Найти в Дзене

Как двигатель 177С увеличит дальность и снизит эксплуатационные расходы оперативно-тактической авиации

На международном авиасалоне Dubai Airshow 2025 Объединённая
двигателестроительная корпорация (ОДК) продемонстрировала полноразмерный макет перспективного авиационного двигателя пятого поколения. Корпорация разрабатывает семейство силовых установок, которое включает базовую модель 177С и её форсированную, более мощную версию 177.
Эти двигатели создаются для оснащения современных и будущих истребителей
тактической авиации, их демонстрация в 2024 году на авиавыставке в
Чжухае, в феврале этого года в Бангалоре и теперь в Объединённых
Арабских Эмиратах на одном из ведущих мировых авиасалонах, отражает
экспортную ориентацию программы. Позиционирование продукта строится на
идее комплексного улучшения, когда силовая установка должна не только
повысить лётно-технические характеристики самолёта, но и снизить
стоимость его жизненного цикла. двигатель 177С В двигателях семейства 177 реализован ряд новых технологических
решений, которые и обеспечивают качественный скачок в характеристика

На международном авиасалоне Dubai Airshow 2025 Объединённая
двигателестроительная корпорация (ОДК) продемонстрировала полноразмерный макет перспективного авиационного двигателя пятого поколения. Корпорация разрабатывает семейство силовых установок, которое включает базовую модель 177С и её форсированную, более мощную версию 177.
Эти двигатели создаются для оснащения современных и будущих истребителей
тактической авиации, их демонстрация в 2024 году на авиавыставке в
Чжухае, в феврале этого года в Бангалоре и теперь в Объединённых
Арабских Эмиратах на одном из ведущих мировых авиасалонах, отражает
экспортную ориентацию программы. Позиционирование продукта строится на
идее комплексного улучшения, когда силовая установка должна не только
повысить лётно-технические характеристики самолёта, но и снизить
стоимость его жизненного цикла.

двигатель 177С
двигатель 177С

В двигателях семейства 177 реализован ряд новых технологических
решений, которые и обеспечивают качественный скачок в характеристиках по
сравнению с двигателями предыдущих поколений (семейства АЛ-31Ф/АЛ-41Ф).
Главный результат этих инноваций – снижение расхода топлива на 7%,
достигнутое за счёт синергии нескольких инженерных решений, таких как
повышение КПД компрессора и увеличение рабочей температуры газов.
Основой силовой установки является современный газогенератор, который благодаря новым жаропрочным материалам и передовым технологиям охлаждения монокристаллических рабочих лопаток турбины – таким как барьерные теплозащитные покрытия и внутреннее конвективно-плёночное охлаждение – позволяет безопасно повысить температуру газов перед турбиной, увеличивая термодинамический КПД. Его работу дополняет трёхступенчатый компрессор низкого давления, а более высокую степень сжатия воздуха при минимальных потерях в газовоздушном тракте обеспечивает улучшенная аэродинамика всей проточной части, достигнутая за счёт трёхмерного профилирования лопаток и применения технологии «блиск» – диск с лопатками как единое целое.
Управляет всеми узлами в реальном времени цифровая система автоматического управления (FADEC), которая поддерживает оптимальные режимы газодинамического цикла. Именно такое комплексное сочетание технологий и позволило создать силовую установку, которая принципиально превосходит двигатели предыдущего поколения для боевой авиации.

-2

Анализ технических характеристик показывает высокое соотношение тяги к
массе, что является фундаментальным параметром для истребительной
авиации. Разработка двух версий двигателя, стандартной и форсированной,
позволяет гибко адаптировать силовую установку под конкретные требования
к лётным характеристикам самолёта-носителя.
Важной общей чертой обеих модификаций является оснащение соплом с управляемым вектором тяги (УВТ). Это инженерное решение напрямую наделяет самолёт сверхманёвренностью, что в рамках современной концепции боя на дальних дистанциях критически повышает его боевую выживаемость при уклонении от ракет и даёт тактическое преимущество для занятия выгодной позиции для атаки.
Ключевым фактором экономической эффективности является
назначенный ресурс двигателя, увеличенный в несколько раз по сравнению с
предыдущими поколениями. Прямое следствие – сокращение числа замен
силовой установки в течение жизненного цикла самолёта. Это, в свою
очередь, приводит к значительному снижению прямых затрат на закупку
двигателей и капитальный ремонт, оптимизирует логистику запасных частей
и, как итоговый результат, повышает средний коэффициент боевой
готовности авиационного парка за счёт уменьшения времени простоя
техники.
Снижение расхода топлива напрямую повышает тактические
возможности самолёта с установленным на нём двигателем 177С/177.
Увеличение боевого радиуса и продолжительности полёта позволяет
авиационным группам выполнять полётное задание на большем удалении от
аэродромов, и кроме того, снижает их зависимость от уязвимых
самолётов-заправщиков. Для однодвигательных истребителей, как, например,
Су-75, высокая топливная эффективность становится одним из определяющих
факторов их конкурентоспособности на мировом рынке вооружений.
Массо-габаритные характеристики и точки крепления двигателей семейства 177 унифицированы с силовыми установками семейства АЛ-31Ф. Это создаёт техническую основу для ремоторизации парка самолётов поколений 4+ и 4++ (Су-27/30) без внесения изменений в конструкцию планера. Данный подход представляет собой экономически целесообразный метод для повышения лётно-технических характеристик и эксплуатационной эффективности существующего авиапарка тех стран, которые хорошо знают и эксплуатируют российскую технику.
На авиасалоне в Дубае Объединённая авиастроительная корпорация представила основные тактико-технические характеристики истребителя Су-75 и экспортной версии Су-57. Эти данные позволяют оценить, какие требования
предъявляются к современным боевым платформам и, следовательно, к их
силовым установкам.

-3

Эти цифры – не просто набор данных, а прямое отражение тех сложнейших
инженерных задач, которые стоят перед разработчиками. Показатели
автономности Су-57Э в 10 часов или дальность полёта Су-75 почти в 3000
км на максимальных скоростях красноречиво говорят о том, что для
достижения таких возможностей необходима соответствующая силовая
установка. Добиться подобного сочетания дальности, продолжительности
полёта и высоких скоростных характеристик невозможно без двигателя,
который обладает прорывными показателями топливной эффективности на всех режимах, включая наиболее затратный форсаж.
Таким образом, создание подобных силовых установок является не просто целью, а фундаментальным условием, открывающим путь к появлению авиационных комплексов с теми оперативно-тактическими возможностями, которые будут определять превосходство в воздухе на десятилетия вперёд.

Источник - сайт «Авиация России».