Дисклеймер: автор статьи не настаивает на своей правоте в демонологической интерпретации сюжета фильма, хотя мистическое зло проявлено в этой истории почти с канонической точностью.
«Чёрное облако» по фильму — это древняя полевая демоническая самосознающая структура ненависти и неприятия мира людей (координатор-дирижёр разумного Зла - архидемон АРИМАН), являющаяся неотъемлемой видовой патологией человечества, проявляющейся с разной степенью интенсивности в ходе мировой истории порока, криминала и массового насилия. Создатели фильма, вероятно, манифестируют приближение пика бытовой одержимости неким Злом, которое можно назвать Ульем Смертных Грехов или Демоническим Анклавом, получающую связь с земной реальностью через загадочную Избранную.
Ниже - несколько примеров латентной одержимости персонажей этой мистико-бытовой драмы через монолог отождествления Демона с Носителем.
Ольге №1 20 лет. Студентка-недоучка. Живет с парнем-наркоманом. Мать – знаменитость, ведущая ток-шоу для женщин (типа «Я сама» с Меньшовой). Последний год к матери заходит биологический отец Оли, бросивший их, когда ей было 2 годика и пытается наладить отношения через дорогие подарки и решение нерешаемых проблем. Подруга Алина №1 – сексуальная извращенка и наставница Ольги в любовных утехах.
У Ольги-Леси №2 (в параллельной психике Героини-Тени) студентки филологического, мать – обессиленный следователь-алкоголичка, отец – писатель-сноб, брат – наркоман, бабушка с деменцией, за которой ухаживает тётя, практически её сверстница Алина (№2).
Ольга во всех ипостасях ненавидит преподавателей, отца, мать, своего парня, лучшую подругу (из-за подозрений её связи с бойфрендом Лёшей). Пытается соблазнить психолога, к которому её устроил отец по просьбе матери, и подозревает, что у неё есть демонические оккультные способности проклинать на смерть.
Демон смертного греха Оли - ГНЕВ «Сатана/Сэт/Самаэль»: «За что их любить? Они прокляли сами себя. Зачем они вообще живут? Удивите меня! Их природа отрицает Божественный замысел. Рождаются в боли для удовольствия и не познают радость, но скорбь из-за собственной глупости. Люди – это разговаривающие животные, желающие только жрать и совокупляться. Без них намного лучше и чище! Если бы они смогли посмотреть на себя моими глазами – покончили бы с собой. Какой закон? Я – сама для себя закон! Погасите свет! Погасите всех! Моё оружие – бесформенное облако Хаоса, сбивающее ритм сердца Вселенной»
Оксане №130 лет, она следователь-пьяница-замарашка, живущая одна, погруженная в работу «убойных» расследований, по мнению коллег – «с прибабахом». На пике мистического расследования серии необъяснимых смертей, обнаруживает что она – ДРУГАЯ… или сумасшедшая.
Оксана №2- та же Оксана №1, но с амнезией, не помнящая, что у неё есть муж, сын, дочь, больная мать, сводная сестра и любовник. Она панически убегает от необходимости проявлять заботу о близких, оправдывая это их же черствым поведением. «Отмена» семьи, даже в игровой форме, приносит ей облегчение и помогает сосредоточится на себе-в-работе (думая, что помогает людям «вообще»). Она со злостью пренебрегает теми, кто пренебрегает ей. Самоизоляцией она доводит себя до апатии, агедонизма, алкогольной опустошенности. Отказ, отстранённость от любви как действия и семьи как состояния она считает «здоровым безразличием», хотя постоянно проявляет беспокойство и неуравновешенность.
Демон смертного греха Оксаны НЕЛЮБВЬ-АКЕДИЯ «ВИЙ/Велиал/Лилит/УБЕЖИЩЕ Зла, покровитель и учитель будущего Антихриста»: «Какое мне дело до тех, кто меня НЕ ВИДИТ? Всё суета сует и всяческая суета. Вам надо доиграть эту жизнь до конца, ВЕДЬ ВАМ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ. Всмотрись в глаза человека и ты увидишь там Тьму, которая смотрит на тебя. Смерть-Убийство – это Творчество Вселенной, поедающей свои совершенные творения, чтобы создать новые, ещё более совершенные из будущего Тлена»
Борис №1 одинокий практикующий психолог 40 лет испытывает острую потребность чувствовать себя «гуру», наставником и врачевателем душ. Даже квартира для него – святилище своего «истинного призвания» быть маленьким богом, для которого «быть полезным» подразумевает собой «быть незаменимым», профессионально прославленным и по-отечески авторитетным до показного аскетизма. Собой бывает только с психологом супервизором Марией.
Борис №2 тот же №1, но Андрей, муж «другой» Оксаны, писатель живущий с разочарованной в себе, жизни и людях женой, их общими детьми и тайной любовницей – сестрой жены Оксаны Алиной (№2).
Демон смертного греха Бориса - тщеславная ГОРДЫНЯ и САМОЛЮБОВАНИЕ «Вельзевул /Баал»: «Что же делать с малыми сими, кроме как научить их жизни и мудрости её (?), служению атрибутам моего Отца – Высшего Одиночества - Таумиель: Его Мудрости Чайгидиелъ, Его Пониманию Сатариал, Его Милосердию Гамчикот, Его Строгости Голаб, Его Красоте Тогарини, Его Величию Хараб Серап, Его Славе Самаэль, Его Природной Силе Гамалиэль, Его Царству Нахемот!»
Юрий (два в одном) -напарник Оксаны, следователь: постоянно проявляет отсутствие интереса или привычное нежелание прилагать усилия для расследования сложных криминальных дел; несмотря на свою развитую рациональность, демонстрирует пассивное инертное и вялое мышление; он ворчлив, небрежен, неповоротлив; «ленивое внимание» мешает ему быть проницательным и творческим; дружба с Ольгой – это исключение из его эмоциональной вялости и скептического безразличия.
Демон смертного греха Юрия - ЛЕНЬ «Бельфегор/Ваал-Фегор/Зияющая Дыра»: «Нафига так сложно и трудно?! Хитроумие в простоте и изобретательности. Другие стараются, чтобы преуспеть, а я иду прямой дорогой сегодняшнего дня без всяких там перспектив и надрывов. Главное – чтобы не было хуже. Враги – это роскошь. Во всём нужен компромисс»
Отец Оли №1, любовник Оксаны №2 - «Ноль». Демон смертного греха Ноля - СТРАСТНЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ТЕЛА и АЛЧНОСТЬ и забота лишь о собственном благополучии, шире – сфера потребления «Маммона/Блага Земные (Даром)/Роскошь и Вседозволенность): «Я всё тебе дам СЕГОДНЯ, если ТЫ всё мне отдашь ЗАВТРА» (ростовщик Дьявола).
Мать Оли №1 без №2 Лидия, добившаяся популярности светским шармом, цинизмом, скандальностью, «разоблачением» скрываемых женских пороков, комплексов, желаний и страстей. Демон смертного греха Лидии - ГОРДЫНЯ-ЗЛОЙ УМ-ПРЕЗРЕНИЕ «Люцифер/Денница/Венера»: «Без контроля всё развалится! Ничего нельзя доверять другим! Может ли зло быть светоносным, если к свету люди устремляются через страдание, боль и потери? Свобода мысли – высшая из всех свобод! Мужскому порядку доверять нельзя, как и мужчинам в принципе. Лучше быть Ангелом-Обвинителем Творца человечества, чем соглашаться с глупостью, слабостью и подлостью человеческой натуры».
Алина №1– студентка, подруга Оли, любовница всех подряд; №2 – очень молодая тётя Оли, сиделка со своей и Оксаны матерью, любовница отца Оли, мужа сестры Оксаны Андрея. Демон смертного греха Алины - ПОХОТЬ «Асмодей/ Искуситель/ Торжество Анархии»: «Любого человека можно понять и принять только через секс. Девиация от нормы есть единственное условие излечения от скуки, холодности и бессилия в паре. Безумное вожделение лучше, чем упорядоченное сожительство. Реализм и сила – это способность получить желаемое».
(Архидемон Асмодей ежедневно «присутствует» как на лекциях небесной академии духа, так и на популярных психологических семинарах на земле и судит о людях и предметах по их действительным свойствам, а не по тому, как они представляются глазам человеческим и себе самим).
Остался «свободный» демон Зависти Левиафан, для носителя которого очень подходит патологоанатом Гришковец. Но я совсем не уверен и не буду утверждать, что для того, чтобы перестать завидовать человеку, надо увидеть его мёртвым. Но мне кажется Зависть-Демонстративность-Шутовство-Слабоумие-Криминал в формате самоуничтожения непопулярного истинного Я – это «лайкнутый» тренд нашего времени и выявить его в ком-нибудь очень трудно, потому что ОНО ВЕЗДЕ.
На сериал можно смотреть как на современную аналогию роману Достоевского «Бесы», в котором жизнь и отношения одержимых МОРАЛЬНЫМ ОТРИЦАНИЕМ революционеров и анархистов заканчиваются-таки РИТУАЛЬНЫМ УБИЙСТВОМ в состоянии Ненависти, Гордыни-Презрения и Экстаза Разрушения. Автор статьи может быть и не стал бы проводить параллель со смертными грехами, но и по сюжету – семь главных персонажей, семь «движущих сил» в бездну и семь смертей.
В целом фильм, в итоге, косвенно намекает-предлагает искать убежище от Неведения-Зла-в-Себе в человеколюбии и христианской норме поведения, состоящей из любви, уважения, сочувствия и терпения, как признаков живой души.
Если в молодом человеке или девушке нет таких качеств как совесть и стыд, скромность и умеренность, щедрость и трудолюбие, терпение и благодарность, доброта и приятие жизни в чистоте и познании, то смертельная зависимость от запрещённых веществ и криминальная психопатия с осуждением на срок будут неизбежными стадиями падения в «чёрное облако».
К слову сказать Люцифер и Асмодей (а также злые духи более низших планов) представлены в качестве конкретных персонажей в сериале «13 Клиническая». Отличная работа!
Примечание:
В христианской монашеской доктрине так называемых смертных грехов семь: Похоть, Чревоугодие, Жадность, Лень, Гнев, Зависть, Гордыня. Иногда к ним добавляются Акедия (безразличие к близким и бесчувственность к добру и злу) и Тщеславие (самолюбование, современный «нарциссизм»). Смертными эти грехи считаются, потому что по мнению Церкви они лишают человека Божественной Благодати и Спасения. Но с точки зрения криминальной психиатрии эти демонические начала являются как цветовой спектр, производящий всю гамму человеческих злодеяний, достигая глубин нравственного распада личности. Но главное, что к летальности указанных пороков приводит их «инкубационная незаметность» для окружающих и склонность их носителей изображать из себя вполне нормальных людей.
Не раскрывая головокружительных виражей сюжета, скажу только, что сериал о том, как носитель Зла или Демона Ненависти (АРИМАНА в образе облака Тьмы) чаще неосознанно является причиной болезни и гибели близких (и дальних) людей. «Тёмное облако» в сериале показано безличностным, но Зло – это демонический клан, в котором каждому смертному греху (см. выше) соответствует свой начальствующий Архидемон (соответственно): Асмодей (похоть), Вельзевул (чревоугодие), Мамона (алчность), Бельфегор (лень), Сатана-Самаэль (гнев), Левиафан (зависть), Люцифер (гордыня). Указанный «улей» пороков, «опыляет» человечество сотни веков и приносить сладострастный мёд сознательного зла (или прямого и непрямого насилия) в души слепых страстолюбцев. В учении Церкви смертные непокаянные грехи навечно отделяют человека от Бога, Источника Благодати, а в фильме – от дыхания (источника жизни на нашей планете).
К указанным «мотивам человеческого поведения» можно добавить целую «таблицу Менделеева» злокозненных «черт характера»: Пифон (лицемерие, ложь), Аваддон (тяжкие уголовные преступления), Астарот (клевета, доносы), Грессил (физическая и моральная нечистоплотность), Верен (раздражительность, нетерпимость), Балберит (самоубийства), Соннелон (враждебность, агрессия), Верье (анархия, непослушание), Карро (жестокосердие), Карниван (разврат, бесстыдство). Большинство известных и неизвестных злых духов сбивают человека с жизненного пути, угодного его Душе. А некоторые живут тайной жизнью в толпе и ждут своего часа, находя себе помощников среди людей злого нрава.
Исходя из вышесказанного, в сериале мы наблюдаем ОПГ чертей, играющих с людьми через людей и обстоятельства, в которых очень трудно разобраться без сканирования «тонкого плана» обыденности.
P.S. Во второй серии второго сезона (вышла сегодня) есть маленький, но любопытнейший штришочек. Действующие лица – не совсем люди.