Найти в Дзене
История и историки

Что написал о вожде гуннов Аттиле готский историк Иордан?

Восковая фигура Аттилы в Музее восковых фигур в Кестхее (Венгрия). Не вполне ясно, на основании каких источников был воссоздан его образ. Одним из важнейших источников эпохи Великого переселения народов является сочинение писателя VI века Иордана под названием "Гетика". Иордан был готом. Благодаря своему происхождению он служил нотарием у крупного готского военачальника. Учёные отрицают наличие у Иордана школьного образования. Это сказалось на его сухом стиле изложения. Однако Иордан много знал и без школы. Так ему был знаком греческий язык. Он читал древних авторов. Иордан написал два сочинения, текст которых дошел до наших дней. Одно из них называется "Гетика" и повествует об истории готов. Закончено это сочинение в середине VI века. В средние века печатного станка еще не было, и письменные памятники копировались от руки. «Гетику» часто переписывали, и копии этого сочинения хранились в монастырских библиотеках и частных собраниях. До нашего времени сохранилась рукопись с сочинением И
Восковая фигура Аттилы в Музее восковых фигур в Кестхее (Венгрия). Не вполне ясно, на основании каких источников был воссоздан его образ.
Восковая фигура Аттилы в Музее восковых фигур в Кестхее (Венгрия). Не вполне ясно, на основании каких источников был воссоздан его образ.

Одним из важнейших источников эпохи Великого переселения народов является сочинение писателя VI века Иордана под названием "Гетика".

Иордан был готом.

Благодаря своему происхождению он служил нотарием у крупного готского военачальника.

Учёные отрицают наличие у Иордана школьного образования.

Это сказалось на его сухом стиле изложения.

Однако Иордан много знал и без школы.

Так ему был знаком греческий язык.

Он читал древних авторов.

Иордан написал два сочинения, текст которых дошел до наших дней.

Одно из них называется "Гетика" и повествует об истории готов.

Закончено это сочинение в середине VI века.

В средние века печатного станка еще не было, и письменные памятники копировались от руки.

«Гетику» часто переписывали, и копии этого сочинения хранились в монастырских библиотеках и частных собраниях.

До нашего времени сохранилась рукопись с сочинением Иордана, которая датируется VIII веком.

«Гетика» написана на латыни.

В России она была переведена и издана в 1960 г. Еленой Чеславовной Скржинской.

Иордан начинает свой труд так: «Хотел я, влекомый малым своим суденышком, плыть вдоль тихого берега и ловить мелкую рыбешку в стоячих водах предков, а ты, брат мой Касталий, понуждаешь меня пуститься на всех парусах в открытое море. И отбросив мою работу с хрониками, взяться за труд передать все своими словами двенадцать томов о происхождении и деяниях гетов от древнейших времен и доныне. Повеление весьма жестокое, данное человеком, который и знать не желает о всей тягости подобного труда».

Это обычное вступление писателей того времени.

Они начинают свой труд как бы нехотя, по просьбе других людей и т.д.

К сожалению сочинение Иордана не разделено по главам, поэтому в нем трудно ориентироваться, не изучив его полностью.

Вначале он касается общих замечаний географического характера.

Он говорит, что земля поделена на три части: Европу, Азию и Африку, рассказывает об океанах и т.д.

Затем переходит непосредственно к готам и начинает пересказывать события европейской истории первых пяти веков н.э., о которых он прочитал в хрониках, которые ему пришлось переписывать.

Именно благодаря этому сочинению историки узнали о том, что происходило в эпоху Великого переселения народов, потому что те труды, на которые опирался Иордан до нашего времни не сохранились.

Он рассказал об осаде вестготами Рима и его разграблении в 410 г. вместе с королем Аларихом.

О выступлении вандалов в Галлию, Испанию и Африку.

Много он также рассказывает и об Аттиле, который, как он пишет «достоин удивления по баснословной славе своей среди варваров».

«Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который неведомо по какому жребию наводилна все трепет, широко известный по всюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и своими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения. Хотя он по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей».

Таким он описывает его.

Кстати, обратите внимание на сообщение о нахождении меча.

Не напоминает ли вам эта история легенду о короле Артуре и его Эскалибуре?

Судя по всему, в те времена, такая легенда была распротраненным явлением.

На этом все.

Если вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Продолжение следует…