Найти в Дзене
TacticMedia

Мирослав Морозов. Тактический катерный прицел Остехбюро

В свое время Мирослав Эдуардович Морозов в своем блоге "Вконтакте" высказывал мнение об Остехбюро как о конторе, больше заботившейся об освоении государственных средств, чем об обеспечении Красной армии и флота современным по меркам 20-х и 30-х годов ХХ века наукоемким оружием. В процессе написания книги о торпедных катерах в его руки попал один небольшой материал, которым автор хотел бы поделиться с читателями. Простейшее решение задачи прицеливания катеров для стрельбы торпедами обеспечивалось специальными катерными прицелами. До 1932 г. на торпедных катерах устанавливался визир капитана 1 ранга Плансона, состоящий из визирной линейки и транспортира. В то же время нельзя не упомянуть о попытке ОТБ разработать для торпедных катеров специальный тактический прицел с гироуказателем. В литературе информация о таком устройстве отсутствует, в архиве РГА ВМФ удалось найти лишь отрывочную информацию по данному вопросу, которую я попытался обобщить в предлагаемой статье. Катерный прицел
Как

В свое время Мирослав Эдуардович Морозов в своем блоге "Вконтакте" высказывал мнение об Остехбюро как о конторе, больше заботившейся об освоении государственных средств, чем об обеспечении Красной армии и флота современным по меркам 20-х и 30-х годов ХХ века наукоемким оружием. В процессе написания книги о торпедных катерах в его руки попал один небольшой материал, которым автор хотел бы поделиться с читателями.

Простейшее решение задачи прицеливания катеров для стрельбы торпедами обеспечивалось специальными катерными прицелами. До 1932 г. на торпедных катерах устанавливался визир капитана 1 ранга Плансона, состоящий из визирной линейки и транспортира. В то же время нельзя не упомянуть о попытке ОТБ разработать для торпедных катеров специальный тактический прицел с гироуказателем. В литературе информация о таком устройстве отсутствует, в архиве РГА ВМФ удалось найти лишь отрывочную информацию по данному вопросу, которую я попытался обобщить в предлагаемой статье.

Катерный прицел
Катерный прицел

Как и многие другие работы Остехбюро середины – конца 20-х годов ХХ века прицел, по-видимому, изначально разрабатывался бюро в инициативном порядке. В качестве его автора указан Добротворский – вероятно, Юрий Алексеевич Добротворский (1890 – 1959) – известный отечественный специалист в области торпедного оружия, который после длительной службы на флоте с 1925 г. перешел на работу в ОТБ. Так или иначе, но в своем проекте ему не удалось избежать свойственной проектам ОТБ гигантомании, пусть и в масштабе небольшого катера. Точного описания тактического катерного прицела обнаружить не удалось, но известно, что он представлял собой оптическую систему с двумя визирами-диоптрами, линейками и ручкой установки скоростей цели. Все это позволяет предположить, что в ее основе был простой механический вычислитель, позволявший рассчитать боевой курс катера в зависимости от взаимного положения с целью и избранной командиром скорости. Однако, ОТБ не было бы ОТБ, если к такой простой системе не добавило бы сложное устройство. Им являлся гироуказатель, при помощи которого катер мог бы точно идти боевым курсом, невзирая на качку и вибрацию. При этом прибор должен был работать не от питания, вырабатываемого генераторами двигателей и не от аккумуляторной батареи, а от пневмосистемы с двумя баллонами. В результате получилась установка весом почти 124 кг, в которой сам прицел весил лишь 13 кг.

Первое обнаруженное упоминание о прицеле на катерах датируется 16 апреля 1929 г. В служебном письме председатель ППК А.К. Векман резко критиковал своих подчиненных, которые без его санкции приняли участие в обсуждении вопроса размещения прицела на испытывавшемся на Черном море катере зав. №4/15.

Торпедный катер №24 (заводской №4/15) типа «Туполев» (Ш-4) на приемных испытаниях на Черном море, весна 1929 г.
Торпедный катер №24 (заводской №4/15) типа «Туполев» (Ш-4) на приемных испытаниях на Черном море, весна 1929 г.

Сам Векман, видимо, уже знакомый с конструкцией изделия, высказался категорически против его установки, поскольку им нельзя будет пользоваться:

«а) из-за тряски на волне нельзя будет делать установки;б) плохо будут видны деления, ночью и совсем не видны;в) слишком сложна конструкция для минимального времени, имеемого в распоряжении командира во время атаки;г) никакой командир практически не выпустит управление катером из своих рук во время атаки, т.к. ошибка в управлении приведет к непоправимым последствиям. Давать же приказания рулевому будет невозможно из-за шума».

К этому нужно добавить несколько важных деталей, не упомянутых председателем ППК. Во-первых, на катерах конструкции ЦАГИ не было должности рулевого и фактически его обязанности постоянно исполнял командир.

Читать полностью >>>

Катера
7974 интересуются