Нас всех заменят роботы. Или не заменят, потому что на самом деле сфера AI — это мыльный пузырь, который вот-вот лопнет, как это случилось во время краха доткомов. Или все будет относительно стабильно: ИИ бесшовно встроится в нашу жизнь, создав новые сферы занятости и скорректировав старые. Или?..
Вариантов слишком много. Все это порождает неопределенность, которая пугает наш мозг. Чем активно пользуются СМИ. Они собирают трафик на ажиотажной теме нейросетей, тиражируя резонансные, но не всегда объективные мнения.
Чат-боты, AI-агенты, появление AGI — как ориентироваться в потоке тихих революций, которые, судя по заголовкам различных медиа, происходят уже чуть ли не каждый месяц? Что делать, во что инвестировать свое время и ресурсы?
Поскольку взвешенную информацию найти все тяжелее, мы решили дать слово тем, кто ежедневно развивает и профессионально изучает ИИ: ученым, инженерам, CEO флагманских компаний-разработчиков. И в преддверии Нового года представляем вам компиляцию их прогнозов на будущее.
Сэм Альтман: размытый, но уверенный взгляд в будущее
Альтман — генеральный директор OpenAI, компании-разработчика ChatGPT. Появление именно этого чат-бота в конце 2022 года запустило гонку вооружений на рынке нейросетей и дало возможность широкой публике сделать современный ИИ частью повседневной жизни: как личной, так и рабочей.
Понятно, почему мнение Альтмана считается авторитетным. Однако глава OpenAI в своих прогнозах не стремится к конкретике: из его уст звучат скорее общие фразы о грядущем мироустройстве. Плюс Альтман — лицо заинтересованное, поэтому к его рассуждениям о будущем ИИ нужно относиться со скепсисом.
Тем не менее вот несколько его высказываний о том, что нас ждет:
→ «Модели ИИ вскоре станут автономными личными помощниками, которые будут выполнять определенные задачи от нашего имени, например, координировать оказание медицинской помощи».
→ «Однажды у каждого человека появится личная команда ИИ, состоящая из виртуальных экспертов в разных областях, которые будут работать вместе, чтобы создать практически все, что мы только можем себе представить».
→ «Мир не изменится в одночасье, он никогда не меняется. Но будущее наступит так, что его невозможно будет игнорировать, а долгосрочные изменения в нашем обществе и экономике будут колоссальными. Мы найдем новые занятия, новые способы быть полезными друг другу и новые способы конкурировать. Но они могут быть не очень похожи на работу, которую мы делаем сегодня».
Кроме того, по мнению Альтмана, появление компаний, чьи бизнес-процессы будут полностью контролироваться ИИ, также предрешено. Главное препятствие на пути к такому будущему — лишь нежелание людей больше доверять AI-системе, чем человеку.
Андрей Себрант: когда ждать прорыва от ИИ, кризис на рынке труда и навыки будущего
Себрант — в прошлом ученый и один из пионеров российского сегмента интернета, который сегодня занимает должность директора по стратегическому маркетингу в Яндексе. Он не просто видел со стороны, но принимал и продолжает принимать активное участие в развитии технологий в нашей стране. В том числе — в сфере AI.
Ниже приводим несколько его высказываний из интервью журналу Яндекс Образования «8БИТ» и YouTube-каналу «Кирилл Фомин подкаст»
→ О том, насколько прорывной технологией является ИИ:
«Давайте представим, что я вышел из стен родного МФТИ в 1977 году и перенесся в современную Москву… Сколько времени нужно человеку полувековой давности, чтобы освоить современные технологии? За день справится. Мы многое передовое уже проходили: станки с ЧПУ, 3D-принтеры, смартфоны, теперь вот ИИ. Прорыв редко бывает в одном, и ИИ не станет таким прорывом».
→ О том, когда ждать реальных изменений:
«Вы можете делегировать алгоритму то, что можете делегировать другому человеку. Скорее всего, пока немногое. Но это, безусловно, изменится. Когда лидерами станут люди, которые с ИИ разговаривали чаще, чем с мамой или папой, уровень делегирования значительно вырастет».
→ О том, чего ждать от ИИ-сотрудников в сфере IT:
«Пока ИИ-сотрудники — это возможность резко повысить свою производительность. Речь идет не об увольнениях, а о замедленном росте: мы можем не нанимать на следующий год еще 10 новых человек, потому что у нас уже есть 10 ребят, которые так хорошо овладели ИИ, что работают за двоих… Но в общем-то мы идем к тому, что у нас через несколько лет будут стартапы-единороги, в которых из людей работает только один фаундер».
→ О том, на кого учиться, чтобы войти в будущее:
«Я скажу так: важно учиться учиться. Это самый важный навык в современном мире, это настоящая гибкость. Влюбиться в перемены, научиться парить на них, превращать непонятное в свою суперсилу — это путь к долгой, интересной и успешной жизни».
Питер Тиль: ИИ как выход из технической стагнации и способ обретения бессмертия
Тиль — фигура менее известная широкой публике, нежели Маск или Альтман. Но точно не уступающая bv в плане влияния на технологическую сферу, политику и наше будущее. В прошлом один из основателей PayPal, сегодня он числится в списке самых известных венчурных инвесторов и, конечно, богатейших людей мира.
При этом Тиль еще и дипломированный философ. Поэтому его взгляды — это синтез технического и гуманитарного знания, который определяет, во что инвестор будет вкладывать свои миллиарды и куда за ним последуют его коллеги по Кремниевой долине. А вместе с ними — и большая часть человечества.
Вот что Питер Тиль говорит о настоящем и будущем искусственного интеллекта, а также человечества как биологического вида:
→ «Мы живем в мире, который довольно сильно стагнирует. У людей закончились идеи. Думаю, в какой-то степени институты деградировали. Сегодня, если бы существовал аналог Эйнштейна и он написал письмо в Белый дом, оно бы затерялось в почтовом ящике. А Манхэттенский проект немыслим».
→ «Насколько масштабным является ИИ? Я бы предположил, что его развитие примерно соответствует масштабам интернета конца 90-х. Не уверен, что этого достаточно, чтобы действительно положить конец стагнации. Я хотел бы, чтобы прогресс был более многомерным: чтобы мы отправились на Марс, чтобы у нас были лекарства от деменции. Но если все, что у нас есть, — это искусственный интеллект, я его приму. Хотя, конечно, эта технология таит в себе опасности… Мы не задумываемся о том, что ИИ означает для геополитики. Мы не задумываемся о том, что он означает для макроэкономики. Именно на такие вопросы я бы хотел, чтобы мы обращали больше внимания».
→ «Ряд людей, глубоко вовлеченных в разработку искусственного интеллекта, видят в нем механизм трансгуманизма — преодоления нашей смертной плоти — и либо создания нового вида, либо слияния разума и машины. Для меня идеалом была бы радикальная трансформация, когда ваше человеческое, естественное тело превращается в бессмертное».
Сергей Рыжиков: ИИ в бизнесе и гуманоидные роботы в офисе
В рамках релиза Битрикс24 «Космос» было анонсировано дальнейшее развитие на платформе возможностей AI. Это и уже привычные чат-боты, и недавно появившиеся ИИ-агенты, и множество других функций.
Генеральный директор компании, Сергей Рыжиков, в своих выступлениях часто касается темы ИИ. Причем не только в разрезе Битрикс24, но и в рамках более широкого разговора о влиянии AI-технологий на нашу жизнь.
Ниже приводим прогнозы Сергея, которые он давал в интервью журналу Forbes, подкасту БФУ «#ВТЕМЕ» и каналу «Безвотэтоговотвсего».
→ О грядущих прорывах в сфере ИИ:
«Самые важные, драматичные изменения уже произошли. Уровень технологий позволяет сегодня, например, машине ездить без пилота. Огромное количество людей, задействованных в этой отрасли, останутся без работы. Но этот процесс растянут во времени… Кроме того, уже меняется сама структура думания: у вас всегда под рукой суперэксперт, с которым вы советуетесь для размышления. Для себя мы это формулируем так: вас заменит не ИИ, вас заменят люди, которые пользуются ИИ».
→ О влиянии ИИ на бизнес:
«Революция не просто началась: сегодня идет перепридумывание продуктов с использованием AI. Теперь предыдущие категории, без возможностей ИИ, воспринимаются как какие-то недопродукты».
→ О роботах виртуальных и физических:
«Мы работаем над тем, чтобы запустить у себя направление по интеграции гуманоидных роботов, физических, внутрь офисной среды. В нашей долгой стратегии совместная работа происходит между белковыми юнитами и кремниевыми юнитами. Мы рассчитываем на их взаимодействие между собой. Это дальний горизонт, но цепочка роботизации одна: где-то задачи выполняют бестелесные роботы, а где-то они становятся пригодными для нашей среды».
→ О преимуществе людей перед ИИ:
«Все нейронки, которые мы пока создаем, лишены мотива. А у человека всегда есть мотив. Природа решила невероятной сложности задачу: всегда иметь мотив внутри, иметь интерес и жить для чего-то. Этот внутренний вектор пока не подлежит замене. А вот профессии изменятся все. Просто будут люди, которые будут использовать инструмент более эффективно или менее эффективно».
→ Об окупаемости ИИ-технологий:
«Мы вышли на плато стабильного использования технологий. Период колебаний уже позади. Сейчас модели и языки являются частью многих продуктов. Ценность понятна. Правда, пока не очень понятно, как окупать технологию. Клиенты — физические и юридические лица — не всегда готовы платить за ИИ-сервисы. Но это тоже следствие очень высокой конкуренции в этом сегменте. Сейчас многие модели работают в убыток. Никакой окупаемости даже близко не просматривается, потому что все хотят уйти в отрыв и получить преимущество в будущем».
Ян Лекун: тупик LLM, сравнение с кошками и разработка общего ИИ (AGI)
Скорее всего, вы ничего не слышали об этом человеке. Но если бы не он, то, возможно, ИИ в том виде, в котором он существует сегодня, был бы невозможен. Ведь именно вклад Лекуна в развитие сверточных нейронных сетей помог совершить грандиозный скачок в распознавании изображений и компьютерном зрении.
В последние годы ученый исследовал ИИ в компании Meta*. Но эту должность он недавно решил покинуть, чтобы сосредоточиться на развитии собственного стартапа. Цель его проекта — совершить революцию в мире AI-технологий. Кроме того, Лекун активно ведет X (бывший Twitter), где говорит о происходящем в сфере ИИ.
Вот несколько его прогнозов и мнений, которыми он поделился на своей странице в X и в различных интервью:
→ «Мне кажется, что прежде чем “срочно выяснить, как контролировать системы ИИ, которые намного умнее нас”, нам нужно начать дизайнить системы, которые умнее домашней кошки. Такое чувство неотложности свидетельствует о крайне искаженном взгляде на реальность… Потребуются годы, чтобы интеллектуальные системы стали такими же умными, как кошки, и еще больше лет, чтобы они стали такими же умными, как люди, не говоря уже о том, чтобы стать еще умнее (не путайте сверхчеловеческие способности к накоплению и извлечению знаний современных LLM с реальным интеллектом)».
→ «Мы не создадим ИИ с человеческим уровнем мышления, просто масштабируя текущие LLM. Что бы вы там ни слышали от моих коллег, этого точно не случится в ближайшие пару лет. Что у нас, возможно, будет, так это системы, которые обучаются на достаточно больших объемах данных, чтобы дать на основе этой информации точный ответ, из-за чего может даже сложиться впечатление, что рядом с вами сидит доктор философии. Но это не так. Это просто система с огромной памятью, но не система, которая сможет предложить решения для новых проблем, что на самом деле и умеет доктор философии».
→ «Четырехлетний ребенок видит в 50 раз больше информации, чем самые крупные из имеющихся у нас LLM. И этот ребенок гораздо умнее самых больших LLM, которыми мы располагаем. Количество знаний, которые он накопил, конечно же, меньше. Но фактически четырехлетний ребенок получил огромное количество знаний о том, как устроен мир. И это то, чего мы не можем сделать с LLM сегодня. Мы упускаем чувственный опыт, который должен проявиться у будущих моделей».
→ «Я создаю стартап, чтобы продолжить программу исследований в области продвинутого машинного интеллекта. Его цель — совершить следующую крупную революцию в сфере ИИ: создать системы, которые понимают физический мир, обладают устойчивой памятью, умеют рассуждать и планировать сложные последовательности действий».
Илья Cуцкевер: ИИ заберет всю нашу работу
Суцкевер — специалист в области машинного обучения, сооснователь OpenAI и бывший главный научный сотрудник компании. Однако из-за разногласий с Сэмом Альтманом в вопросе безопасного использования ИИ он покинул OpenAI в мае 2024 года. И практически сразу запустил стартап Safe Superintelligence Inc. (SSI), который уже оценивается в $32 млрд.
Недавнее выступление Суцкевера в Университете Торонто, а также его разговор с Дваркешем Пателем во многом касались будущего AI-технологий — приводим несколько цитат оттуда:
→ «Настоящая проблема с ИИ в том, что он действительно беспрецедентен и в будущем он будет сильно отличаться от того, каким является сегодня. Ему еще многое нужно доработать, но он вызывает восторг. Медленно, но верно — а может, и не так медленно — ИИ будет становиться все лучше. И наступит день, когда ИИ будет делать все, что можем мы. Не только некоторые вещи, а вообще все. Поэтому вы можете начать задаваться вопросом: что будет, когда компьютеры смогут выполнять всю нашу работу? Это действительно серьезные, драматические вопросы. И в некотором смысле, нравится вам это или нет, ваша жизнь в значительной степени будет зависеть от ИИ, поэтому главное — это следить за ним, уделять ему внимание и генерировать энергию для решения проблем, которые возникнут».
→ «В плане работы с AI разработчики вернулись в эпоху исследований. Она уже наблюдалась с 2012 по 2020 год. Потом, с 2020 по 2025 год, это была эпоха масштабирования решений. И теперь масштаб огромен. Но есть ли убеждение, что если увеличить масштаб всего в сто раз, что-то изменится? Не думаю, что это так. Поэтому мы снова возвращаемся в эпоху исследований, только уже с большими компьютерами».
→ «Я утверждаю, что в конечном итоге произойдет конвергенция стратегий. Это должно быть что-то вроде: вам нужно найти способ общаться друг с другом, и вы хотите, чтобы ваш первый настоящий сверхразумный ИИ каким-то образом заботился о людях, был демократичным. Именно к этому состоянию должен стремиться каждый. Посмотрим. Думаю, что мир действительно изменится по мере того, как ИИ станет мощнее. Система, которая может обучаться так же хорошо, как человек, и впоследствии стать сверхчеловеком, появится где-то через 5-20 лет».
Демис Хассабис: сильный ИИ к 2030 году — это вызов для ведущих философов и экономистов
Хассабис — один из самых влиятельных деятелей в истории современного искусственного интеллекта. Он — сооснователь и CEO принадлежащей Google компании DeepMind. Среди ее продуктов, например, есть программа AlphaFold, которая помогла Хассабису получить Нобелевскую премию по химии в 2024 году.
В недавнем интервью Лексу Фридману он высказал несколько важных тезисов о том, что нас ждет в будущем:
→ «Выбор правильного вопроса и построение правильной гипотезы — самая сложная часть науки. На это нынешние AI-системы определенно не способны. Я часто говорю, что труднее придумать гипотезу, чем решить ее. В ближайшее время у нас могут появиться системы, способные решать довольно сложные гипотезы. Но могла бы система придумать гипотезу, достойную изучения? Это гораздо более сложный тип творчества. Мы не знаем, каким был бы этот механизм. Что требуется для такого вдохновения, как у Эйнштейна, когда он придумал специальную теорию относительности, а затем и общую теорию относительности?»
→ «Сейчас мы снова вступаем в такой период, когда все сильно меняется. Я думаю, появятся новые профессии, которых мы пока даже не можем себе представить. У кого-то окажутся нужные навыки, чтобы оседлать волну. Но, возможно, многим придется переучиваться. Пожалуй, самое сложное сейчас — что влияние будет в 10 раз масштабнее, чем у промышленной революции, и в 10 раз быстрее. То есть вместо ста лет — 10. А в сумме эффект будет в 100 раз мощнее. Это серьезный вызов для общества, и надо уже сейчас об этом говорить. Я призываю ведущих экономистов и философов начать обдумывать, как все это повлияет на общество и что с этим делать».
→ «Сильный ИИ с вероятностью 50% появится в следующие 5 лет, то есть к 2030 году. Но отчасти это вопрос определения сильного ИИ. Моя планка довольно высока: сможем ли этот ИИ соответствовать когнитивным функциям, которые есть у мозга? Я думаю, нужно своего рода общее тестирование, чтобы убедиться в постоянстве результата. Но стремиться нужно к таким моментам, как выдвижение новой гипотезы по физике, как это сделал Эйнштейн. Возможно, получится даже провести очень строгий обратный тест: поставить ограничение на 1900 год, дать системе все, что было написано до этого года, и посмотреть, сможет ли она придумать специальную или общую теорию относительности, как это сделал Эйнштейн. Для меня это был бы признак, что перед нами система уровня сильного ИИ».
Итог
В статье мы собрали мнения семи экспертов, которые ежедневно формируют настоящее и будущее искусственного интеллекта. Их взгляды не во всем идентичны, но в них хорошо просматриваются и общие линии. Прежде всего — в вопросе о будущем работы.
Кто-то из героев говорит об этом прямо, кто-то выбирает более осторожные формулировки. Но в целом они едины во мнении, что рынок труда в ближайшем будущем претерпит колоссальные изменения.
Касается это не только линейного персонала, но и управленческих позиций. Очень вероятно, что в обозримом будущем сама концепция работы в привычном для нас виде просто перестанет существовать. Что будет вместо этого?
Ответов пока нет. Как и понимания, ждет ли нас светлое или темное будущее. У человечества нет готового сценария для перехода в новую эпоху: с такими вызовами, как сегодня, мы еще не сталкивались.
Но многое все же зависит от нас. От нашей готовности учиться новому, переизобретать себя и принимать решения в условиях растущей неопределенности. Будущее ИИ — не только про машины. А прежде всего про людей и поиск реального смысла нашей жизни.
*Признана экстремистской и запрещена на территории РФ