Найти в Дзене
All That Jazz

Шаман джаза: как Кахил Эль-Забар превратил традиции в современность

В Чикаго, ещё мальчишкой, он чистил снег у дома своей соседки, королевы госпела и спиричуэлс Махалии Джексон. На коньках катался вместе с дочерью Нэта Кинга Коула, будущей джазовой и эстрадной певицей Натали Коул. Тусовался вместе с Кёртисом Мэйфилдом - будущим великим фанк и соул музыкантом. Ходил в баптистскую церковь, где его музыкальным учителем был известный пианист и композитор Рэмси Льюис. А басистом в его первой группе был бойфренд ещё одной знаменитой уроженки Чикаго Чаки Хан. Кахил Эль-Забар родился в Чикаго в 1953 году и в окружении таких соседей и друзей неудивительно, что интерес к музыке перебил старания его матери, владевшей салоном по пошиву свадебных платьев, сделать из него портного: "Я, честно говоря, ненавидел это. Но потом пришлось уйти из дома и попытаться заработать на жизнь музыкой… ну, мы все знаем, каково это. Так что шитьё одежды стало для меня способом заработать деньги, когда я не зарабатывал музыкой". Это умение пригодилось Кахилу Эль-Забару и после - о

В Чикаго, ещё мальчишкой, он чистил снег у дома своей соседки, королевы госпела и спиричуэлс Махалии Джексон. На коньках катался вместе с дочерью Нэта Кинга Коула, будущей джазовой и эстрадной певицей Натали Коул. Тусовался вместе с Кёртисом Мэйфилдом - будущим великим фанк и соул музыкантом. Ходил в баптистскую церковь, где его музыкальным учителем был известный пианист и композитор Рэмси Льюис. А басистом в его первой группе был бойфренд ещё одной знаменитой уроженки Чикаго Чаки Хан.

Кахил Эль-Забар родился в Чикаго в 1953 году и в окружении таких соседей и друзей неудивительно, что интерес к музыке перебил старания его матери, владевшей салоном по пошиву свадебных платьев, сделать из него портного: "Я, честно говоря, ненавидел это. Но потом пришлось уйти из дома и попытаться заработать на жизнь музыкой… ну, мы все знаем, каково это. Так что шитьё одежды стало для меня способом заработать деньги, когда я не зарабатывал музыкой". Это умение пригодилось Кахилу Эль-Забару и после - он шьёт многое из одежды себе и музыкантам его самых знаменитых коллективов Ethnic Heritage Ensemble и Ritual Trio: "У меня есть друзья, которым за 70, и они смотрят на меня и говорят: "Зачем ты надел эту дурацкую одежду?" Ну и что - в 69-м мы носили кроссовки и брюки цвета хаки. Но сейчас 2023-й, и то, что я пенсионер, не значит, что я не могу быть современным".

Вот это желание быть современным и оставаться верным традициям и есть основополагающая черта Кахила Эль-Забара, одного из самых интересных авангардных и фри-джазовых перкуссионистов, который усердно стирает границы между традиционным джазом, африканской музыкой, духовной музыкой и психоделикой. Известный прежде всего как барабанщик и перкуссионист, Эль-Забар также является мультиинструменталистом, вокалистом, руководителем оркестра, певцом, композитором, дирижёром, куратором искусств и педагогом. Его новаторское звучание, иногда называемое "духовным грувом" или "психоделическим афроцентрично-полиритмичным джазом", сочетающее в себе африканские инструментальные и музыкальные традиции с авангардом и духовным джазом, оказало значительное влияние на многих музыкантов со всего мира, экспериментирующих с миксом традиционной и современной музыки.

Кахил Эль-Забар вспоминал, как ему было однажды видение о создании Ethnic Heritage Ensemble: "Мне приснился сон, в котором я увидел огромную морду слона, прямо перед собой. Уши стали двумя тенор-саксофонистами, стоящими спина к спине, а я появился между ними, как будто мой барабан был хоботом слона посередине. Это было впечатляющее видение, которое дало мне сигнал, что два саксофона и барабан могут быть довольно мощной комбинацией. Мы стали как слон: ничто не встанет на нашем пути к тому, куда нам нужно было попасть!"

Вот несколько альбомов, которые помогут услышать то, что Эль-Забар пытается донести своим творчеством:

Kahil El'Zabar's Ritual Trio - Big Cliff (https://album.link/s/0VLQhxqqTGmncCDeW2CV4S) (1994) - хоть альбом и посвящён покойному отцу Эль-Забара музыка на нём полна драйва и оптимизма - к трио присоединился скрипач Билли Бэнг и это придало особый оттенок фри-джазовым композициям.

Ethnic Heritage Ensemble - Be Known Ancient/Future/Music (https://album.link/s/5OxAPr8keSQ9zwzQ6IKty1) (2019) - на этом альбоме Кахил Эль-Забар поёт и играет на фортепиано, ударных и перкуссии. Гипнотические ритмы, гудение баритон-саксофона, духовные песнопения и таинственная виолончель - афро-футуристический джаз в лучшем своём проявлении.

А в этом году вышли ещё два интересных альбома: Golden Duo in Shenzhen (https://album.link/s/6KvhaWYSzNTdQ5e23k2Z1z) - дуэт со своим старым другом, великолепным саксофонистом Дэвидом Мюрреем, записанный на джазовом фестивале в Шеньжене - феерия импровизации и фри-джаза самого высокого уровня перед беснующейся толпой; и ещё одна лайв запись вместе с Ethnic Heritage Ensemble - Lets The Spirit Out (https://album.link/s/5CQbz4i1gXYsXKS03VKqGX) - джазовый шаман Эль-Забар сотоварищи сыграли в клубе свои новые произведения и переработки стандартов Summertime, Caravan и Footprints в импровизационном ключе: "Мы, люди духа, поднимемся к более высокому сознанию за пределами этих тёмных времён, создавая телепатические связи, основанные на могучей Любви. Прыгайте и кричите, выпустите Дух наружу!"