Многие вокальные исполнители (оперные, камерные певцы) указывали на то, что сценическое волнение сопровождало их на протяжении всей артистической карьеры.Они так привыкают к этому состоянию,что незамечают насколько высок уровень стресса.Все это,конечно,компенсируется счастьем выступать на сцене и аплоисментами и признанием слушателей.Но,собираясь стать певцом,мало кто об этом думает.А ведь вы должны понимать,что вас ждет.
Выдающиеся певцы (музыканты) справляются с волнением перед выступлением, сочетая психологическую подготовку и умение управлять эмоциями. Волнение может проявляться в виде страха, панического состояния или, напротив, вызывать приподнято-радостные чувства. Важно научиться переводить переживания в нужное русло, чтобы не мешать исполнению.
Справлятся с волнением-это часть работы певца и этому тоже надо научиться,тоже нужны навыки и умения,как и в вокале. Точно так же,как вы приспосабливаете свой голосовой аппарат к пению и находите удобство на сначала непрвычных и неудобных действиях,вам надо найти удобство при пении с сильным волнением,как бы ужасно это ни звучало.
Каждый певец находит для себя свои методы,но есть и общие:
- Тщательная подготовка. Чем лучше исполнитель играет музыкальную композицию или чётче подаёт материал, тем ниже вероятность допущения ошибки даже при волнении. Рекомендуется составить чёткий план или сделать шпаргалку.
- Оценка себя со стороны. Страх сцены меньше, если исполнитель может убедиться, что делает всё правильно. Можно потренироваться перед зеркалом, записать себя на диктофон или на камеру и просмотреть запись.
- Проведение репетиции в зале. Это помогает привыкнуть к конкретному окружению, которое не вызывает боязнь сцены.
- Физическая разгрузка. За 10–15 минут до выхода на сцену можно сделать лёгкие физические упражнения (например, 15 приседаний), но не переусердствовать.
- Дыхательная практика. Непосредственно перед выходом к аудитории можно выполнить упражнение для восстановления дыхания (медленное вдыхание воздуха носом на 3 счёта и выдыхание ртом на 4 счёта).
На выступающем лежит огромная ответственность, связанная художественными задачами,поставленными в музыкальных произведениях,поэтому он испытывает сильнейшее волнение перед аудиторией. Чтобы преодолеть «сценическое
волнение» и утвердиться в своей артистической состоятельности, нужно уметь преодолевать неуверенность, страхи, сомнения.
Не обладая серьезной подготовкой, умениями, верными координационными приемами, полученными в результате освоения вокального искусства, невозможно будет избавиться от внутренних зажимов, ненужных волнений, панических настроений. Не случайно профессиональные музыканты знают: чтобы донести музыкальное произведение до слушателя максимально убедительно, оно должно быть не просто очень хорошо подготовлено, но должно стать существенной частью исполнителя, его сутью. Тогда мы можем с уверенностью рассчитывать на яркое, эмоциональное, запоминающееся выступление.
https://vk.com/s/v1/doc/OUuae2CCcCXcp14ow2j5B11FWAGl-dInnQgMI-2KZl2fJGDcmQU
Надо осознавать,что состояние творческого волнения – это естественная реакция организма на демонстрацию своих умений, навыков, достижений в исполнительском мастерстве.
Но каждый исполнитель переживает одно и тоже чувство по-разному.
Степень волнения и беспокойства также разная: у кого-то она будет проявляться в виде неконтролируемых приступов волнения, изменения дыхания, учащения сердцебиения. Бывают случаи, когда у певца пересыхает горло, он краснеет, бледнеет, усиливает ся потоотделение; может появиться как жар, так и озноб, возникнуть головокружение, подняться давление. Все это связано с работой
вегетативной нервной системы. Побочных эффектов, вызванных чувством волнения, может быть огромное количество. Естественно, такое состояние не способствует выдающемуся исполнению музыкального произведения: когда теряется «власть» над движением гортани, что приводит к ее зажиму,
сбивается дыхание, теряется опора, подкашиваются ноги, пропадает, следовательно, возможность правильного пения. Вместо красивого, полетного,
тембристого голоса мы имеем резкий, кричащий,зачастую форсированный звук, мягко говоря, не очень выразительного вокалиста.
К. С. Станиславский описывает состояние актера,когда он выходит к зрителю: «Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он
от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить,
смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать. У него является нервная потребность угождать зрителям, показывать себя
со сцены, скрывать свое состояние ломанием на потеху им»
С. Ю. Левик в книге «Записки оперного певца» пишет: «Несколько слов об ощущениях артистов на сцене. Первое из них – страх, волнение. У одного больше, у другого меньше, но в какой-то мере страх перед первым выходом на сцену владеет всеми».
Он также описывал такие симптомы сценического волнения как головокружение, холодный пот, появление тремоляции в голосе, ошибок в хорошо знакомом тексте.
Подчеркивал всеобщность сценического волнения и великий русский певец Ф. И. Шаляпин. На вопрос о том, волнуется ли он на сцене, певец ответил: «На сцене не волнуются только покойники и болваны».
Свое волнение исполнители связывали с различными причинами, среди которых недостаточная уверенность в своих силах в начале артистической карьеры. Вспоминая свой дебют на сцене, они говорят об охватившем их волнении.
Выдающаяся российская певица Елена Образцова, которая дебютировала в Большом театре 17 декабря 1963 года в партии Марины Мнишек, пишет: «У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть в тот вечер сцены у фонтана не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле, одно волнение, огненный шар рампы, а остальное было в беспамятстве».
Великий итальянский тенор Лучано Паваротти вспоминает: «Накануне премьеры я пребывал в таком возбуждении, что мне казалось, будто все, что со мной происходит, это какой-то сон. Я боялся дирижера. И публики боялся».
Также в качестве одной из причин сценического волнения вокальные исполнители указывали высокий уровень требовательности к себе, несмотря на зачастую всемирное признание и успех. Ф. И. Шаляпин высказался по этому поводу следующим образом. Когда его друг зашел к нему перед выступлением и сообщил, что у такого великого певца нет оснований для волнения, поскольку он достиг уже больших высот, то Федор Иванович ответил: «То-то и боязнь упасть с этой высоты».
Лучано Паваротти на вершине своей карьеры испытывал чувство сильного напряжения. Он описывает это состояние так: «Вдруг я внезапно очутился на высшей ступени славы, и никаких тебе препятствий, осталась только одна возможность – сорваться в пропасть».
Мария Каллас пишет по этому поводу: «Вначале вам нечего терять, однако, когда люди купают вас в славе,надо совсем выжить из ума, чтобы не испугаться этого…. Слава — опасная вещь, я хорошо знаю, что не смогу вечно так высоко, как сейчас, держать планку. Я отношусь к своей работе с полной отдачей, но все же ничто человеческое мне не чуждо. Вместе со славой ко мне пришел страх: за себя, за других…»
В книге, посвященной певице Марии Каллас, представлен случай, произошедший с певицей во время спектакля «Норма».
В последней сцене Каллас неудачно пыталась взять «до» третьей октавы. В зале сразу же раздались крики и свист.
И тогда Каллас повернулась лицом к дирижеру оркестра и подала ему знак повторить музыкальный фрагмент, на котором сорвался ее голос. До этого ни один оперный исполнитель не делал ничего подобного.
На этот раз она легко и чисто взяла эту ноту, продемонстрировав свою исполнительскую технику.
Публика оценила поступок певицы и разразилась оглушительными аплодисментами, одновременно выкрикивая имя исполнительницы
А вот,что говорила Ирина Архипова:
"От дебютного спектакля в Большом театре память сохранила чувство какого-то необыкновенного страха. Но это был вполне оправданный, естественный ужас перед предстоящим выходом на знаменитую сцену, пока мне незнакомую".
Или пример российского киноактера, заслуженного артиста РФ Федора Добронравова, который в одном из интервью на телевидении рассказал о жутком волнении во время исполнения песен на телевизионном шоу «Две звезды» (онбыл там в паре с Л. Агутиным), где он выступил в необычной для себя роли - певца: «Когда беру микрофон в руку, чтобы начать петь, все трясется, абсолютно не могу себя контролировать, очень сложно справиться с эмоциями». Артист вышел к публике в не типичном для себя амплуа и
почувствовал себя неуверенно.
Направлять это состояние в правильное русло-является одним из важнейших критериев профессионального исполнителя.И этим надо ПОСТОЯННО заниматься.
ИТАК.
Что нужно решить для себя по поводу волнения на сцене?
Сценическое волнение является активным стимулом, эмоциональным
подъемом, и Я показываю наилучший результат в вокальном искусстве. Для МЕНЯ нет проблем,если, к примеру, заболело горло или Я испытал нервное потрясение перед выступлением, забыл текст или еще что-то. Даже при
наличии отрицательных эмоций я в состоянии обратить их в свою пользу и выполнить все творчекие задачи на сцене.
Займитесь своими сильными морально-волевыми качествами!
В процессе подготовки к концертному выступлению, большую помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается как бы искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя И В ЭТОМ СОСТОЯНИИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ ПЕТЬ.
Ваша эмоциональная устойчивость должна стать приоритетом.
Успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди.
Вам в помощь "Психология вокала".(подборка · 15 материалов)