Смотрю на историю военно-транспортной авиации начала 2000-х, и мне крайне сложно не заметить одну деталь, деталь указывающую на то, как легендарный Ил-76 давно списали со счетов, и как тот сделал такой сумасшедший кульбит, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, что громоздкий, прожорливый, устаревший... такими эпитетами награждали эту машину все кому не лень (благо, что чаще это делали за рубежом), пока все те же американцы строили суперсовременные C-17 Globemaster, снова превратился в передовую машину не только России, но и всего мира!
Российская ВТА, казалось, застыла в советском прошлом, да ставить крест на флот из сотен тяжелых машин было стратегическим безумием, но и создавать с нуля замену оказалось невероятно дорого и в то же время невероятно долго.
Штука в том, что российские инженеры совершили почти невозможное. Они не похоронили старого гиганта, а провели ему высокотехнологичную операцию по пересадке самого ценнейшего - "сердца".
Не удивительно, что результат его преображения шокировал всех, грузоподъемность выросла на тонны, дальность увеличилась на тысячи километров, а экономичность подскочила на десятки процентов!
Но что же такого сделали в ОКБ Ильюшина, чтобы "устаревший" самолет стал основным транспортником России в XXI веке?
Суровый выбор 2000-х годов
Мало кто знает, что в недавнем периоде российская военно-транспортная авиация стояла перед поистине суровым выбором. Ее костяк составляли тяжелые Ил-76, рожденные еще в советскую эпоху, которые стремительно морально и физически старели.
А ровно в то же время тот самый американский C-17 Globemaster III демонстрировал всему миру, каким должен быть современный стратегический перевозчик - мощным, экономичным и технологичным.
Но что делать-то...? Создавать абсолютно новый самолет с нуля было дорого и долго, а оставлять все как есть означало потерять стратегическую инициативу и что самое страшное - мобильность.
Думается, что именно тогда наши уважаемые конструкторы и осознали простую истину - нужен был третий путь, компромисс между безумной тратой ресурсов и крайне опасным топтанием на месте.
Как думаете, каким он был, ну, тот самый третий путь?
Инженеры "Ильюшина" этот путь нашли... они пошли не по пути революции, а по пути глубочайшей, хирургически точной эволюции. Решение казалось парадоксальным - вместо того чтобы хоронить проверенную временем "раму" исполинского планера Ил-76, конструкторы решили дать ей новую жизнь. Задача ставилась амбициозная... радикально поднять летно-технические и, что критически важно, экономические характеристики, чтобы машина оставалась основой ВТА еще десятилетия вперед.
Первым делом - "мозг" самолета
Разумеется, главным стал вопрос подхода к модернизации. Просто косметический апгрейд не давал нужного рывка - требовалось менять ключевые системы всей машины. Первым делом конструкторы взялись за "мозг" самолета, и это решение оказалось верным с самого начала.
По итогу старая аналоговая кабина с ее самым настоящим лесом приборов уступила место современному цифровому пилотажно-навигационному комплексу - той самой "стеклянной кабине", о которой так много говорили наши, как оказалось, не совсем партнеры. Это не только упростило работу экипажу работу и позволило его сократить, но и кардинально повысило безопасность полетов и точность навигации.
Самое интересное, что именно тогда стало ясно всем - проект задуман всерьез и надолго, и что это не очередная попытка косметического ремонта. Но что стало бы с этим амбициозным проектом, если бы инженеры не решились еще на один шаг, на самый радикальный шаг всего проекта? Ответ буквально витал в воздухе, вернее, громко ревел под крылом старого гиганта.
Проклятие двигателей Д-30КП
А вот теперь самое главное... ведь даже с новейшей электроникой самолет оставался бы, мягко говоря, не самым экономичным гигантом в небе. Видя, как растут мировые цены на топливо и ужесточаются экологические нормы ИКАО, наши головастые инженеры прекрасно понимали - главная проблема лежала гораздо глубже, она буквально висела на крыльях в виде четырех стареньких двигателей Д-30КП.
Да, в свое время эти моторы были надежными рабочими лошадками своего времени, никто не спорит. Увы, к началу XXI века они стали настоящей обузой для всего флота. Их высокий удельный расход топлива безжалостно съедал военный бюджет, недостаточная тяга ограничивала потенциал планера по грузоподъемности, а уровень шума и выбросов просто не позволял летать во многие иностранные аэропорты Европы и все той же Азии.
Таким образом, эксплуатация старого парка Ил-76 с каждым днем все больше превращалась в финансовую черную дыру, которая высасывала деньги и не давала ничего взамен? Нужен был прорыв, настоящий технологический рывок... и он готовился в глубокой тайне. Казалось бы, с такими исходными данными весь проект был обречен на провал. Правда, у конструкторов был на руках еще один козырь, который они приберегли для кульминации - решение, перечеркивающее все прежние недостатки одним махом.
Тайная работа в Ульяновске
Пока все эксперты обсуждали экономический тупик авиации, на заводе в Ульяновске кипела совершенно другая работа. Самолет менялся внешне и внутренне, но совсем не так, как все ожидали от простой модернизации советской машины.
Его оснастили принципиально новым, перепроектированным и значительно усиленным крылом, способным нести большую нагрузку. Сборку всей конструкции перенесли на современную бесстапельную линию, что резко повысило точность изготовления и культуру производства в целом. Самолет, сохранив все узнаваемые черты легенды, в то же время стал технологичнее и крепче во всех отношениях.
Ладно, истинное "сердце" обновления все еще хранилось в строжайшей тайне от посторонних глаз. Все ждали - что же станет тем самым ключом, который откроет машине второе дыхание и позволит летать еще десятилетия? Этот ключ нашли... когда 22 сентября 2012 года обновленный самолет, уже под новым обозначением Ил-476, впервые оторвался от взлетной полосы завода, тогда-то главный секрет "воскрешения" и перестал быть тайной.
Революция силовой установки
Оказывается, секретом оказалась радикальная, тотальная замена всей силовой установки машины. Вместо устаревших Д-30КП самолет получил четыре современных турбовентиляторных двигателя ПС-90А-76 пермского производства - именно здесь и крылся корень всего успеха проекта.
Каждый из этих двигателей выдавал тягу в 14,5 тонн-сил, будучи при этом значительно экономичнее и тише своих предшественников советской эпохи. Этот единственный, но действительно фундаментальный шаг, помноженный на новое усиленное крыло, изменил буквально все характеристики гиганта.
Кстати, про цифры забыл сказать - грузоподъемность машины выросла до 60 тонн полезной нагрузки. Максимальная взлетная масса достигла внушительных 210 тонн, что позволяло брать больше топлива и груза одновременно. А главное, на что все обращали внимание - топливная эффективность поднялась более чем на 20 процентов по сравнению со старым Ил-76, что кардинально меняло экономику эксплуатации.
Дальность полета с 60 тоннами груза на борту составила 4000 километров, а с 40 тоннами - все 6500 километров без дозаправки. Проблема неэффективности старого парка была решена кардинально и бесповоротно...
Как думаете, что было важнее для успеха всего проекта - принципиальное решение о сохранении проверенного планера или конкретный выбор двигателей ПС-90А-76?
Выход на серийное производство
Таким образом, стратегия глубокой модернизации сработала на все сто процентов, превзойдя ожидания военных. К 2015 году первые серийные Ил-76МД-90А, как стал официально называться обновленный самолет, начали поступать на вооружение Воздушно-космических сил России, успешно пройдя все государственные испытания и проверки надежности.
Производство машин прочно встало на поток в Ульяновске, где был налажен выпуск нескольких самолетов в год. Старая советская платформа не просто получила вторую жизнь в новой России - она обрела совершенно новые возможности и перспективы развития на десятилетия вперед.
Технологическое наследие проекта
История Ил-76МД-90А - это настоящее торжество рационального инженерного подхода над слепым копированием западных образцов. Самолет доказал простую истину - глубокая модернизация ключевых элементов конструкции зачастую оказывается эффективнее и быстрее полной замены машины.
Самое интересное, что на базе этого удачного "донора" уже созданы воздушный танкер Ил-78М-90А для дозаправки в воздухе и уникальный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 "Премьер". Кстати, многие ли вообще знали, что один и тот же "цифровой" фюзеляж может служить и грузовиком, и летающей заправкой, и глазами всей передовой одновременно?
Так что порой побеждает не дорогая революция, а правильно проведенная эволюция существующих систем. Согласитесь, в этом есть своя особенная, суровая инженерная красота и логика?
Ставьте палец вверх, если вас тоже впечатлила история возрождения Ил-76, ну и мой сегодняшний материал, разумеется. Какой еще советский самолет, по вашему мнению, заслуживает столь же глубокой и продуманной модернизации? Напишите свое мнение в комментариях, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал!