Найти в Дзене
Артём Тихонов

Что такое утильсбор и что изменилось с 1 декабря 2025 года

Что такое утильсбор и что изменилось с 1 декабря 2025 года? Утилизационный сбор (утильсбор) — это обязательный платеж в России, который взимается при ввозе импортных автомобилей, выпуске в продажу отечественных авто или их первичной регистрации. Он направлен на финансирование переработки транспортных средств и поддержку российских автопроизводителей. С 1 декабря 2025 года вступили в силу значительные изменения, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1713 от 1 ноября 2025 года. Основные нововведения: • Новый расчёт ставки: Базовая ставка (20 тыс. руб.) теперь умножается на коэффициенты, учитывающие не только объём двигателя и возраст машины, но и мощность двигателя в лошадиных силах (л.с.). Введена прогрессивная шкала: чем выше мощность, тем больше коэффициент (от 1 для слабых моторов до 10+ для мощных). • Отмена льгот для мощных авто: Для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, льготная ставка (3,4–5,2 тыс. руб.) сохраняется только для авто с мощностью до 160 л.с. (д

Что такое утильсбор и что изменилось с 1 декабря 2025 года?

Утилизационный сбор (утильсбор) — это обязательный платеж в России, который взимается при ввозе импортных автомобилей, выпуске в продажу отечественных авто или их первичной регистрации. Он направлен на финансирование переработки транспортных средств и поддержку российских автопроизводителей. С 1 декабря 2025 года вступили в силу значительные изменения, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1713 от 1 ноября 2025 года. Основные нововведения:

• Новый расчёт ставки: Базовая ставка (20 тыс. руб.) теперь умножается на коэффициенты, учитывающие не только объём двигателя и возраст машины, но и мощность двигателя в лошадиных силах (л.с.). Введена прогрессивная шкала: чем выше мощность, тем больше коэффициент (от 1 для слабых моторов до 10+ для мощных).

• Отмена льгот для мощных авто: Для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, льготная ставка (3,4–5,2 тыс. руб.) сохраняется только для авто с мощностью до 160 л.с. (для ДВС). Всё, что мощнее, облагается по коммерческим ставкам — от 667 тыс. руб. до 3–10 млн руб. в зависимости от параметров. Для электромобилей и гибридов порог — 80 л.с., льгота возможна только при растаможке в России (не в Таможенном союзе).

• Примеры ставок с 1 декабря:

• Авто 1–2 л, до 160 л.с.: ~667–800 тыс. руб. (рост на 20–30%).

• Мощные иномарки (>200 л.с., >3 л): до 3–10 млн руб.

• Электромобили: льгота до 3 лет — 3,4 тыс. руб., но для мощных — коммерческая ставка.

Это привело к немедленным эффектам: в октябре–ноябре 2025 года спрос на импортные авто взлетел (рост продаж на 20–30%), но рынок в целом упал на 20% за год. Импорт из Китая, Японии и Кореи сократился, а цены на новые иномарки выросли на 5–30%.

Что дальше: планы на 2026–2030 годы

Изменения — часть долгосрочной стратегии по защите отечественного автопрома и индексации сборов. Вот ключевые перспективы:

• С 1 января 2026 года: Вторая волна повышения в рамках поэтапного плана. Ставки вырастут на 10–30% (например, для 1–2 л — до 800 тыс. руб., для мощных — +15–30%). Ожидаемый доход бюджета от утильсбора — 1,65 трлн руб. (рост на 47% по сравнению с 2025 годом, когда прогноз — 1,12 трлн руб.). Это компенсирует падение импорта (до 300 млрд руб. недополучений ежегодно).

• До 2030 года: Ежегодная индексация на 10–20% с учётом инфляции и мощности. Максимальная ставка может достичь 10–15 млн руб. для премиум-импорта. Прогноз: рост цен на импортные авто на 50–100%, сокращение ассортимента (прощай, Toyota, BMW для частников), но +25% производства в России (до 900 тыс. единиц в 2025–2026).

• Льготы и исключения:

• Экологический акцент: С 2026 года обсуждается снижение на 40–50% для электромобилей и гибридов (чтобы не тормозить “зелёный” импорт). Но без этого цены на EV вырастут на 2–4 млн руб.

• Исключения: Беженцы, соотечественники по госпрограммам, реэкспорт российских авто — без сбора. Для Дальнего Востока (Приморье) возможны региональные послабления.

• Влияние на рынок и экономику:

• Плюсы для бюджета: +46,7% доходов в 2026 году, поддержка автозаводов (субсидии на производство).

• Минусы: Падение продаж на 20–22% в 2026 году, рост цен на авто (только 5–7% россиян смогут купить новые иномарки к 2030). Рынок сместится к бюджетным моделям и отечественным (Lada, Haval с локализацией).

• Глобальный контекст: Это часть мер по импортозамещению — аналогично повышению на китайские авто в январе 2025 (до 667 тыс. руб.).

Если вы планируете покупку авто, рекомендую проверить расчёт на сайте ФНС или у дилера — изменения персональны. Для электромобилей следите за новостями о льготах в 2026.