В конце ноября 2025 г. мы узнали итоги Up Great «Аэрологистика 2.0». Его цель — создать эффективные технологические решения для грузовой беспилотной авиации. Победители представили БПЛА, который лучше всех справился с задачей доставки грузов в сложных погодных условиях приарктических территорий.
Задачей участников было показать, как интегрировать новые технологии с существующей системой доставки, обеспечить надежность и безопасность таких перевозок, а также предложить стандарты для беспилотной логистики на будущее.
Призовой фонд конкурса составляет 270 миллионов рублей, и пройдет он в пять ежегодных этапов — организаторы назвали их «конкурсы отдельных заданий». Итоги финального конкурса объявят в конце 2028 года. Каждый из этапов принимает свой технологический вызов и, соответственно, имеет свое специальное полетное задание.
В ноябре в ХМАО (Югре) прошел финал первого этапа — «Конкурс отдельных заданий № 1». На него подала заявки 21 компания, итоговую квалификацию и допуск в финал прошли четыре: «Комплексные системы», «Лаборатория будущего», «Клеверкоптер» и «Радар ммс».
Югру для соревнований выбрали не случайно: там обширные и труднодоступные территории, низкая плотность населения, суровый климат и при этом крайне высокая потребность в авиационной доставке грузов, особенно в места, где другие виды транспорта невозможно использовать по природным условиям.
«Аэрологистика 2.0»: ключевые параметры конкурса
Это соревнование создателей летающих беспилотников — продолжение масштабного проекта НТИ «Аэрологистика». Его цель — перейти от лабораторных испытаний к полевым проверкам беспилотных систем, адаптированных к реальным условиям эксплуатации.
Посмотрите видео о конкурсе «Аэрологистика 2.0» и погрузитесь в мир беспилотной логистики. Вы увидите, как участники техконкурса создают современные БПЛА, способные безопасно и бесперебойно перевозить грузы между локациями в труднейших условиях приарктической тайги и тундры.
Организаторы и участники рассказали о технологических вызовах конкурса и своих технических решениях. Здесь вы найдете впечатляющие кадры природы Югры с высоты полета дронов, сами летательные аппараты в действии и встречи с их создателями.
«Полеты перемещаются с тестовых аэродромов на реальные маршруты России, включая приполярные регионы, где грузоперевозки станут экономически целесообразными, а конкурс позволит проверить жизнеспособность новых технологических решений в действии», — объяснил значение конкурса управляющий директор Центра развития системы технологических конкурсов Фонда НТИ Юрий Молодых.
Организаторы также поставили цель интегрировать экспериментальные технологии БАС с существующим рынком логистики и сформировать требования для стандартизации беспилотной доставки в едином воздушном пространстве.
Технологический барьер, который нужно преодолеть участникам конкурса, звучал следующим образом: разработать комплексное техническое решение на основе беспилотной авиационной системы (БАС), обеспечивающее бесперебойное и безопасное выполнение задач интенсивной перевозки грузов одновременно несколькими разнотипными БВС в сценариях существующего рынка коммерческой логистики.
Проще говоря: предложить рынку варианты перевозки грузов для заказчиков, получателей, экспедиторов и других участников перевозок. Важное условие — использовать разные виды беспилотников: квадрокоптеры, БПЛА вертолетного типа и т. д.
Обязательным условием конкурса было не просто доставить груз, а проработать экстремальные ситуации, когда ломается спутниковая навигация, выясняется, что появились незапланированные ранее запреты или ограничения на полеты на отдельных участках маршрута.
В этих случаях дрон должен был сам:
- корректировать маршрут;
- обходить закрытые зоны;
- садиться на назначенные в моменте площадки;
- избегать внезапных препятствий;
- оставаться в границах коридора, за нарушение которых начисляли штрафы.
Еще одно условие для участников: предложить такие системы БПЛА, которые можно эксплуатировать с минимальным участием дорогостоящего квалифицированного персонала в обслуживании логистических операций.
Аппараты должны были перевозить грузы весом от 3 до 60 кг, номенклатура грузов: продовольствие, техника, оборудование и товары первой необходимости.
Победил «Радар ммс»
Четыре команды, прошедшие квалификационный отбор, работали на двух маршрутах в Ханты-Мансийском и Октябрьском районах. Маршруты полетов — вдоль рек Обь и Иртыш, протяженностью от 15 до 50 км.
В ходе испытаний проверяли:
- сколько груза может нести дрон;
- как он ведет себя при разной погоде;
- насколько точно следует маршруту;
- насколько безопасен в работе;
- выгоден ли в использовании.
В течение двух конкурсных дней по шесть часов ежедневно беспилотники перевозили грузы на двух типах маршрутов — муниципальном (в границах поселений) и промышленном (между складами, предприятиями и другими нежилыми объектами).
В итоге единственным участником, выполнившим все условия конкурса, стала санкт-петербургская компания «Радар ммс». Для перевозок они использовали беспилотную систему вертолетного типа ВТ-440м. Команда получила 35 млн рублей на дальнейшее развитие своей технологии.
Что ждет участников конкурса «Аэрологистика 2.0» в 2026 году
В следующем году инженеры и пилоты будут соревноваться в создании максимально точных систем грузовых БПЛА, которые смогут доставлять товары по реальным маршрутам, включая сложные географические и климатические условия.
Беспилотники должны будут сами корректировать маршрут, чтобы обходить закрытые зоны, приземляться точно на указанные площадки или, при необходимости, на резервные с помощью камер и датчиков.
Более того, БПЛА сами, в автоматическом режиме, должны будет получать и выполнять дистанционные разрешения на полеты над охраняемыми территориями, а также безопасно избегать столкновений с другими дронами в воздухе.
Одно из самых интересных условий следующего года, которое приоткрывает для нас будущее единое полетное пространство: дроны будут самостоятельно уклоняться от столкновений со встречными БВС без предварительного информирования о координатах и параметрах встречного сближения. Ждем следующего года.