Если вы замечали за собой, что в один момент вы – заботливая и взрослая версия себя, а в другой – будто капризный ребенок или жесткий критик… это не странность, а часть внутренней системы под названием режимы
Немного про метод
Схема-терапия (СТ) – это хорошо структурированный метод психотерапии. Он был основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах
СТ изначально создавалась для работы с "трудными случаями"
Цель метода – помочь человеку осознать, какие глубинные схемы управляют его реакциями, и научиться удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности более здоровыми способами
А теперь – о режимах. Что это вообще такое?
В рамках СТ режимами называют сиюминутные состояния, в которые человек "переключается" под действием определенного триггера. Это как если бы внутри нас оживала определенная часть личности – со своими чувствами, мыслями, поведением
Режим активируется, когда запускается одна из наших дезадаптивных схем. Дальше – внутренний спектакль: кто сегодня в главной роли?
🔘 Детские режимы
Включаются, когда базовые эмоциональные потребности не удовлетворяются
– Уязвимые: уязвимый, одинокий, покинутый, униженный, зависимый ребенок
– Злые (агрессивные): сердитый, упрямый, разъяренный ребенок
– Импульсивные: импульсивный, недисциплинированный ребенок
🔘 Дисфункциональные копинги – стратегии защиты от активации схем
– Капитуляция: послушный, беспомощный капитулянт
– Избегание: отстраненный, избегающий, гневный защитник, отстраненный самоутешитель
– Гиперкомпенсация: самовозвеличиватель, перфекционист-гиперконтролер, простой, подозрительный, неуязвимый, самобичующий, компульсивный, беспокоящийся гиперконтролер, агрессор, манипулятор, хищник, ищущий внимания и одобрения, поллианна
🔘 Критикующие (родительские) режимы
Это те внутренние голоса, которые ругают, стыдят, требуют, наказывают:
– требовательный, карающий, внушающий вину критик
❤️ Здоровые режимы
– Счастливый ребенок: человек в этом режиме ощущает, что его любят таким, какой он есть, о нем заботятся и им дорожат. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, понятым и принятым, уверенным в себе, компетентным, самостоятельным, свободным, достойным хорошего отношения. Он ведет себя спонтанно, получает радость и удовольствие от своих занятий и игр, жизнерадостен и оптимистичен
– Здоровый взрослый: в этом режиме мысли и поведение человека конструктивны. Он способен брать на себя ответственность, самостоятельно делать выбор и решать проблемы, осознает свои возможности и ограничения, с уважением относится к другим людям, придерживается взятых на себя обязательств, имеет здоровые рабочие, родительские, бытовые, социальные, культурные, сексуальные, эстетические, спортивные интересы
– Хороший родитель: человек в этом режиме понимает и уважает потребности внутреннего ребенка, является его любящим наставником и защитником. Он заботится и сопереживает уязвимому детскому режиму, ставит ограничения для агрессивных и импульсивных режимов, развивает и поддерживает режим счастливого ребенка, нейтрализует и конфронтирует с дисфункциональными критикующими режимами и копингами
Когда мы учимся распознавать, в каком режиме находимся, и что его активирует – появляется больше понимания себя и возможности выбирать новые, более здоровые реакции
А какой режим чаще всего включается у вас?
#КотУзнает
#КотРаскрывает