Найти в Дзене
Осознанность

Как найти себя в мире, который всё время меняется?

Приветствую вас, наши уважаемые подписчики! Наш автор «от родителей» Александр Евгеньевич, в очередной раз ответил на вопросы Елены Владимировны. В этом материале — честный разговор о том, зачем нужно образование, почему важны базовые знания, как ищется призвание, что ценить в трудные времена и почему скорость не заменяет глубину. О стойкости, дисциплине, таланте, ошибках молодости и взрослении, об ответственности и вечных ценностях, которые не меняются, даже если меняется мир. Лев Выготский (1896–1934) был российским психологом, чья социокультурная теория развития оказала значительное влияние на современную педагогику Признателен за возможность поделиться взглядами на непростые вопросы, в суете будней нечасто размышляем над ними, и вот, когда надо сжато изложить мысли, понимаешь, насколько затронутые темы важны для аудитории канала. Постарался отвечать в меру развернуто, но откровенно. — Многие молодые люди считают, что серьёзное образование больше не нужно. Вы с этим согласны? Вопро
Оглавление

Приветствую вас, наши уважаемые подписчики!

Наш автор «от родителей» Александр Евгеньевич, в очередной раз ответил на вопросы Елены Владимировны. В этом материале — честный разговор о том, зачем нужно образование, почему важны базовые знания, как ищется призвание, что ценить в трудные времена и почему скорость не заменяет глубину. О стойкости, дисциплине, таланте, ошибках молодости и взрослении, об ответственности и вечных ценностях, которые не меняются, даже если меняется мир.

Лев Выготский (1896–1934) был российским психологом, чья социокультурная теория развития оказала значительное влияние на современную педагогику
Лев Выготский (1896–1934) был российским психологом, чья социокультурная теория развития оказала значительное влияние на современную педагогику

Признателен за возможность поделиться взглядами на непростые вопросы, в суете будней нечасто размышляем над ними, и вот, когда надо сжато изложить мысли, понимаешь, насколько затронутые темы важны для аудитории канала. Постарался отвечать в меру развернуто, но откровенно.

— Многие молодые люди считают, что серьёзное образование больше не нужно. Вы с этим согласны?

Вопрос содержит «ловушку», – на мой взгляд, образование априори должно быть серьезным, – это как осетрина не первой свежести. Если это диплом, «купленный» родителями, путем оплаты семестров в «коммерческом» ВУЗе и/или оплаченными курсовыми и экзаменами, если это диплом ВУЗа с сомнительным названием и репутацией, – это не образование. То есть, говоря об образовании далее, буду иметь в виду следующее:

- ВУЗ имеет традиции;

- если это «молодой» ВУЗ с [относительно] короткой историей, – то, как минимум, институт располагает хорошими кадрами, базой и т.д., находится на хорошей позиции в одном из общепризнанных рейтингов;

- не все поступают на «бюджет», но и платное обучение должно предусматривать полную самоотдачу студента (то есть «покупка» курсовых, зачетов и экзаменов – вне закона).

Если мы договорились об этих вводных, можно ответить на сам вопрос. Представляется, что далеко не все молодые люди в состоянии ответить на него в тот момент, когда он возникает, так как не имеют достаточного жизненного опыта, а иной раз – и понимания реалий будущей жизни.

Мой опыт, опыт близких показывает, что образование необходимо. Важно только решить, что именно выбрать.

«Из таксы борзую не сделать», – если человек не имеет склонности «к наукам», но имеет «золотые» руки – жизненная стезя выстраивается очевидным образом, – через освоение определенного ремесла (в самом хорошем смысле этого слова), но и в этом случае человеку потребуется необходимый минимум базовых знаний, которые сегодня не всегда предоставляет обычная средняя школа.

Оптимально – приобретение навыка к самообразованию и самообучению, в этом случае, может, человек и не погрузится в глубокое изучение античной философии, но сокровища мировой литературы, искусства, науки (хотя бы в ее популярной ипостаси) – будут сопровождать его.

Мне приходилось немало путешествовать, общаться с коллегами и друзьями из-за рубежа. Отметил для себя интересный подход к выбору образования, существующий в Израиле. Молодые люди стараются получить какую-нибудь профессию, которая позволяла бы обеспечивать текущие жизненные потребности (как правило, это не связано с высшим образованием), после этого – служба в армии (обязательна для всех), далее – небольшой отдых, который обычно молодые люди проводят в путешествии (способствует целевая сумма, выплачиваемая министерством обороны). И только потом, находясь в относительно зрелом возрасте, многое повидав, человек делает осознанный выбор в отношении высшей школы.

Также полезно обратиться к мнению выдающегося хирурга и создателя военно-полевой хирургии Н.И.Пирогова. Возможно, это будет новостью для читателей, но Николай Иванович снискал также широкую известность как специалист в области педагогики.

По мнению Пирогова, главной ошибкой современной ему системы образования (речь идет о середине позапрошлого века) – является подготовка узкого специалиста. Вот, что писал доктор Пирогов в статье «Вопросы жизни»: «Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества; но в, то, же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век. Односторонний специалист есть или грубый эмпирик, или уличный шарлатан».

Точнее не скажешь!

Есть правда серьезное «но» во всех этих рассуждениях: уверены ли мы, что современному обществу нужны истинно образованные, думающие люди, или актуальная повестка базируется исключительно на фрагментарных знаниях, навыках поиска и стремительной обработки информации, – заменят ли эти навыки «классическое» образование недавнего прошлого?

— Что даёт образование, кроме диплома?

Самое важное – образование должно дать осознание ограниченности уже полученных знаний и сформировать потребность учиться далее.

Это как в спорте: даже став чемпионом всего, что только можно, спортсмен не может отказаться от тренировок.

Образование – непрерывный процесс, многие продолжают учиться, обучая других, – имею в виду преподавателей: это напоминает цепную реакцию, которая поддерживается за счет энергии, образующейся в ее результате.

Все остальное менее значимо, хотя образование дает важнейшие «общие» навыки, а именно – универсальные познавательные инструменты, применимые в различных областях: анализ, синтез, абстрагирование и др.

— Есть ли знания, без которых невозможно стать профессионалом, независимо от сферы?

На мой взгляд, есть. Любой профессионал, вне зависимости от сферы приложения его навыков должен обладать, как минимум, знаниями в следующих областях:

- математика, – нужны уверенные знания хотя бы в объеме средней школы. Ролики с ребятами, которые без калькулятора не могут выполнить простейшие арифметические действия, вызывают оторопь, – «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов) – этим все сказано.

- Родной язык и литература – опять же, съеживающаяся как шагреневая кожа, школьная программа по этим предметам – надежный способ получить в самое ближайшее время поколения «иванов, не помнящих родства». Правда, мы уже получили поколения людей, которые не имеют не только навыка, но и потребности чтения, а если и имеют, то предпочитают произведения, ценность которых вызывает сомнения (скажу мягко). Важно отметить приоритетную роль семьи в развитии потребности в чтении. Из моего опыта: из ВУЗов (!) приходят толковые ребята, но «трех слов связать не могут», – прямо «собака, которая все понимает, но сказать не может». И даже всемогущий ИИ не спасает в итоге, – ведь рано или поздно потребуется представить себя «без суфлера», например, на конференции, в экспедиции, на стройке...

- История государства. В идеале, – общая история, но хотя бы так, – будем реалистами.

- Естественнонаучные дисциплины – в самом минимальном объеме человек должен понимать, как зарождалась Вселенная, что Земля не стоит на трех китах, а Джомолунгма – это Эверест. И да, нельзя не знать, что такое периодическая система химических элементов (даже если вы работаете в ПВЗ «Озон» и это вам не нужно).

- Мировые религии. Речь не идет о глубоком погружении (кому дано, тот вместИт), но иметь самое общее представление совершенно необходимо.

Ну а изначальный вопрос можно усложнить, заменив «профессионала» на «интеллигентного человека», – но это уже тема для отдельного разговора.

— Как вы думаете, человек сам находит своё призвание или оно приходит к нему с опытом?

Сложный вопрос. Вдвойне сложный оттого, что:

- у меня он не возникал, – целенаправленно получил то образование, о котором мечтал, с тех пор с удовольствием работаю по полученной специальности;

- мой сын не мог сделать выбор самостоятельно, а мое вмешательство в процесс скорее навредило.

Как видите, с одной стороны, я удачно избежал «метаний» при выборе пути, а помочь сыну, увы, не смог – думаю, сейчас я бы не совершил этой ошибки.

Полагаю, что, если нет очевидного варианта (математические способности, иные склонности), надо пробовать все, что более-менее укладывается в амплитуду возможностей и превышает «среднестатистическую отметку», – с высокой долей вероятности понимание «вашей стези» придет само, – как говорится, «ищите да обрящете», «стучитесь и вам отворят». Только «ищите и стучите», вот что важно помнить, под лежачий камень вода, как известно, не течёт, не будьте Обломовым.

— Что важнее на старте: точный выбор профессии или умение работать так, чтобы любое дело стало ступенью?

Верный выбор профессии – это попадание в «яблочко», джекпот. Но не всем везет, поэтому, если «не свезло» – не унываем, выносим из попытки полезное (опыт, применимые компетенции и др.) и главное – навык к приобретению новых знаний и навыков, неутомимо движемся далее.

— Многие рассчитывают на быстрый успех. Как вы объяснили бы им, что скорость — не показатель?

Это очень субъективно, зависит от задач и требований, которые человек сформировал в отношении своих же жизненных планов (и сформировал ли?). Если человек осознанно поставил задачу заработать условную сумму за некий промежуток времени, стать доктором наук к тридцати годам, и подготовил реалистичный план действий, – наверное, это можно только приветствовать. Плохо, когда юношеские желания стремительно разбогатеть, добиться признания в науке, обзавестись своей недвижимостью и т.п. не подкреплены соответствующими практическими действиями, – этот случай хорошо передает поговорка про «амбиции, которые не соответствуют амуниции».

Ну а то, что скорость – не показатель, подтверждает и народная мудрость – «тише едешь – дальше будешь», «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Хотя, конечно, все зависит от субъекта: есть уникумы, как говорится.

— Какие качества профессионала вы считаете наиболее значимыми: талант, дисциплину, способность учиться, стойкость?

Как понимаю, эти четыре категории выбраны не случайно. Если так, то логично обратить внимание на явную связь между ними: без стойкости не будет дисциплины (верно также обратное), а талант подразумевает способность учиться, в противном случае, Божий дар или талант утратит со временем свое значение, или будет утерян, хотя бы в силу стремительно меняющихся обстоятельств среды. Наверное, многим из нас известны люди, которые достигали чего-то исключительно в силу усидчивости (дисциплины), брали высоты, так сказать, «измором», и наоборот, многим памятны талантливые особы, которым всё дается легко. Тут, как в известной поговорке: «лучше быть богатым, но здоровым», – я бы не отвергал ни одного из этих двух парных качеств. Но при прочих равных талант, конечно первичен, так как дисциплину можно и воспитать, а вот талант – он либо есть, либо нет. См. выше – «про таксу и борзую».

— Ошибки молодости — это нормально. Какие из них вы считаете наиболее полезными?

Те, ошибки, которые в итоге обеспечили позитивный «сухой остаток» – т.е. любые последствия, обеспечившие дальнейший личностный рост (профессиональный, духовный, иной) – под ними понимаю знания, навыки, впечатления, новые интересные люди, и др.

— Какие ценности стоит сохранять, даже если жизнь требует гибкости?

Открываем Библию (Исх.20:2-17; Втор.5:6-21), читаем:

1. Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира, не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота [для православных – воскресение ] – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего чужого.

— В современном мире много говорят об успехе. А что означает быть полезным? И нужно ли это?

Для меня успех неразрывно связан с понятием «быть полезным». «В пределе» успехом является польза, которую приношу семье, близким, страждущим, своей компании, городу, стране. На этом остановимся.

— Приходилось ли вам выбирать между правильным и удобным?

Не буду кривить душой, – приходилось и приходится до сих пор. Такой конформизм дорого обходится, долго «отмываешься» от послевкусия «удобного».

— Может ли человек состояться профессионально, если он не состоялся нравственно?

Может. История знает такие примеры – «специалисты от Бога», но при этом «моральные уроды», примеры приводить не буду – любой желающий вспомнит достаточное их количество.

«Гений и злодейство — две вещи несовместные» – увы, это не так, недаром существует устойчивый оборот – «злой гений». Давайте вспомним и Евангелие, сюжет с сорокадневным искушением Христа, – сатана там предстает не просто «профессионалом», а «всемогущим» вершителем, вот уж профессионал, куда уж более?

Важно другое, обычно за признанием возможности единства профессиональных качеств и «морального уродства», следует вопрос «Как же Господь попускает такое»? Отвечу ­честно – не знаю. У Господа свои резоны.

— Как понять, что человек стал взрослым? Не по возрасту, а по сути.

1. Оценивает последствия своих поступков.

2. Отвечает за них, если что-то пошло «не так».

3. Понимает, что помимо «хочу», «буду», «могу», есть:

a. Господь, который в конечном итоге и определит, «что к чему»;

b. другие люди, которые могут придерживаться иной точки зрения.

— Многие боятся ошибиться в выборе пути. Что вы сказали бы тем, кто парализован этим страхом?

У человека может быть много страхов. Этот страх – лишь один из многих, он принципиально не отличается, например, от фобий, связанных с принятием решений, неважно каких именно. Я не знаток психологии, но, подозреваю, что и методика избавления от страхов не имеет принципиальных отличий в зависимости от предмета опасений.

Наверное, посоветовал бы взять бумагу и карандаш и нарисовать дерево событий, связанных с этим выбором, попробовать оценить риски и последствия, обдумать меры по управлению рисками. Полагаю, что проработанный таким образом абстрактный страх должен превратиться в реализуемый на практике план управления рисками, и негативные эмоции отступят, им нет места тут.

— Чему учат трудные времена, чему не учат университеты?

Хорошие университеты учат всему, – надо только захотеть учиться. В том числе –действиям в трудные времена, «курсы экстремального вождения в сложных жизненных ситуациях», так сказать. Проблема в том, что мы не воспринимаем эти уроки или воспринимаем их не так, как следовало бы. Допустим, вы пропустили те лекции и семинары, на которых «проходили» эту тему (по уважительной причине, конечно, ). Тогда можно пойти в храм, отправиться в монастырь, хоспис, дом престарелых, детский дом, – побыть там некоторое время, подумать и поучиться смирению.

Именно смирению должны научить трудные времена и трудные обстоятельства.

Ну и помним, что совсем недаром «за одного битого, двух небитых дают».

— Какой главный совет вы бы дали тем, кто только начинает свой путь?

Берегите время. Вы сможете восполнить любой дефицит при желании (деньги, эмоции, знания). Однако потраченное время вы не вернете. Никогда.

— Что важнее: быть успешным или быть человеком, которому доверяют?

Для меня важнее доверие близких людей. Подавляющее большинство близких мне людей даже не знает, чем я занимаюсь, стало быть, они не оценивают уровень моей «успешности». Но, надеюсь, что они доверяют мне, – приходят, когда им плохо, или наоборот – охотно делятся радостями. Это необыкновенное чувство.

— И последний вопрос. Если оставить лишь одно напутствие молодёжи — что бы вы сказали?

Помогай, вам, Господи!

Наши соц.сети:

vk.comm >>>>>>>>

Telegram канал >>>>>