Зима – это не только мандарины и сугробы, но и вечная головная боль для нас, автомобилистов. И одна из самых неприятных «зимних болячек», которая может застать врасплох даже бывалого водителя – это примерзший ручник. Утро, ты спешишь на работу, садишься в промерзший салон, заводишь мотор, а машина – ни с места. Колеса будто приклеили к асфальту. Знакомая ситуация? Уверен, многие кивнули.
Давайте разберемся, что делать в этой патовой ситуации, как не навредить машине и, главное, как этого избежать в будущем.
Почему он вообще примерзает?
Прежде чем ломать рычаг в салоне, давайте поймем корень проблемы. Виновата, как всегда, вода. Влага попадает на элементы тормозной системы: тормозные колодки, диски, барабаны и, что самое коварное, в оплетку троса ручного тормоза.
Откуда она там берется?
- Мойка: Самый частый сценарий. Помыл машину вечером, поставил на ручник, а ночью ударил мороз. Результат предсказуем.
- Проезд по лужам: Днем была оттепель, вы пролетели по паре глубоких луж, а к ночи температура ушла в минус.
- Конденсат: Резкие перепады температур тоже способствуют образованию влаги внутри механизмов.
Чаще всего страдают автомобили с барабанными тормозами сзади – там площадь прилегания колодок больше, и воде есть где «спрятаться». Но и дисковые тормоза не застрахованы: примерзнуть могут как колодки к диску, так и сам трос стояночного тормоза.
Что делать НЕЛЬЗЯ: «Медвежьи услуги» для вашего авто
Начнем с главного – с того, чего делать категорически не стоит, как бы ни хотелось побыстрее поехать.
- «Срывать» силой. Не пытайтесь сорвать тормоза, яростно газуя и бросая сцепление. В лучшем случае вы сожжете сцепление (на «механике») или перегреете «автомат». В худшем – оторвете тормозные накладки от колодок, и тогда вас ждет дорогостоящий ремонт тормозной системы.
- Поливать колеса кипятком. Это самый популярный и самый вредный «дедовский» метод. От резкого перепада температур тормозной диск или барабан может просто лопнуть. Плюс ко всему, эта вода через пару минут снова замерзнет, и станет только хуже.
- Дергать рычаг ручника туда-сюда. Если примерз трос, вы можете его повредить или растянуть. Сам механизм в салоне тоже не рассчитан на такие издевательства.
Рабочие и безопасные способы решения проблемы
Итак, панику выключили, включаем голову. Вот проверенные методы, от простого к сложному.
Способ 1: Легкое покачивание (если повезет)
Иногда лед, сковавший колодки, довольно хрупкий. Попробуйте плавно, без рывков, тронуться вперед-назад несколько раз. Буквально по 10-20 сантиметров. Есть шанс, что ледяная корка треснет, и колесо освободится с характерным щелчком. Но помните: без фанатизма!
Способ 2: Обстукивание
Если покачивание не помогло, значит, примерзло основательно. Берем молоток (в идеале через деревянную проставку или резиновой киянкой, чтобы не повредить металл) и аккуратно, без дури, обстукиваем тормозной барабан или суппорт с разных сторон. Вибрация часто помогает разрушить лед изнутри.
Способ 3: Химическая атака
Если под рукой есть размораживатель замков, спиртосодержащая «незамерзайка» или даже WD-40, можно попробовать побрызгать ими на механизм. Целиться нужно в щели между тормозным диском и колодками, на трос ручника. Эти составы растворяют лед. Дайте им поработать 5-10 минут и попробуйте снова плавно тронуться.
Способ 4: Тепловое воздействие (правильное!)
Забудьте про кипяток. Нам нужен сухой и неагрессивный источник тепла.
- Выхлопные газы. Классический гаражный метод. Берем шланг, один конец надеваем на выхлопную трубу, другой направляем на замерзший суппорт или барабан. 5-10 минут такого «обогрева» обычно решают проблему. Главное – не надышаться выхлопом!
- Строительный фен. Если есть доступ к розетке – идеальный вариант. Направляем струю горячего воздуха на тормозной механизм и планомерно его прогреваем.
- Горячая вода в бутылке. Как компромисс вместо кипятка. Налейте в пластиковую бутылку горячую (не кипящую!) воду и прикладывайте ее к тормозному барабану. Это долго, но безопасно.
Способ 5: Ультимативный
Если ничего не помогает, или вы не хотите возиться на морозе, есть самый надежный способ – теплый паркинг. Вызывайте эвакуатор (или попросите друга дотащить на тросе, если коробка позволяет) и закатывайте машину в отапливаемое помещение. Через час-другой все само оттает.
Профилактика: Как не наступать на эти грабли снова?
Лучший ремонт – тот, которого не было. Чтобы не танцевать с бубном вокруг машины каждое морозное утро, запомните два простых правила:
- Не ставьте машину на ручник зимой после мойки или езды по глубоким лужам, особенно если ожидаются заморозки. На ровной поверхности для авто с АКПП достаточно режима «P» (Parking), для МКПП – включенной первой или задней передачи. Если паркуетесь на уклоне – подложите под колеса противооткатные упоры («башмаки») или хотя бы кирпич.
- Просушивайте тормоза. После мойки или проезда водной преграды, перед тем как припарковаться, сделайте несколько плавных, но интенсивных торможений. Тепло от трения высушит влагу с колодок и дисков. Это привычка, которая сэкономит вам кучу нервов и времени.
Надеюсь, мои советы помогут вам справиться с этой зимней напастью.