Представьте, вы провели два часа в напряжённом ожидании, всей душой болели за героев, прошли с ними через огонь и воду и вот наступает кульминация. Финал. Тот самый момент, ради которого, казалось, всё и затевалось. Но вместо катарсиса, вместо ответов на вопросы и чувства завершённости вас накрывает волна разочарования, а то и откровенного недоумения. Знакомое чувство?
Кинематограф полнится историями, где блестящий замысел и многообещающее развитие разбиваются в дребезги о провальную, слабую или просто нелепую концовку. Она способна перечеркнуть все достоинства фильма и оставить тягостный осадок на долгие годы.
Довод
2020
Кристофер Нолан - мастер умного блокбастера, виртуоз, заставляющий зрителя не просто смотреть, а напряжённо мыслить. Однако в «Доводе» его фирменный приём - сложная, нелинейная игра со временем - достиг, кажется, критической массы. Фильм больше напоминает изощрённый философско-физический трактат, обёрнутый в фантик шпионского триллера.
В чём провал? Суть финала в осознании Протагонистом того, что он является архитектором всей этой временной петли, основателем организации «Тенет». Но это озарение тонет в хаосе одновременно происходящих событий, в грохочущей музыке, заглушающей ключевые диалоги, и в нагромождении правил «инверсии».
Зритель, пытающийся следить за сражением «красных» и «синих» в нормальном и обратном времени, к финалу уже настолько измотан, что просто сдаётся. Вместо «Ах, вот как всё было связано!» остаётся лишь вопрос: «А что, собственно, только что произошло?». Нолан, всегда балансировавший на грани между сложным и доступным, здесь эту грань перешёл, оставив за собой не восхищённую, а озадаченную и уставшую публику.
Я - легенда
2007
История доктора Роберта Невилла - это не просто рассказ о выживании в мире мутантов-«темных». В основе оригинального романа Ричарда Мэтисона лежит куда более глубокая и горькая идея: осознание героем того, что в изменившемся мире легендой и монстром является он сам. Для новых обитателей планеты он - ночной кошмар, похищающий их сородичей. Эта ирония и трагизм суть произведения.
Первоначально фильм следовал этой логике. Была снята концовка, где Невил, увидев на столе лаборатории бабочку - татуировку лидера мутантов, понимает, что его эксперименты над «подопытными» были пыткой над разумными существами. Он в ужасе возвращает похищенную девушку-мутанта и отпускает пойманного лидера. Финал был мрачным, многогранным и по-настоящему сильным. Однако тестовая аудитория, жаждавшая традиционного героического хэппи-энда, её отвергла.
И что мы получили? Безликий финал с самопожертвованием и спасением человечества. Невил становится легендой в упрощённом, плакатном смысле - как спаситель. Горькая поэзия оригинала сменилась голливудской патетикой. Ирония судьбы в том, что позже оригинальный финал был признан каноническим и даже повлиял на разработку сиквела. Но первый впечатляющий шанс был упущен.
Знаки
2002
М. Найт Шьямалан построил карьеру на неожиданных поворотах. В «Знаках» он создал почти идеальную атмосферу нарастающего паралича и страха перед неизвестным. Мы, как и семья фермера Хесса, видим лишь знаки, тени, отражения. Наше воображение дорисовывает самые ужасные картины. Фильм мастерски играет на этом, достигая пика напряжения в сцене запертой в подвале семьи и инопланетянина за дверью.
И вся эта гениально выстроенная атмосфера рушится в последние пять минут. Уязвимость пришельцев оказывается… водой. Да-да, обычной земной H2O. Они прилетели на планету, на 70% состоящую из смертельной для них жидкости, в атмосфере которой содержится влага. Это всё равно что отправиться на Солнце, боясь тепла. Этот поворот настолько нелеп, что даже персонаж в фильме (мальчик Морган) прямо говорит об этом: «Это звучит выдумано».
Более того, спасение приходит благодаря абсурдной привычке бывшей жены главного героя расставлять повсюду полувыпитые стаканы воды. Такое ощущение, что Шьямалан, выстроив блестящий саспенс, в панике не знал, как его разрешить, и выбрал первый пришедший в голову, самый инфантильный вариант. Вместо финального аккорда прозвучала фальшивая нота.
Тёмный рыцарь: Возрождение легенды
2012
Трилогия Нолана о Бэтмене отличалась невероятным для комикс-экранизаций реализмом и драматизмом. Брюс Уэйн - не просто супергерой, а травмированный человек, несущий на своих плечах тяжесть выбора и жертвы. Его путь - это путь искупления.
Финал «Возрождения легенды» подводил черту под этой историей. Казалось бы, идеальный финал: герой, ценой своей жизни спасающий Готэм, завершая свою миссию. Горько, трагично, но достойно и логично.
Однако Нолан и его соавторы решили иначе. Брюс Уэйн не только выживает после взрыва (что само по себе требует серьёзной веры в чудеса, учитывая отсутствие внятного объяснения), но и обретает идиллическую жизнь в Европе с Селиной Кайл. Для персонажа, чья сущность была неразрывно связана с Готэмом, чья личность растворилась в маске Бэтмена, такой «долго и счастливо» выглядит чужеродно.
Это решение разделило фанатов. С одной стороны, красивая метафора о том, что герой заслужил покой. С другой, ощущение, что персонажу подарили несвойственную ему судьбу. Завершение его истории в кафе за чашкой кофе кажется слишком простым, почти предательством по отношению к той мрачной, эпической саге, что разворачивалась до этого. К тому же, моментальная передача мантии Робину Блэйку выглядела скорее символическим жестом, чем логичным развитием событий.
Искусственный разум
2001
Этот фильм уникальный и несколько болезненный гибрид двух гениев. Идея, долго вынашиваемая Стэнли Кубриком, после его смерти попала в руки Стивена Спилберга. И если Кубрик, вероятно, сделал бы акцент на философской стороне вопроса - что есть любовь, сознание, человечность в мире машин, то Спилберг добавил в историю про робота-мальчика Дэвида огромную дозу сентиментальности.
Именно финал стал точкой раскола. После эпического путешествия и тысячелетнего ожидания под водой Дэвид получает один-единственный, идеально воссозданный день со своей «мамой». А затем она засыпает, а он остаётся один навсегда. Для многих этот финал показался невыносимо слащавым и мелодраматичным. Волшебные «супер-меха» из будущего, выполняющие желания, выглядели как Deus ex Machina, призванная смягчить изначально жёсткую концепцию.
Ощущение двойственности не покидает. Это слишком сентиментально для антиутопии Кубрика, но слишком жестоко и мрачно для классической сказки Спилберга. Фильм разрывается между двумя полюсами, и финал не примиряет их, а лишь подчёркивает этот разрыв. Блестящая операторская работа, игра юного Хейли Джоэла Осмента и глубина темы - всё это есть, но послевкусие остаётся странным, неоднозначным и немного неудовлетворённым.
Почему плохой финал ранит сильнее, чем просто плохой фильм? Потому что это предательство ожиданий, крах построенного вами за два часа эмоционального моста.