Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Фото: culture.ru Даже если вы не учились музыке, не отличаете «до» от «до-диез», не знаете, что такое пентатоника и восходящая гамма, вы все равно являетесь счастливым обладателем уникального, сугубо индивидуального и самого древнего музыкального инструмента. Это ваш голос, голосовые связки. Нотных записей эпохи нижнего палеолита в природе не существует, но ученые убеждены: наши предки пели и играли на музыкальных инструментах. Древнейший из них — это бедренная кость пещерного медведя с просверленными дырочками, неандертальская флейта из пещеры в Дивье Бабе, Словения. Флейте 43 тысячи лет, отверстия соответствуют нотам до, ре, ми, фа. У неандертальцев был музыкальный слух! А музыка же была, скорее всего, магическим ритуалом, а не средством самовыражения. Самая древняя нотная запись — это гимн богине Никкаль на шумерской клинописной табличке, 1400-ый год до нашей эры. Исполнялся на 9-струнном саммуме, это некое подобие арфы. Мелодия реконструирована, она очень лиричная и жалостная, ее м
Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

Даже если вы не учились музыке, не отличаете «до» от «до-диез», не знаете, что такое пентатоника и восходящая гамма, вы все равно являетесь счастливым обладателем уникального, сугубо индивидуального и самого древнего музыкального инструмента. Это ваш голос, голосовые связки. Нотных записей эпохи нижнего палеолита в природе не существует, но ученые убеждены: наши предки пели и играли на музыкальных инструментах. Древнейший из них — это бедренная кость пещерного медведя с просверленными дырочками, неандертальская флейта из пещеры в Дивье Бабе, Словения. Флейте 43 тысячи лет, отверстия соответствуют нотам до, ре, ми, фа. У неандертальцев был музыкальный слух! А музыка же была, скорее всего, магическим ритуалом, а не средством самовыражения.

Самая древняя нотная запись — это гимн богине Никкаль на шумерской клинописной табличке, 1400-ый год до нашей эры. Исполнялся на 9-струнном саммуме, это некое подобие арфы. Мелодия реконструирована, она очень лиричная и жалостная, ее можно послушать в Интернете.

Есть мнение, что ударные инструменты древностью превосходят все остальные. Европейский зоолог наблюдал в джунглях дискотеку шимпанзе. Мохнатый музыкант колотил палкой по бревну, его сородичи двигались в такт ритму.

Струнные, духовые, язычковые, клавишные, ударные, перкуссионные, электромузыкальные, наконец. Видов инструментов великое множество: от пастушьей дудочки до многотонного органа, от африканских там-тамов до овеянных легендами скрипок старинных итальянских мастеров. Музыкальные инструменты рождались, развивались, видоизменялись, умирали, уступая место другим инструментам. Арпеджионе – шестиструнная, как бы, скрипка, но по строю гитара. Хюрди-гюрди, она же колесная лира, с этим инструментом столетия назад бродили по дорогам слепые музыканты; виола де амур, никельхарпа, лира да браччо, русский гудок, варган, рожок, гусли, – нет, они не исчезли безвозвратно, они хранятся в музеях, воссоздаются мастерами-энтузиастами, их звук можно услышать, да что там звук – целые концерты, но всё же они ушли, как ушли патефоны и пишущие машинки. Прогресс бывает беспощадным.

Где всё это можно увидеть, услышать, узнать историю великих инструментов Амати, Страдивари, Гварнери дель Джезу. В Российском национальном музее музыки. У нас в гостях его директор Михаил Брызгалов. Слушайте сегодня в 14.00 в программе «Архивные тайны» на Радио ЗВЕЗДА.