Найти в Дзене
От чтения к сочинению

В чём проявлялась забота А.П. Чехова о природе?

10 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ЕГЭ 2026» Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции Текст по Александру Ивановичу Куприну (1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. (2)Не знаю, кто её строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. (З)Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. (4)Дача стояла в углу сада, окружённая цветником...
(5)Цветничок был маленький, далеко не пышный, а фруктовый сад ещё очень молодой. (б)Росли в нём груши и яблони-дички, абрикосы, персики, миндаль.
(7)В последние годы сад уже начал приносить кое-к
Оглавление

10 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ЕГЭ 2026»

Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции

Текст по Александру Ивановичу Куприну

(1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. (2)Не знаю, кто её строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. (З)Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. (4)Дача стояла в углу сада, окружённая цветником...

(5)Цветничок был маленький, далеко не пышный, а фруктовый сад ещё очень молодой. (б)Росли в нём груши и яблони-дички, абрикосы, персики, миндаль.

(7)В последние годы сад уже начал приносить кое-какие плоды, доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного, какого-то детского удовольствия. (8)Когда наступало время сбора миндальных орехов, то их снимали и в чеховском саду.

(9)Лежали они обыкновенно маленькой горкой в гостиной на подоконнике...

(10)Антон Павлович с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. (И)Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. (12)А какое бывало торжество, когда среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны!

(13)Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. (14)Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

— Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево. (15)И, конечно, мне это дорого. (16)Но и не это важно. (17)Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. (18)А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место. (19)3наете ли? — прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. — (20)3наете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. (21)И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

(22)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. (23)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастье человечества, когда по утрам, один, молчаливо подрезал свои розы, еще влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (24)И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!

(25)Нет, это не была заочная жажда существования, идущая от ненасытимого человеческого сердца и цепляющаяся за жизнь, это не было ни жадное любопытство к тому, что будет после него, ни завистливая ревность к далёким поколениям.

(26)Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости — от всего ужаса и темноты современных будней. (27)И потому-то под конец его жизни, когда пришла к нему огромная слава, и сравнительная обеспеченность, и преданная любовь к нему всего, что было в русском обществе умного, талантливого и честного, — он не замкнулся в недостижимости холодного величия, не впал в пророческое учительство, не ушёл в ядовитую и мелочную вражду к чужой известности.

(28)Нет, вся сумма его большого и тяжёлого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились в этой прекрасной, тоскливой, самоотверженной мечте о грядущем, близком, хотя и чужом счастье.

— (29)Как хороша будет жизнь через триста лет!

(30)И потому-то он с одинаковой любовью ухаживал за цветами, точно видя в них символ будущей красоты, и следил за новыми путями, пролагаемыми человеческим умом и знанием. (31)Он с удовольствием глядел на новые здания оригинальной постройки и на большие морские пароходы, интересовался всяким последним изобретением в области техники и не скучал в обществе специалистов.

(32)Он с твёрдым убеждением говорил о том, что преступления вроде убийства, воровства и прелюбодеяния совершаются всё реже, почти исчезают в настоящем интеллигентном обществе, в среде учителей, докторов, писателей. (33)Он верил в то, что грядущая, истинная культура облагородит человечество.

(По А. И. Куприну)

Краткое содержание текста

-2

Дача Чехова в Ялте была оригинальным зданием. Небольшой сад с молодыми деревьями стал для писателя источником радости и забот. Он с любовью ухаживал за растениями, но его чувство было глубже простого собственничества. Чехов видел в своём труде преображение дикого пустыря в культурное место и верил, что через несколько столетий вся земля станет прекрасным садом, а жизнь людей - лёгкой и счастливой.

Эта мечта о будущем была для него не любопытством или жаждой бессмертия, а тоской возвышенной души, страдавшей от пошлости и грубости современной жизни. Даже обретя славу, он не стал холодным пророком, а сохранил самоотверженную веру в грядущее счастье человечества, видя её символ в цветах и поддерживая прогресс. Чехов верил, что культура облагородит людей и преступления исчезнут.

Вопросы по тексту

1. Зачем Куприн начинает описание с архитектуры дачи, а не сразу с сада или хозяина?

2. Почему Куприн так подробно описывает обыденные, даже «мелкие» действия Чехова (сидит на корточках, обмазывает стволы)?

3. Как в тексте строится антитеза (противопоставление), раскрывающая главную мысль?

4. Каков подтекст в словах Чехова: «При мне здесь посажено каждое дерево. И, конечно, мне это дорого. Но и не это важно

5. Почему Куприн специально оговаривает, чем НЕ БЫЛА мечта Чехова (предл. 25), и как это работает?

6. Как связаны в тексте образ сада и тема творчества/культуры?

7. Как последний абзац (предл. 30-33) служит итогом и расширением мысли?

-3

Ответы

1. Зачем Куприн начинает описание с архитектуры дачи, а не сразу с сада или хозяина?
Это композиционный приём. Дача - не шаблонна, как и его творчество; она построена «вне стиля», как и он жил вне литературных клише. Таким образом, автор сразу настраивает читателя на восприятие Чехова как человека глубоко своеобразного, творческого, чей внутренний мир отражается во всём, что его окружает.

2. Почему Куприн так подробно описывает обыденные, даже «мелкие» действия Чехова (сидит на корточках, обмазывает стволы)?
Это приём психологизма. Через бытовые, непарадные детали раскрывается сущность характера. Эти действия показывают:

Отсутствие позы и снобизма: Великий писатель не гнушается грязной работы.

Истинную, а не показную любовь: Забота проявляется в рутине.

Терпение и сосредоточенность: Так же кропотливо он работал над своими рассказами.

Связь с землёй, физическую опору: Противостояние «воздушности» его болезненности. Это детализация образа «творца-труженика».

3. Как в тексте строится антитеза (противопоставление), раскрывающая главную мысль?
БЫЛО (прошлое): «Пустырь», «овраги», «камни», «чертополох» → хаос, дикость, бесплодность.

СТАЛО (настоящее Чехова): «Культурное, красивое место», «сад» → порядок, красота, культура.

БУДЕТ (будущее, мечта): «Вся земля - цветущий сад» → всеобщая гармония.

4. Каков подтекст в словах Чехова: «При мне здесь посажено каждое дерево. И, конечно, мне это дорого. Но и не это важно»?
В этой фразе -вся философия его отношения. Он признаёт естественную человеческую привязанность к результату своего труда («мне дорого»), но сразу же возводит частное к общему, преодолевает эгоизм. Важно не его личное чувство собственника, а факт преобразования мира, доказательство того, что это возможно. Он из конкретного сада выводит универсальный закон: если это смог сделать один человек на клочке земли, то человечество может сделать так всю планету.

5. Почему Куприн специально оговаривает, чем НЕ БЫЛА мечта Чехова (предл. 25), и как это работает?
Не «жажда существования» → он не цеплялся за жизнь из страха смерти.

Не «любопытство» → им не двигало праздное любопытство о будущем.

Не «завистливая ревность» → он не завидовал тем, кто будет жить в счастливом будущем.
Отбросив эти мелкие, эгоистичные мотивы, Куприн очищает место для главного определения: «Это была тоска… души…». Это делает его позицию неопровержимо точной и возвышенной.

6. Как связаны в тексте образ сада и тема творчества/культуры?
Уход за садом = работа над текстом (оба требуют терпения, удаления «сорняков» пошлости, заботы о каждой детали).

Превращение пустыря в сад = преображение жизненного «материала» (пошлости, скуки) в произведения искусства.

Вера, что сад будет цвести после него = вера в то, что его книги будут нужны будущим поколениям для их «прекрасной жизни». Таким образом, забота о природе у Чехова - это та же творческая, культурная деятельность.

7. Как последний абзац (предл. 30-33) служит итогом и расширением мысли?
Его вера не осталась мечтательной:

Интерес к технике и науке («новые пароходы», «изобретения») - это вера в инструменты преобразования мира.

Вера в уменьшение преступлений - это вера в нравственный прогресс.
Таким образом, его забота о розе в ялтинском саду символически равна вере в пароходы, медицину и доброту учителей. Всё это для него - звенья одной цепи, ведущей к «цветущему саду» цивилизации.

Скелет сочинения

Тезис: забота А. П. Чехова о природе проявлялась не в пассивном восхищении, а в активном, осмысленном и одухотворённом созидательном труде.

Позиция автора: забота Антона Павловича о природе была глубоко осмысленной и далёкой от простого собственнического чувства. В хлопотах Чехова «сказывалось… более мощное и мудрое сознание».

1 пример: Куприн детально описывает каждодневный, кропотливый труд писателя: «он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы».

2 пример: Автор приводит слова самого Антона Павловича, который, глядя на сад, говорит: «Я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место».

Смысловая связь (причинно -следственная): повседневный уход («обмазывал серой») был физическим воплощением его глобальной идеи – идеи превращения всего мира посредством человеческого труда и культуры в «цветущий сад».

Вывод: А.И. Куприн убедительно показывает, что подлинная забота о природе, воплощённая в личности Чехова, начинается с малого - с личной ответственности за клочок земли, с готовности трудиться на нём, но прорастает великой идеей - верой в то, что такой же созидательный труд человечества способен преобразить весь мир, сделав его домом, достойным будущих поколений.

Примеры из литературы

-4

1. Примеры созидательной, чеховской заботы (преобразование и труд)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Николая Ростова в эпилоге)

-5

После всех потрясений войны Ростов находит своё призвание в мирном, хозяйственном труде в имении. Он вникает во все детали, заботится о лесах и полях, и это приносит ему глубокое моральное удовлетворение. Его забота о земле - основа его новой, осмысленной жизни.

М.А. Шолохов «Поднятая целина» (образ Семёна Давыдова и других целинников)

-6

Здесь забота о природе принимает грандиозный, коллективный масштаб - это труд по преобразованию огромных степных пространств. Несмотря на идеологический контекст, в основе сюжета лежит тот же мотив: человек силой разума и труда меняет лик земли.

2. Примеры гармоничного сосуществования (не преобразование, а жизнь в ладу)

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

-7

Это хрестоматийный пример доброго, милосердного отношения ко всему живому. Герой во время половодья спасает не свой урожай или имущество, а зайцев, оказавшихся в беде. Его забота лишена практической выгоды и продиктована чистой человечностью.

Эрнест Хемингуэй «Старик и море» (отношение Сантьяго к морю и его обитателям)

-8

Старик воспринимает море не как враждебную стихию или источник наживы, а как живое, одушевлённое пространство. Он разговаривает с птицами, с рыбой, которую ловит, испытывая к ней не только спортивный азарт, но и глубокое уважение как к достойному противнику. Его забота проявляется в понимании и принятии законов природы.

3. Примеры потребительского, разрушительного отношения (контраст для сравнения)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (позиция Базарова)

-9

Его знаменитое «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» -прямая противоположность чеховскому взгляду. Для Базарова природа - объект для экспериментов и извлечения пользы, а не объект заботы и тем более не «храм» красоты.

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

-10

Вся повесть - это притча о возмездии за жестокое, хищническое отношение к природе. Браконьер Игнатьич, встретившись с огромной рыбой, осознаёт себя частью единого целого и свою вину за бездумное истребление. Его прозрение - это признание необходимости не брать, а беречь.

Что вынесем для себя?

Чехов учит нас, что настоящая забота - это действие, одухотворённое смыслом. Это не фото в соцсеть на фоне красивого пейзажа и не абстрактная «любовь к природе». Это рутина: встать пораньше, надеть перчатки, прополоть сорняк, подвязать ветку. А ещё - видеть в этой рутине часть чего-то большего.

Чехов сажал дерево, зная, что не попробует его плодов. Он мечтал о счастливой жизни людей, которых никогда не встретит. Его забота была бескорыстной инвестицией в будущее.

👉 А в вашей жизни есть место такому «чеховскому саду»?
Может быть, ваш балкон с цветами, домашний огород, волонтёрство в приюте для животных или просто привычка убирать за собой мусор в лесу после пикника. Что вы делаете здесь и сейчас, чтобы через «триста лет» мир стал хоть на каплю лучше?

Поделитесь в комментариях - даже маленький пример вдохновляет других!

Ставьте ❤️, если текст заставил задуматься. И подписывайтесь на канал -впереди много разборов 😊