Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Был простым работягой".Евгений Харитонов: как машинист с Сахалина стал любимым актером Серебренникова

Он водил поезда, копал могилы и спал на книгах в общежитии. Его путь к славе был долог и тернист, а известность пришла лишь после тридцати. Его лицо — это целая галерея образов: от молодого Льва Толстого до уральских бандитов и гениальных ученых. Это история не о вундеркинде, а о настоящем бойце, который через лишения и отчаяние пронес свою мечту. История Евгения Харитонова. Начало пути: от кабины машиниста до театральных подмостков 1976 год, остров Сахалин, город Поронайск. Здесь, на краю земли, в семье, далекой от искусства, родился будущий актер. В детстве его мечты были прямыми и ясными, как тайгинская просека: мальчишка грезил военной формой или кабиной локомотива. Он даже получил профессию машиниста электропоезда и год водил составы по сахалинским маршрутам. Но душа, как оказалось, рвалась не вдоль рельс, а на подмостки. Переломный момент наступил почти случайно. Знакомый рассказал, что в Южно-Сахалинске открыли театральную студию при колледже искусств. «Попробуй», — сказал др
Оглавление

Он водил поезда, копал могилы и спал на книгах в общежитии. Его путь к славе был долог и тернист, а известность пришла лишь после тридцати. Его лицо — это целая галерея образов: от молодого Льва Толстого до уральских бандитов и гениальных ученых. Это история не о вундеркинде, а о настоящем бойце, который через лишения и отчаяние пронес свою мечту. История Евгения Харитонова.

Начало пути: от кабины машиниста до театральных подмостков

1976 год, остров Сахалин, город Поронайск. Здесь, на краю земли, в семье, далекой от искусства, родился будущий актер. В детстве его мечты были прямыми и ясными, как тайгинская просека: мальчишка грезил военной формой или кабиной локомотива.

Он даже получил профессию машиниста электропоезда и год водил составы по сахалинским маршрутам. Но душа, как оказалось, рвалась не вдоль рельс, а на подмостки.

-2

Переломный момент наступил почти случайно. Знакомый рассказал, что в Южно-Сахалинске открыли театральную студию при колледже искусств. «Попробуй», — сказал друг. И Женя попробовал. Это была любовь с первого прочтения чужого текста, с первого прожитого на сцене чувства. Мастерство перевоплощения стало его новой страстью, затмившей все прежние планы.

Но одно дело — полюбить, и совсем другое — выжить в этой профессии. Получив образование, он начинает свой странствующий период. Южно-Сахалинский театр драмы, затем Астрахань, Волгоград, Санкт-Петербург, Тамбов и, наконец, Пенза. Он буквально кочевал по стране, как когда-то его предки, в поисках своего места под театральным солнцем.

-3

Денег хронически не хватало. Чтобы прокормиться и не бросать сцену, приходилось браться за любую работу. Грузчик на молочной базе, охранник, ведущий корпоративов. Был в его биографии и опыт, о котором не всякий решится рассказать: он работал могильщиком. «Времена были тяжелые. Надо было кормить семью, а театральных денег не хватало», — скупо и без прикрас говорил он о тех годах.

Личная жизнь: два брака, общежитие и гамбургер, изменивший всё

Его личная жизнь, как и карьера, долго искала точку опоры. В Пензе, служа в драмтеатре, он женился на актрисе Вере Дупенко. В браке родился сын Федор. Но молодость, быт, неустроенность — брак оказался хрупким и вскоре распался. Казалось, жизнь завела его в тупик: расставание, карьера, топчущаяся на месте, и снова бесконечная борьба за существование.

-4

В конце концов, судьба занесла его в Москву. Он поступил в Московский государственный институт культуры, а после его окончания оказался в знаменитом «Гоголь-центре» под руководством Кирилла Серебренникова. Но даже столичный театр не принес стабильности. Жить было негде. Харитонов устроился в крошечную комнатку в общежитии, которую использовали как книжный склад. Он буквально засыпал на стопках книг, а утром шел на репетицию.

Именно в этой комнате-кладовке и произошла встреча, которая перевернула его жизнь. Однажды к соседке зашла в гости ее подруга — Екатерина Ефимова, актриса и режиссер. Увидев рослого, но явно голодного и уставшего парня, она не смогла пройти мимо. У Кати в руках был гамбургер, который она просто отдала незнакомцу. Этот жест простой человеческой доброты стал для Евгения светом в конце туннеля. Он был покорен не только ее внешностью, но и этой искренней, спонтанной отзывчивостью.

-5

Они начали встречаться. Через месяц после знакомства Евгений, уже понимая, что нашел родственную душу, предложил Кате переехать к нему в ту самую каморку в общежитии. Она согласилась. Сын Федор, переживавший из-за развода родителей, поначалу настороженно принял новую женщину в жизни отца, но Катино тепло и настоящесть растопили и этот лед.

В 2018 году, уже когда карьера Харитонова пошла в гору, они официально поженились. Свадьба была самой скромной, без помпезности. А в 2020-м у пары родилась дочь, которую назвали Ева. Так семья, начавшаяся с гамбургера в книжном складе, обрела свое полное, настоящее счастье.

Прорыв: от эпизодов к Толстому и главным ролям

Его кинодебют состоялся поздно, когда ему было уже за тридцать. Первой работой стала роль лейтенанта Григорьева в военной драме «Брестская крепость» (2010). Потом были эпизоды в сериалах «След», «Москва. Три вокзала», небольшие роли в полном метре. Казалось, он обречен оставаться лицом «второго плана», пусть и очень выразительным.

-6

Всё изменил случай. Вернее, внимательный взгляд режиссера. На одном из спектаклей «Гоголь-центра», где Харитонов играл в постановке «Обыкновенная история», в зале сидела Авдотья Смирнова. Она как раз искала актера на роль молодого Льва Толстого для своего фильма «История одного назначения». Увидев Евгения, она сразу позвонила сценаристке: «Кажется, я нашла нашего Толстого».

До этого Харитонов считал, что больше похож на Максима Горького. Но когда ему наложили грим — бороду, характерные бакенбарды — сходство с великим писателем стало поразительным. Рост в 185 см (всего на 4 см выше оригинала) завершил образ. Эта роль стала его счастливым билетом. Картина получила признание, а на самого актера обратили внимание как на серьезного, вдумчивого исполнителя, способного на глубокие исторические образы.

-7

После Толстого двери в большой кинематограф открылись. Его начали активно приглашать, и фильмография стала стремительно расти. Он не зацикливался на одном амплуа, демонстрируя удивительный диапазон:

  • «Мир! Дружба! Жвачка!» — Гриша, обыватель из лихих 90-х.
  • «Благие намерения» (спин-офф «Выживших») — уже главная роль охотника Захара.
  • «ЮЗЗЗ» — криминальная драма, где он сыграл Сергея Пашаева.
  • «Зло» — следователь Анохин в историческом детективе.
  • «Лихие» — принципиальный следователь Зозуляк, мстящий за семью в жестоком мире дальневосточного криминала 90-х.

Каждая роль была отточена, каждая — живая. Он мог быть бандитом, у которого читается трагическая история, или ученым, в глазах которого горит одержимость открытием.

Вершина: загруженный график и долгожданное признание

Сегодня Евгений Харитонов — один из самых востребованных и трудолюбивых актеров российского кино. Его график расписан на месяцы вперед, а в год он снимается в 10-15 проектах. 2025-й стал для него особенно ярким.

-8

Он вновь блеснул в роли следователя Зозуляка во втором сезоне «Лихих», где его герой наконец вышел на след убийц своей семьи. Он перевоплотился в князя Григория Потемкина в масштабном проекте «Екатерина Великая» и сыграл Емельяна Пугачева в ленте «Павел. Первый и последний». В детективе «Минута тишины» он составил мощный дуэт Евгению Цыганову.

-9

Одна из самых заметных работ года — роль лауреата Нобелевской премии Николая Басова, создателя лазеров, в шпионском детективе «Разящий луч». Его герой — гениальный ученый, за чьими разработками в разгар холодной войны охотятся спецслужбы. Это образ мыслителя, творца, зажатого в тиски большой политики, и Харитонов сыграл его с удивительной интеллектуальной глубиной и сдержанным драматизмом.

Эпилог: неистовая правда

Путь Евгения Харитонова — это история не о везении, а о упорстве. История о том, как талант, закаленный в бытовых невзгодах, становится неброским, но прочным золотом. Он не играет героев — он проживает их судьбы, принося на съемочную площадку тот самый жизненный багаж, который собрал, работая грузчиком, могильщиком и ночуя на книгах.

-10

Он не боится быть некрасивым, слабым, сломленным. В его героях всегда есть внутренний стержень, выкованный в испытаниях, — точно такой же, как у него самого. Оттого они и цепляют зрителя, оттого в них верят. Его слава пришла поздно, но оказалась самой прочной — основанной не на медийности, а на глубине и неистовой правде.

Когда-то он спал в кладовке, мечтая о большой роли. Теперь его роли говорят за него. И в каждой из них — эхо сахалинского ветра, стук колес поезда, который он водил, и тихая уверенность человека, который дошел.