Как все мы знаем, что те люди, что принимали участие в ВОВ, были, мягко говоря, совсем не робкого десятка, привыкшие смотреть старухе с косой в лицо через триплексы смотровых приборов и прицелы орудий.
Как ни странно, но даже среди этих закаленных бойцов ходили мрачные фронтовые легенды об одной машине, которую в войсках окрестили жутким словом "Душегубка".
Штука в том, что тут парадокс какой-то намечается... эта самоходка была самой массовой после легендарного Т-34, спасла тысячи жизней наших пехотинцев и по итогу дошла до самого Берлина, став настоящим символом Великой Победы.
Но как ни странно, экипажи первых серийных машин боялись своих "самоходок" едва ли не больше, чем немецких тяжелых "Тигров" и "Пантер". Дело тут совсем не в тонкой броне корпуса, которую пробивал любой крупнокалиберный пулемет противника...
Причина такого фаталистического прозвища крылась в конструктивном решении машины, которое инженеры поначалу считали настоящим благом для экипажа. Ошибка, стоившая здоровья и жизней сотням советских бойцов, была невидимой глазу, абсолютно бесшумной и, на первый взгляд, совершенно безобидной и неочевидной для командования.
Огненный щит пехоты в критическом 1942-м
Мало кто знает всю правду о том времени... 1942 год, ситуация на всех фронтах критическая - вермахт рвется к Волге и Кавказу, а Красная Армия остро нуждается в мобильной артиллерии для поддержки наступлений. Танков катастрофически не хватает на всех направлениях, а пехота, идущая в атаку без поддержки прямого огня, несет просто-напросто чудовищные потери от пулеметных гнезд врага.
Здесь-то и выяснилось, что нужен дешевый, массовый и предельно простой в производстве "самоходный лафет", который мог бы сопровождать наших бойцов в атаке и давить огневые точки немцев прямой наводкой. Времени на долгие конструкторские изыскания совершенно не было - тотальная бойня диктовала свои жесточайшие сроки для промышленности.
Кстати, на Горьковском автомобильном заводе ГАЗ конструкторы пошли по пути, казавшемуся единственно верным в тех условиях, максимальной унификации с существующими машинами. Таким образом была взята готовая база от легкого танка Т-70, который уже стоял на конвейере, и решили водрузить на него мощное дивизионное орудие для борьбы со все той же вражеской пехотой.
Думается, что этот гибрид должен был стать настоящим "огненным щитом" советской пехоты на поле боя. Увы, спешка, как это часто бывает в инженерном деле военного времени, сыграла злую шутку с ее создателями. Машина, изначально созданная для спасения жизней наших солдат, получила врожденный конструктивный порок, который проявился только в реальных боевых условиях под огнем противника.
Правда, если смотреть с разных ракурсов, контраст был разительным для всех - высшее командование видело в СУ-76 эффективное средство огневой поддержки, дешевое и сердитое для массового производства, а вот экипажи, впервые севшие в эти машины, столкнулись с серьезной проблемой, о которой в сухих заводских отчетах даже не писали.
Легкий "самоход" с мощью легендарной ЗиС-3
А вот теперь самое главное - что же представляла собой эта машина по характеристикам? СУ-76 стала самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой всей Великой Отечественной - всего было выпущено более 14 тысяч единиц, включая модернизированную модификацию М.
Ее боевая задача формулировалась предельно ясно и конкретно - двигаться в боевых порядках наступающей пехоты, уничтожать огнем вражеские пулеметные гнезда, дзоты и, при удаче, успешно бороться с легкой и средней бронетехникой противника. Принятая на вооружение РККА в январе 1943 года, она сразу же была брошена в пекло на всех участках передовой.
Технически это был довольно дерзкий проект конструкторов. Представьте себе легкое танковое шасси боевой массой всего 10,5 тонны, на которое установили легендарную 76-мм дивизионную пушку ЗиС-3 конструкции Грабина. Это то самое знаменитое орудие, прозванное бойцами "зверобоем" за свою высокую эффективность и универсальность применения, могло отправлять во врага как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды большой мощности.
Кстати, главным козырем новой машины должна была стать высокая маневренность на поле боя и возможность везде пройти за пехотой - там, где неминуемо застревали тяжелые танки или громоздкие артиллерийские тягачи с орудиями.
Казалось бы, идеальное сочетание получилось - проверенная в боях пушка и мобильное танковое шасси серийного производства. Увы, но именно здесь и крылся первый серьезный подвох всей конструкции... мощная отдача ЗиС-3 была серьезным испытанием для легкой базы Т-70 весом всего десять с половиной тонн.
Согласитесь, поставить дивизионную пушку на хрупкое шасси легкого танка - решение смелое, если не сказать откровенно авантюрное? Правда, в суровых условиях тотальной битвы именно простые решения часто оказываются самыми эффективными для массового применения.
Шасси, броня и угроза изнутри
Но все же, настоящая беда пришла совсем не от сильной отдачи орудия при стрельбе. Препятствием для экипажа стало роковое сочетание мощного орудия с особенностями компоновки первого серийного варианта СУ-76 с завода.
Конструкторы, искренне стремясь защитить экипаж от осколков снарядов и пуль противника, сделали боевую рубку полностью закрытой - с бронированной крышей над головами бойцов. Логика казалась железной и проверенной - экипаж должен быть в максимальной безопасности от вражеского огня. Бронирование корпуса было противопульным - лоб рубки 35 мм толщиной, борт всего 7 мм тонкой стали.
Думается, что любой опытный танкист прекрасно понимал простую истину - такая слабая защита спасет разве что от шальной пули или мелкого осколка мины, но никак не от прямого попадания противотанкового снаряда или даже от небольшого фаустпатрона.
Слабый спаренный двигатель ГАЗ-203, перекочевавший с танка Т-70 без изменений, тоже добавлял серьезной головной боли механикам-водителям машины, работая на самом пределе своих возможностей. Увы, экипажи первых серий боялись совсем не столько внезапной остановки капризного мотора или вражеского снаряда в борт...
Таким образом, настоящая смертельная угроза таилась прямо внутри тесного боевого отделения... В закрытой рубке, набитой боекомплектом из снарядов, в страшной тесноте и оглушительном шуме выстрелов, нарастало невидимое глазу напряжение.
Самое интересное, что в войсках очень быстро поняли простую истину - закрытая крыша над головой это не защита, а настоящая смертельная ловушка для экипажа. Дело было совсем не только в том очевидном факте, что из подбитой горящей машины с закрытой крышей гораздо сложнее выбраться живым...
Роковое удушье: правда о прозвище "Душегубка"
Как вы уже догадались, ключевая проблема оказалась куда прозаичнее и одновременно страшнее для бойцов. Каждый выстрел мощной 76-мм пушки ЗиС-3 наполнял тесное боевое отделение чем-то невидимым, что нельзя было увидеть глазами, но что убивало экипаж не хуже немецкой пули снайпера.
Оказывается, когда СУ-76 с закрытой рубкой вела интенсивный огонь по врагу, примитивная система вентиляции просто не справлялась с огромным объемом ядовитых пороховых газов, выбрасываемых казенником орудия ЗиС-3 обратно внутрь тесной машины после каждого выстрела.
В тесной закрытой коробке боевого отделения концентрация смертельного угарного газа мгновенно достигала критических для жизни значений. Случалось, что экипаж в самом разгаре боя начинал постепенно терять сознание от отравления, не понимая причины недомогания.
Спасительная модернизация СУ-76М
Кстати, развязка этой страшной драмы наступила довольно быстро после первых боев. Конструкторы завода осознали фатальную ошибку проекта и приняли экстренные меры. В серийное производство пошла массовая модификация СУ-76М (модернизированная версия), у которой просто срезали всю крышу боевого отделения полностью. Ага, такое простое решение...
Снятие броневой крыши решило критическую проблему вентиляции раз и навсегда - ядовитые пороховые газы теперь беспрепятственно уходили вверх в атмосферу, не скапливаясь внутри. "Душегубка" исчезла из войск, уступив место нормальной машине, которая могла свободно дышать.
Как думаете, оправдан ли был огромный риск выпуска "сырой" машины с закрытой рубкой в критическом 1943 году, учитывая острейшую нехватку любой техники на передовой? Напишите свое мнение в комментариях, интересно узнать вашу точку зрения!
А вот судьба машины после этой вынужденной модернизации совершила крутой поворот на всех участках передовой. Открытая рубка окончательно спасла экипажи от смертельных газов внутри, но одновременно принесла совершенно новые риски для жизни бойцов.
Теперь весь экипаж стал крайне уязвим для осколков разрывов, вражеских снайперов и, что самое страшное для всех, навесного минометного огня и гранат, заброшенных сверху немецкой пехотой в ожесточенных городских боях за каждый дом.
Из-за этой новой уязвимости СУ-76М получила очередное мрачное прозвище от бойцов - "Братская могила экипажа" за открытое боевое отделение. Правда, солдаты, которые искренне ценили машину за безотказность механизмов, высокую маневренность и мощную пушку прямой наводки, называли ее ласково-грубо по-фронтовому - "Колумбина" за характер.
Самое интересное, что она была вездесущей на поле боя, абсолютно неприхотливой в обслуживании и злой до врага в огне. До самого конца войны в Европе, от Курской дуги через Белоруссию до Берлина и Вены, эти юркие легкие самоходки оставались главной рабочей лошадкой артиллерийской поддержки наступающей пехоты.
Урок инженерного компромисса
Таким образом, история СУ-76 - это по сути наглядный урок о триумфе быстрого инженерного компромисса над техническим идеализмом проектирования. Быстрая модификация конструкции - простой срез крыши боевого отделения - устранила главную смертельную угрозу для жизни своих же советских солдат, а сама машина превратилась из "Душегубки" в "самоходку-спасителя" пехоты.
Думается, что порой простые конструктивные решения, вроде полного отказа от крыши ради нормальной вентиляции, спасают гораздо больше жизней бойцов, чем самые толстые бронелисты защиты. Экология боевого отделения машины оказалась важнее защиты сверху от осколков.
Главный технический урок истории СУ-76 звучит актуально даже для современных конструкторов боевых машин - при проектировании техники с мощным вооружением обитаемость отделения и качественная вентиляция являются критическими факторами выживаемости экипажа, равнозначными толщине броневой защиты корпуса.
Ставьте палец вверх, если вам тоже зашла хитрая модернизация 76-й, которая впоследствии спасала тысячи жизней на передовой, ну и мой сегодняшний материал, разумеется. Какое, по вашему мнению, прозвище советской техники было самым незаслуженным или, наоборот, самым точным по сути? Делитесь своими мыслями в комментариях.
Пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Давайте развивать этот, как мне кажется, стоящий проект вместе!