко: «Мамы часто включают на смартфоне или на планшете сказки для ребенка, чтобы успокоить его, занять внимание в дороге, в очереди или в другой ситуации ожидания, а еще запустить в фоновом режиме для игры или рисования. В секторе дошкольной литературы аудиокниги в разы востребованнее, чем тексты, которые родители могли бы сами читать вслух для малышей».
К тому же, умные колонки существенно упростили воспроизведение аудиокниг. Мама тратит секунду, чтобы сказать «Алиса, включи “Принцессу на горошине”» – и сразу из Яндекс-колонки звучит волшебный сюжет. Малыш запоминает последовательность действий и на следующий день уже самостоятельно просит Алису включить любимую сказку.
«Война и мир» по дороге в школу
Аудиокниги с романами из школьной программы по литературе становятся самыми популярными во время учебного года. Старшеклассники слушают классику, когда позволяют обстоятельства, при этом иногда переключаются на текстовую версию, чтобы выделить и сохранить цитату, нужную для сочинения.
«На главной странице нашего сервиса есть раздел “ТОП-10 за неделю” и там часто оказывается именно та классика, которую проходят по школьной программе. Причем популярны как звуковые, так и текстовые версии. Читатели активно пользуются возможностью переключаться с одного формата на другой. Кстати, это удобно не только для старшеклассников, но и для студентов, которым необходимо осваивать огромные массивы текстов», – сказала директор по маркетингу сервиса «Яндекс Книги» Дарья Анжело.
Чтение текста глазами повышает грамотность ученика, напоминают эксперты. Но воображение, память и другие способности развиваются одинаково как при чтении текста, так и при прослушивании аудиокниг.
Если зрение не позволяет читать
После 40 лет многие люди сталкиваются с ухудшением зрения, не могут долго читать даже в очках. Аудиокниги помогают им не расставаться с литературой.
«Привычки медиапотребления зависят от многих факторов, в том числе от возможностей человеческого организма, – напомнил директор издательства Clever Александр Альперович. – С возрастом возникает пресбиопия, в просторечии старческая дальнозоркость, которая вынуждает надевать очки, но и в них трудно читать при вечернем освещении. К тому же появляются проблемы с концентрацией внимания. И тут аудиокниги очень выручают, потому что восприятие звуковой информации сохраняется дольше, чем когнитивные способности, необходимые для чтения».
Правда, пожилые люди с трудом ориентируются в цифровых книжных сервисах, где размещены аудиокниги. Как правило, они осваивают какой-то один сервис и пользуются там только функцией воспроизведения аудио.
Любимый голос звучит как музыка
Каждый слушатель аудиокниг может назвать актеров-чтецов, чьи голоса и эмоциональная палитра наиболее симпатичны. Любая аудиокнига в их исполнении будет привлекать внимание.
«Аудиоформат очень зависит от голоса исполнителя. Есть яркие чтецы, аудиокниги которых кто-то будет слушать все подряд, а кто-то не будет слушать никогда. Соответственно, при выпуске аудиокниги, помимо всего прочего, делается ставка на голос исполнителя. Тут можно ошибиться, а можно вызвать взрыв продаж, причем не только звуковой версии, но и бумажной. Случается, что популярный чтец озвучит какую-то ерунду, но его всё равно слушают как музыку, которая совпадает с настроением», – поделилась наблюдениями Екатерина Панченко.
Сейчас на главных страницах всех цифровых сервисов есть рекомендательные разделы «Читает Алексей Багдасаров», «Читает Сергей Чонишвили» и другие, где собраны аудиокниги в исполнении популярных чтецов. Кроме того, слушатели охотно подписываются на уведомления о новинках с любимыми голосами. Так, в приложении «ЛитРес:Слушай» у актера Александра Клюквина более 110 000 подписчиков.
Под влиянием кино
Экранизации литературных произведений всегда вызывают всплеск интереса к первоисточнику: люди углубляются в бумажные книги, электронные и аудиокниги, чтобы продлить общение с полюбившимися героями и разобраться в подробностях сюжета, а также чтобы сравнить текст и кино. Классическим примером стали фильмы о Гарри Поттере, после которых волна читателей обратилась за разными форматами романов. То же самое произошло после новой экранизации «романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Недавняя премьера фильма «Авиатор» по мотивам одноименного романа Евгения Водолазкина также подтолкнула многих зрителей взяться за исходный текст, в том числе в его звуковой версии. Тем более создатели фильма сообщали, что не в полной мере следовали сюжетным линиям романа. Разумеется, любопытные зрители захотели составить собственное мнение о нашумевшей книге. А оценив ее по достоинству, зрители наверняка станут читать/слушать другие романы Евгения Водолазкина.