Грубоватый, но душевный милиционер Жора Любимов из легендарного сериала «Убойная сила» казался человеком из народа. Его коллега по сериалу Андрей Федорцов вел жизнь бурную и публичную. А вот исполнитель этой роли, Евгений Ганелин, — полная ему противоположность.
Интеллигентный сын академика, посвятивший сцене всю жизнь, он 36 лет счастливо женат на одной женщине и скептически смотрит на московскую суету. Как сложилась судьба актера, который мог стать историком, но выбрал путь перевоплощений?
Сын академика, который подвел отца
Если бы судьба складывалась по родительскому сценарию, Евгений Ганелин сегодня мог бы быть уважаемым профессором-историком где-нибудь в СПбГУ. Он родился 19 января 1959 года в Ленинграде в семье, где наука и преподавание были чем-то вроде семейной религии.
Его отец, Рафаил Шоломович Ганелин, был крупнейшим специалистом по истории России начала XX века, членом-корреспондентом РАН. Мать преподавала историю в музыкально-педагогическом училище. Дед и бабушка со стороны отца также были историками. Казалось, будущее мальчика предопределено.
Но гены — штука сложная. Артистические задатки, как считает сам Евгений, передались ему от матери. Та хорошо пела, играла на фортепиано и, в отличие от отца, с пониманием отнеслась к увлечению сына. В детстве он записывался в десяток кружков сразу — от фото до хоккея. Но когда он пришел в народный театр, мать не стала возражать. Хоккей со временем отпал сам собой, а театр остался навсегда.
Окончив школу в 1976 году, Женя объявил семье, что поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Для отца-академика это был удар.
«Я, конечно, отца подвел, — с легкой грустью вспоминал актер много лет спустя. — Не пошел по его стопам. Хотя он, будучи умным человеком, никогда открыто не противился моему выбору.
Но я-то понимаю: на душе у него, наверное, кошки скребли». Особенно в те первые, самые тяжелые годы, когда молодой актер после института мыкался по массовкам и еле сводил концы с концами.
Театральные мытарства и ненавистная «массовка»
Выпускника ЛГИТМиКа с красным дипломом судьба не баловала. Его театральный путь начался в 1980 году в Молодежном театре на Фонтанке, затем был Театр имени Ленинского комсомола. Именно там он на собственном опыте познал, что такое быть «винтиком» в большой постановочной машине.
«Для меня слово «массовка» было и остается самым ненавистным! — признавался Ганелин. — Сейчас те времена вспоминаются сквозь некую дымку ностальгии. А тогда, когда мы по три сказки в день играли гномиков или безымянных слуг, это было откровенно неприятно…»
Но даже в те нелегкие годы он находил точки роста. Еще студентом он играл главную роль в постановке «Войцек» по Бюхнеру. Позже в его репертуаре появились яркие персонажи из спектаклей «Самоубийца», «Безымянная звезда», «Яма».
В 1990-е, когда театры едва выживали, он вместе с коллегой Владимиром Богдановым основал собственный театр «Хамелеон». Это был смелый эксперимент — театр на двоих, где Ганелин впервые попробовал себя как режиссер. Его постановки даже гастролировали в Финляндии. А в 2007 году он стал лауреатом Международного конкурса «Ваш шанс».
Но родной гаванью для него всегда оставалась сцена Театра имени Комиссаржевской, куда он в итоге вернулся и где служит по сей день, сыграв за долгие годы более пятидесяти разноплановых ролей.
Случайная слава: как Ганелин попал в «Убойную силу», думая, что это телеигра
В кино Евгений Ганелин начал сниматься с 1985 года («Подвиг Одессы»), но долгое время это были в основном эпизоды. Он и не стремился к кинематографической славе, будучи вполне довольным театром. Подрабатывал дубляжом — именно его голосом говорят в русской версии Винстон Вульф из «Криминального чтива» и командор Норрингтон из «Пиратов Карибского моря».
В 1988 году в фильме «Криминальный талант» он впервые примерил милицейскую форму, сыграв сержанта. Видимо, этот образ и запомнился создателям нового сериала о полиции.
История его попадания в «Убойную силу» больше похожа на анекдот. Однажды ему позвонили с телевидения и пригласили на пробы для нового проекта.
«Я, грешный, ни одной серии ни «Ментов», ни «Улиц разбитых фонарей» до того не видел, — смеялся потом актер. — Поэтому был свято уверен, что меня зовут в какую-то телевизионную игру-викторину».
На пробах ему вместе с Андреем Федорцовым дали текст, они его прочитали, и Ганелин со спокойной душой уехал на дачу. Каково же было его удивление, когда через неделю раздался повторный звонок с тем же приглашением.
«Я тогда удивился и спросил: «Что за игра такая, если актера на нее несколько раз пробуют?» — вспоминал он. Только тогда ему объяснили, что это долгий сериал, а не шоу.
Первоначально его хотели на роль Максима Веригина, но в итоге утвердили на образ Жоры Любимова — принципиального, иногда грубоватого, но бесконечно преданного делу опера. Этот персонаж, которого Ганелин наделил своей собственной сдержанной интеллигентностью, и стал его звездным часом.
Взлет и усталость: почему Ганелин обрадовался окончанию сериала
Сериал, выходивший с 2000 по 2005 год, сделал Ганелина узнаваемым на улицах. Его стали окликать «Жора!», гаишники прощали мелкие нарушения ПДД. Но сам актер относился к этой славе философски, понимая, как быстро может погаснуть звезда.
Работа в сериальном формате давалась непросто творческому человеку, привыкшему к театральной глубине.
«Мы чувствовали себя немного рабами лампы, — откровенничал он. — Сценарии зачастую получали за два-три дня до съемок, а иногда прямо на площадке. Новые серии готовились, но я не имел понятия, какие там у меня сцены — интересные или нет».
Тем не менее, он находил в этом свой вызов, рассматривая каждую сцену как актерский этюд. Он ценил, что у героев «Убойной силы» была биография, характер, в отличие от многих других сериалов, где по экрану, по его выражению, «ходили масочки». Отмечал и уникальность коллег: безудержный напор Федорцова, странную загадочность Хабенского, рассудочность Кошонина.
Когда после шести лет съемок проект закрыли, многие артисты переживали. Ганелин же испытал облегчение.
«Наступил момент, когда автор сценария Андрей Кивинов сказал: «Хватит». И мы, актеры, почувствовали, что начинаем повторяться, — объяснял он. — Нам хотелось, чтобы нас помнили не по усталости в глазах. Закончить работу, которую мы любили, достойно и уйти с высоко поднятой головой… А прославиться как Жора Любимов и больше ничего не сделать — было бы очень обидно».
Ученый в мире искусства: как Ганелин стал профессором
Казалось бы, после такого успеха дорога в московские блокбастеры и сериалы была открыта. Его и вправду стали активно приглашать, чаще всего — играть военных и силовиков: следователя Горюнова в «Бандитском Петербурге», офицера-подводника в «Викинге», капитана Леонова в «Доте» (эту роль он считает одной из лучших), комдива в «Горюнове».
Но Ганелин сделал другой выбор. В нем проснулись гены предков-педагогов. В 1991 году он вернулся в родной ЛГИТМиК, но уже в качестве преподавателя сценической речи. Это стало началом его академического пути.
Он защитил диссертацию, стал кандидатом искусствоведения, автором научных работ по современной педагогике и любительскому театру. Читал лекции на английском в Дании и Финляндии. А с 2016 года занял пост заведующего кафедрой актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и профессора.
Это был осознанный отказ от московской гонки. В начале 2000-х у него был шанс перебраться в столицу, где возможностей для актера несравнимо больше.
«Мудрый отец тогда сказал мне: «Надо крепко подумать», — рассказывал Ганелин. — Я подумал и… плюнул на все и остался. Да, в Москве актеру просторнее. Но там и конкурентов раз в пять больше. Я — человек питерский. В Москве чувствую себя неуютно, она для меня слишком шумная. Театр требует сосредоточенности».
Любовь с курорта: 36 лет тихого семейного счастья
Если в карьере Ганелина был момент случайного попадания в сериал, то в личной жизни все сложилось на удивление ровно и прочно. В 1987 году, когда ему было 28, он поехал отдыхать в Одессу. Там, на курорте, он встретил Юлию, которая работала библиотекарем.
Роман, начавшийся под южным солнцем, продолжился в Ленинграде. Вскоре они поженились, а через год у пары родился сын, которого назвали Александром.
Актерская профессия с ее бесконечными гастролями и съемками — не лучший фундамент для семьи. Но Юлия, как отмечает Ганелин, оказалась мудрой женщиной.
«Юля прекрасно понимала, за кого выходит замуж, — говорил он. — Она терпела мои отъезды на гастроли по два месяца. Тихо сходила с ума от волнения, но никогда не устраивала сцен и выяснений отношений. Секрет нашего долгого союза, наверное, в том, что мы всегда с огромным уважением относились друг к другу».
Юлия даже оставила работу, чтобы ухаживать за пожилым отцом Евгения, когда тому потребовалась помощь. Их брак стал тихой гаванью, в которую актер всегда мог вернуться с шумных съемок.
Сын Александр, вопреки первоначальным опасениям отца, тоже выбрал актерскую стезю. Он самостоятельно поступил в институт кино и телевидения, причем учился на курсе у собственного отца. Сегодня он служит в том же Театре имени Комиссаржевской, иногда снимается с отцом в одних проектах («Морские дьяволы», «Горюнов»).
Несколько лет назад по актерским кругам поползли слухи: мол, Ганелин развелся, женился на молодой избраннице и даже стал отцом. Дошло до абсурда — говорили, будто ребенка от него родила актриса Анастасия Мельникова. На все эти сплетни Евгений Рафаилович лишь снисходительно посмеивается. Его тихое счастье с Юлией, длящееся уже 36 лет, — лучший ответ всем домыслам.
Наследие: между милиционером Жорой и кафедрой искусств
Сегодня Евгений Ганелин — человек, гармонично существующий в двух мирах. Для миллионов зрителей он навсегда остался Жорой Любимовым, своим парнем в погонах. Для студентов института кино и телевидения — строгим профессором и заведующим кафедрой, передающим традиции русской театральной школы.
Он продолжает выходить на сцену родной «Комиссаржевки», изредка снимается в кино, выбирая роли, которые ему интересны. Он не гонится за количеством, ценя качество и глубину.
Его жизнь — это выбор в пользу тишины, глубины и постоянства в мире, где часто правят шум, суета и быстротечность. Сын академика, он в своей профессии все же достиг академических высот. Актер, играющий «простых» ребят, он сам является носителем редкой сегодня интеллигентности и верности своим принципам.
Он не стал историком, как хотел отец, но его собственная история — история верности театру, одной любви и родному Петербургу — стала не менее поучительной и цельнной. В этом, пожалуй, и есть его главная роль, сыгранная безупречно.