Найти в Дзене
Leader-ID

В Югре конкурсом проверили доставку грузов беспилотниками в трудных условиях

Оглавление

В конце ноября 2025 г. мы узнали итоги Up Great «Аэрологистика 2.0». Его цель — создать эффективные технологические решения для грузовой беспилотной авиации. Победители представили БПЛА, который лучше всех справился с задачей доставки грузов в сложных погодных условиях приарктических территорий.

Задачей участников было показать, как интегрировать новые технологии с существующей системой доставки, обеспечить надежность и безопасность таких перевозок, а также предложить стандарты для беспилотной логистики на будущее.

Призовой фонд конкурса составляет 270 миллионов рублей, и пройдет он в пять ежегодных этапов — организаторы назвали их «конкурсы отдельных заданий». Итоги финального конкурса объявят в конце 2028 года. Каждый из этапов принимает свой технологический вызов и, соответственно, имеет свое специальное полетное задание.

В ноябре в ХМАО (Югре) прошел финал первого этапа — «Конкурс отдельных заданий № 1». На него подала заявки 21 компания, итоговую квалификацию и допуск в финал прошли четыре: «Комплексные системы», «Лаборатория будущего», «Клеверкоптер» и «Радар ммс».

Югру для соревнований выбрали не случайно: там обширные и труднодоступные территории, низкая плотность населения, суровый климат и при этом крайне высокая потребность в авиационной доставке грузов, особенно в места, где другие виды транспорта невозможно использовать по природным условиям.

«Аэрологистика 2.0»: ключевые параметры конкурса

Это соревнование создателей летающих беспилотников — продолжение масштабного проекта НТИ «Аэрологистика». Его цель — перейти от лабораторных испытаний к полевым проверкам беспилотных систем, адаптированных к реальным условиям эксплуатации.

Посмотрите видео о конкурсе «Аэрологистика 2.0» и погрузитесь в мир беспилотной логистики. Вы увидите, как участники техконкурса создают современные БПЛА, способные безопасно и бесперебойно перевозить грузы между локациями в труднейших условиях приарктической тайги и тундры.

Организаторы и участники рассказали о технологических вызовах конкурса и своих технических решениях. Здесь вы найдете впечатляющие кадры природы Югры с высоты полета дронов, сами летательные аппараты в действии и встречи с их создателями.

«Полеты перемещаются с тестовых аэродромов на реальные маршруты России, включая приполярные регионы, где грузоперевозки станут экономически целесообразными, а конкурс позволит проверить жизнеспособность новых технологических решений в действии», — объяснил значение конкурса управляющий директор Центра развития системы технологических конкурсов Фонда НТИ Юрий Молодых.

Организаторы также поставили цель интегрировать экспериментальные технологии БАС с существующим рынком логистики и сформировать требования для стандартизации беспилотной доставки в едином воздушном пространстве.

Команды конкурса прорабатывают пилотное задание перед отправкой на территорию полетов
Команды конкурса прорабатывают пилотное задание перед отправкой на территорию полетов

Технологический барьер, который нужно преодолеть участникам конкурса, звучал следующим образом: разработать комплексное техническое решение на основе беспилотной авиационной системы (БАС), обеспечивающее бесперебойное и безопасное выполнение задач интенсивной перевозки грузов одновременно несколькими разнотипными БВС в сценариях существующего рынка коммерческой логистики.

Проще говоря: предложить рынку варианты перевозки грузов для заказчиков, получателей, экспедиторов и других участников перевозок. Важное условие — использовать разные виды беспилотников: квадрокоптеры, БПЛА вертолетного типа и т. д.

Обязательным условием конкурса было не просто доставить груз, а проработать экстремальные ситуации, когда ломается спутниковая навигация, выясняется, что появились незапланированные ранее запреты или ограничения на полеты на отдельных участках маршрута.

В этих случаях дрон должен был сам:

  • корректировать маршрут;
  • обходить закрытые зоны;
  • садиться на назначенные в моменте площадки;
  • избегать внезапных препятствий;
  • оставаться в границах коридора, за нарушение которых начисляли штрафы.

Еще одно условие для участников: предложить такие системы БПЛА, которые можно эксплуатировать с минимальным участием дорогостоящего квалифицированного персонала в обслуживании логистических операций.

Аппараты должны были перевозить грузы весом от 3 до 60 кг, номенклатура грузов: продовольствие, техника, оборудование и товары первой необходимости.

Победил «Радар ммс»

БПЛА вертолетного типа, который создала компания «Радар ммс», выиграл конкурс «Аэрологистика 2.0» в ХМАО
БПЛА вертолетного типа, который создала компания «Радар ммс», выиграл конкурс «Аэрологистика 2.0» в ХМАО

Четыре команды, прошедшие квалификационный отбор, работали на двух маршрутах в Ханты-Мансийском и Октябрьском районах. Маршруты полетов — вдоль рек Обь и Иртыш, протяженностью от 15 до 50 км.

В ходе испытаний проверяли:

  • сколько груза может нести дрон;
  • как он ведет себя при разной погоде;
  • насколько точно следует маршруту;
  • насколько безопасен в работе;
  • выгоден ли в использовании.
В течение двух конкурсных дней по шесть часов ежедневно беспилотники перевозили грузы на двух типах маршрутов — муниципальном (в границах поселений) и промышленном (между складами, предприятиями и другими нежилыми объектами).

В итоге единственным участником, выполнившим все условия конкурса, стала санкт-петербургская компания «Радар ммс». Для перевозок они использовали беспилотную систему вертолетного типа ВТ-440м. Команда получила 35 млн рублей на дальнейшее развитие своей технологии.

Что ждет участников конкурса «Аэрологистика 2.0» в 2026 году

В следующем году инженеры и пилоты будут соревноваться в создании максимально точных систем грузовых БПЛА, которые смогут доставлять товары по реальным маршрутам, включая сложные географические и климатические условия.

Беспилотники должны будут сами корректировать маршрут, чтобы обходить закрытые зоны, приземляться точно на указанные площадки или, при необходимости, на резервные с помощью камер и датчиков.

Более того, БПЛА сами, в автоматическом режиме, должны будет получать и выполнять дистанционные разрешения на полеты над охраняемыми территориями, а также безопасно избегать столкновений с другими дронами в воздухе.

Одно из самых интересных условий следующего года, которое приоткрывает для нас будущее единое полетное пространство: дроны будут самостоятельно уклоняться от столкновений со встречными БВС без предварительного информирования о координатах и параметрах встречного сближения. Ждем следующего года.