Найти в Дзене

Ер-2

Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

Советский инженер-авиастроитель Владимир Ермолаев (1909–1944) был ведущим конструктором самолёта «Сталь-7» под брендом Бартини (Роберта Людвиговича Бартини. Двухмоторный Сталь-7 был разработан в единственном рабочем прототипе, который должен был использоваться в качестве пассажирского авиалайнера/ транспортного самолёта для удовлетворения постоянных коммерческих потребностей «Аэрофлота».

Благодаря впечатляющим результатам испытаний эта же конструкция была выбрана для переоборудования в двухмоторный дальний бомбардировщик среднего класса под обозначением«Ер-2». В 1939 году Ермолаев стал главным конструктором конструкторского бюро «ОКБ-240», заняв место Бартини. Ер-2 имел относительно уникальную для своего времени конструкцию с плавными, чистыми линиями. Фюзеляж был округлым, а носовая часть застеклённой, с выступающей кабиной пилота. Фюзеляж сужался к хвостовой части, как обычно, и заканчивался раздельным вертикальным хвостовым оперением с отдельными горизонтальными плоскостями. Основные плоскости крыла обратной формы (как у немецкого пикирующего бомбардировщика «Штука») были низко расположены по бокам фюзеляжа и изогнуты на концах. На каждом из них была установлена обтекаемая гондола с 12-цилиндровыми поршневыми двигателями Чаромского АЧ-30Б с жидкостным охлаждением и дизельным топливом мощностью 1500 лошадиных сил каждый. Двигатели приводили в движение трёхлопастные винты постоянной частоты вращения и обеспечивали максимальную скорость самолёта в 416 км/ч. Дальность полёта составляла 5440.

Для защиты от атак с воздуха бомбардировщик был оснащён одним 12,7-мм пулемётом УБТ на гибком креплении в остеклённой носовой части, одной 20-мм автоматической пушкой ШВАК в верхней турели ТУм-5 в средней части фюзеляжа и одним 12,7-мм крупнокалиберным пулемётом УБТ в нижней части фюзеляжа, обращённой назад.

Экипаж состоял из четырёх человек, а выступающая кабина пилота была заметно смещена влево и имела большое количество остекления. Первый полёт прототипа «ДБ-240» (было построено два таких самолёта с двигателями М-105 мощностью 1050 лошадиных сил) состоялся 14 мая 1940 года. В 1941 году самолёт был принят на вооружение, а его серийное производство достигло 360–370 единиц. Однако производство было быстро остановлено в 1941 году — после вторжения Германии в Советский Союз в рамках операции «Барбаросса» в июне — поскольку приоритет отдавался другим самолётам советских ВВС. Во время Великой Отечественной войны эти самолёты успешно совершали боевые вылеты прямо в сердце Германской империи — Берлин — с баз в контролируемой Советским Союзом Эстонии. Кроме того, двухмоторная платформа была вынуждена выполнять задачи тактического бомбардировщика на малых высотах, для чего она изначально не предназначалась, что привело к неприемлемым потерям как среди людей, так и среди техники. Однако к тому времени битва за Москву была в самом разгаре, и все самолёты использовались для выполнения любых необходимых задач. Бомбардировщики серии Ер-2 использовались на передовой до 1943 года, после чего из-за износа и устаревания их стали использовать в качестве учебных самолётов для будущих советских лётчиков. В том же году, когда советские войска добились успехов на земле, серийное производство было возобновлено, и бомбардировщик использовался по своему прямому назначению до последних дней войны. В общей сложности эта серия использовалась в дальней авиации советских ВВС во время Второй мировой войны в составе 327-й, 329-й, 420-й, 421-й, 747-й и 748-й эскадрилий.