Последние собрания декабристов, готовящих восстание, проходят на квартире К.Ф.Рылеева. И вот тут, наверное, нужно отступить на несколько лет назад и сказать хоть немного о самом поэте-декабристе.
Написано о нём немало, в том числе и явной чепухи (имею в виду дуэль с Пушкиным). Сказалось и на публикациях о нём стремление «опускать» то, чем прежде восхищались. Я не принадлежу к числу ярых почитателей его ни как поэта, ни как литературного деятеля, но всё же считаю необходимым остановиться на его личности. Тем более что известен и такой факт: С.А.Соболевский, рассказывая, как он утверждал, со слов Пушкина о его намерении приехать в Петербург в канун восстания, указывал: «Он положил заехать сперва на квартиру к Рылееву, который вёл жизнь не светскую, и от него запастись сведениями». Итак, Пушкин хотел заехать к Рылееву…
Квартира Рылеева давно уже стала местом, где собирались единомышленники.
У них свои бывали сходки,
Они за чашею вина,
Они за рюмкой русской водки
Это дошедшие до нас строки Х главы «Евгения Онегина», где речь идёт о так называемых «русских завтраках».
Набережная Мойки, 72 – современный адрес дома, в котором когда-то размещалась Главное управление Российско-Американской компании, задачей которой было освоение «Русской Америки». Рылеев, с весны 1824 года служивший правителем канцелярии компании, занимал казённую квартиру, расположенную на первом этаже. Квартира Рылеева было большой и удобной, и приходили к нему друзья, для которых он устраивал «русские завтраки», угощая ржаным хлебом, кислой капустой и «очищенным русским вином». Здесь велись жаркие беседы на литературные и политические темы. Дом этот дошёл до наших дней сильно перестроенным. А вот его архивное изображение:
В «Законоположении Союза благоденствия» была поставлена задача для творческого человека: «Он старается изыскать средства, изящным искусствам дать надлежащее направление, состоящее не в изнеживании чувств, но в укреплении, благородствовании и возвышении нравственного существа нашего». И Рылеев эти средства постоянно «изыскивал».
В марте 1825 года им был издан стихотворный сборник, озаглавленный «Думы». Современные словари поэтических терминов характеризуют думу как «жанр лирики, содержащий размышление поэта на патриотическую, историческую, философскую или нравственную темы», и идёт этот жанр, несомненно, от Рылеева.
О так! нет выше ничего
Предназначения Поэта:
Святая правда — долг его;
Предмет — полезным быть для света, - пишет он в думе «Державин».
В предисловии к сборнику Рылеев приводит слова польского писателя Ю.Немцевича: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета». Поэт и стремится выполнять этот завет.
Пушкин при выходе сборника воспринял его критически и писал автору: «Что сказать тебе о думах? во всех встречаются стихи живые… Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (Loci topici). Описание места действия, речь героя и — нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имён». Поэт, конечно, прав: «Думы» (по крайней мере, бо́льшая их часть) сейчас выглядят не слишком естественно, поражают какой-то «напыщенностью» речи… Но, тем не менее, случайно ли «Смерть Ермака» стала народной песней? Да и сам Александр Сергеевич, вынеся суровый приговор, оговорится: «Исключаю "Ивана Сусанина", первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Именно в «Сусанине» прозвучат знаменитые строки:
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Так что роль свою «Думы», несомненно, сыграли. Правда, вскоре они, как и все сочинения Рылеева, были запрещены, хотя именно в «Думах» ничего «противоправительственного» при всём желании найти нельзя – ведь и Сусанин у него скажет: «Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Однако другие сочинения Рылеева имеют и явно бунтарскую окраску. И речь сейчас не только об «Агитационных» песнях, об авторстве которых спорят. Но ведь за год до восстания было написано (простите, но сократить это нельзя):
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
Вот и собираются у Рылеева те, кто не хочет «изнывать кипящею душой под тяжким игом самовластья». И ведутся откровенные разговоры.
Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов,
Казалось
Узлы к узлам
И постепенно сетью тайной
Россия
Строки Пушкина не доработаны, оборваны… А на деле?
Цикл о декабристах здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Навигатор по всему каналу здесь