Найти в Дзене
Честно про Авто

Что делать, если ручной тормоз примерз и заблокировал колеса: пошаговая инструкция от Палыча

Зима – это не только мандарины и сугробы, но и вечная головная боль для нас, автомобилистов. И одна из самых неприятных «зимних болячек», которая может застать врасплох даже бывалого водителя – это примерзший ручник. Утро, ты спешишь на работу, садишься в промерзший салон, заводишь мотор, а машина – ни с места. Колеса будто приклеили к асфальту. Знакомая ситуация? Уверен, многие кивнули. Давайте разберемся, что делать в этой патовой ситуации, как не навредить машине и, главное, как этого избежать в будущем. Почему он вообще примерзает? Прежде чем ломать рычаг в салоне, давайте поймем корень проблемы. Виновата, как всегда, вода. Влага попадает на элементы тормозной системы: тормозные колодки, диски, барабаны и, что самое коварное, в оплетку троса ручного тормоза. Откуда она там берется? Мойка: Самый частый сценарий. Помыл машину вечером, поставил на ручник, а ночью ударил мороз. Результат предсказуем. Проезд по лужам: Днем была оттепель, вы пролетели по паре глубоких луж, а к ночи те
Оглавление

Зима – это не только мандарины и сугробы, но и вечная головная боль для нас, автомобилистов. И одна из самых неприятных «зимних болячек», которая может застать врасплох даже бывалого водителя – это примерзший ручник. Утро, ты спешишь на работу, садишься в промерзший салон, заводишь мотор, а машина – ни с места. Колеса будто приклеили к асфальту. Знакомая ситуация? Уверен, многие кивнули.

Давайте разберемся, что делать в этой патовой ситуации, как не навредить машине и, главное, как этого избежать в будущем.

Почему он вообще примерзает?

Прежде чем ломать рычаг в салоне, давайте поймем корень проблемы. Виновата, как всегда, вода. Влага попадает на элементы тормозной системы: тормозные колодки, диски, барабаны и, что самое коварное, в оплетку троса ручного тормоза.

Откуда она там берется?

  • Мойка: Самый частый сценарий. Помыл машину вечером, поставил на ручник, а ночью ударил мороз. Результат предсказуем.
  • Проезд по лужам: Днем была оттепель, вы пролетели по паре глубоких луж, а к ночи температура ушла в минус.
  • Конденсат: Резкие перепады температур тоже способствуют образованию влаги внутри механизмов.

-2

Чаще всего страдают автомобили с барабанными тормозами сзади – там площадь прилегания колодок больше, и воде есть где «спрятаться». Но и дисковые тормоза не застрахованы: примерзнуть могут как колодки к диску, так и сам трос стояночного тормоза.

Что делать НЕЛЬЗЯ: «Медвежьи услуги» для вашего авто

Начнем с главного – с того, чего делать категорически не стоит, как бы ни хотелось побыстрее поехать.

  1. «Срывать» силой. Не пытайтесь сорвать тормоза, яростно газуя и бросая сцепление. В лучшем случае вы сожжете сцепление (на «механике») или перегреете «автомат». В худшем – оторвете тормозные накладки от колодок, и тогда вас ждет дорогостоящий ремонт тормозной системы.
  2. Поливать колеса кипятком. Это самый популярный и самый вредный «дедовский» метод. От резкого перепада температур тормозной диск или барабан может просто лопнуть. Плюс ко всему, эта вода через пару минут снова замерзнет, и станет только хуже.
  3. Дергать рычаг ручника туда-сюда. Если примерз трос, вы можете его повредить или растянуть. Сам механизм в салоне тоже не рассчитан на такие издевательства.

Рабочие и безопасные способы решения проблемы

Итак, панику выключили, включаем голову. Вот проверенные методы, от простого к сложному.

-3

Способ 1: Легкое покачивание (если повезет)

Иногда лед, сковавший колодки, довольно хрупкий. Попробуйте плавно, без рывков, тронуться вперед-назад несколько раз. Буквально по 10-20 сантиметров. Есть шанс, что ледяная корка треснет, и колесо освободится с характерным щелчком. Но помните: без фанатизма!

Способ 2: Обстукивание

Если покачивание не помогло, значит, примерзло основательно. Берем молоток (в идеале через деревянную проставку или резиновой киянкой, чтобы не повредить металл) и аккуратно, без дури, обстукиваем тормозной барабан или суппорт с разных сторон. Вибрация часто помогает разрушить лед изнутри.

Способ 3: Химическая атака

Если под рукой есть размораживатель замков, спиртосодержащая «незамерзайка» или даже WD-40, можно попробовать побрызгать ими на механизм. Целиться нужно в щели между тормозным диском и колодками, на трос ручника. Эти составы растворяют лед. Дайте им поработать 5-10 минут и попробуйте снова плавно тронуться.

Способ 4: Тепловое воздействие (правильное!)

Забудьте про кипяток. Нам нужен сухой и неагрессивный источник тепла.

-4

  • Выхлопные газы. Классический гаражный метод. Берем шланг, один конец надеваем на выхлопную трубу, другой направляем на замерзший суппорт или барабан. 5-10 минут такого «обогрева» обычно решают проблему. Главное – не надышаться выхлопом!
  • Строительный фен. Если есть доступ к розетке – идеальный вариант. Направляем струю горячего воздуха на тормозной механизм и планомерно его прогреваем.
  • Горячая вода в бутылке. Как компромисс вместо кипятка. Налейте в пластиковую бутылку горячую (не кипящую!) воду и прикладывайте ее к тормозному барабану. Это долго, но безопасно.

Способ 5: Ультимативный

Если ничего не помогает, или вы не хотите возиться на морозе, есть самый надежный способ – теплый паркинг. Вызывайте эвакуатор (или попросите друга дотащить на тросе, если коробка позволяет) и закатывайте машину в отапливаемое помещение. Через час-другой все само оттает.

Профилактика: Как не наступать на эти грабли снова?

-5

Лучший ремонт – тот, которого не было. Чтобы не танцевать с бубном вокруг машины каждое морозное утро, запомните два простых правила:

  1. Не ставьте машину на ручник зимой после мойки или езды по глубоким лужам, особенно если ожидаются заморозки. На ровной поверхности для авто с АКПП достаточно режима «P» (Parking), для МКПП – включенной первой или задней передачи. Если паркуетесь на уклоне – подложите под колеса противооткатные упоры («башмаки») или хотя бы кирпич.
  2. Просушивайте тормоза. После мойки или проезда водной преграды, перед тем как припарковаться, сделайте несколько плавных, но интенсивных торможений. Тепло от трения высушит влагу с колодок и дисков. Это привычка, которая сэкономит вам кучу нервов и времени.

Надеюсь, мои советы помогут вам справиться с этой зимней напастью.