Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

Как и зачем собирать коллекции

Посмотреть запись лекции «История одной коллекции» можно в видеоархиве «Прямой речи». ➤ Самая важная, пожалуй, вещь в коллекции — это какая-то общая идея, по которой вы можете классифицировать свою коллекцию. Это подразумевает, что коллекция должна быть не просто набором предметов, но и систематическим собранием, объединенным общей темой или принципом. Систематизация позволяет не только классифицировать предметы, но и прослеживать их эволюцию и взаимосвязь. Независимо от периода или темы коллекции, четкая организация коллекции — ключевой момент. ➤ Существуют разные типы коллекционеров. Есть очень богатые люди, заинтересованные в чем-то, они имеют возможность нанять специалистов, которые для них составляют коллекцию, описывают, издают каталоги. Такой подход позволяет создать систематизированную и ценную коллекцию, даже если сам владелец не обладает глубокими знаниями в данной области. Однако, такие коллекции часто лишены личного отношения и глубокого понимания. Владелец не покупал каж

Посмотреть запись лекции «История одной коллекции» можно в видеоархиве «Прямой речи».

➤ Самая важная, пожалуй, вещь в коллекции — это какая-то общая идея, по которой вы можете классифицировать свою коллекцию. Это подразумевает, что коллекция должна быть не просто набором предметов, но и систематическим собранием, объединенным общей темой или принципом. Систематизация позволяет не только классифицировать предметы, но и прослеживать их эволюцию и взаимосвязь. Независимо от периода или темы коллекции, четкая организация коллекции — ключевой момент.

➤ Существуют разные типы коллекционеров. Есть очень богатые люди, заинтересованные в чем-то, они имеют возможность нанять специалистов, которые для них составляют коллекцию, описывают, издают каталоги. Такой подход позволяет создать систематизированную и ценную коллекцию, даже если сам владелец не обладает глубокими знаниями в данной области.

Однако, такие коллекции часто лишены личного отношения и глубокого понимания. Владелец не покупал каждый предмет в отдельности, он его не выбирал. И вряд ли он вам может что-то интересное рассказать про свои экспонаты. В этом — разница между коллекциями, собранными с личным участием и теми, которые созданы профессионалами по заказу. Я обычно рассказываю о вещах, которые есть у меня в коллекции, которые я держал в руках, изучал их изнутри, знаю, как они сделаны. Это придает коллекции уникальную ценность, так как информация основана на личном опыте и глубоком знании предметов.

➤ Есть собиратели, а есть коллекционеры. Собиратели собирают все подряд, и когда спрашиваешь их, в чем цель, что вы хотите с этим делать — они даже для себя не до конца понимают ответ. В отличие от коллекционеров, собиратели не имеют определенной системы или идеи, лежащей в основе их собрания. И хотя такое времяпровождение может быть приятным, оно не приводит к созданию ценной и значимой коллекции.

➤ Для любителей, собирающих обувь, есть специальный термин — «филоботия». Хотя обычно он относится к собирателям маленьких моделей обуви. Именно настоящей обувью как предметом коллекционирования мало кто занимается. Про себя я говорю, что мои интересы — «низменные», то есть мой интерес — нижняя часть гардероба, обувь.

➤ Предметы быта, такие как костюмы и обувь, относятся к «тленным вещам», что делает их сложными для хранения и экспонирования. Они требуют особого ухода и внимания, что значительно усложняет процесс коллекционирования по сравнению с другими видами предметов, например, произведениями искусства.

Иногда говорят о том, что коллекция имеет инвестиционную ценность. Однако, специалисты утверждают, что реальную прибыль от любой коллекции могут получить только внуки коллекционера, что указывает на долгосрочный характер такой инвестиции.

➤ Коллекционирование предметов одежды и быта отличается от коллекционирования произведений искусства, поскольку последние имеют ценность сами по себе. Ценность коллекции предметов быта заключается именно в их собрании, которое позволяет проследить эволюцию моды и костюма: когда ты собираешь весь период и представляешь себе, как это все изменялось, тогда возникает настоящая КОЛЛЕКЦИЯ. Отсутствие лакун в хронологии и разнообразие моделей позволяют проследить эволюцию предмета во времени.

В коллекциях, которые связаны с модой, — а обувь и одежда непосредственно связаны с модой, — всегда встает вопрос: что именно мы изучаем? Мы изучаем историю моды или историю костюма? Я стою на той позиции, что мы должны изучать историю костюма, потому что история моды очень преходящая, она может вообще ничего не отражать. История костюма, напротив, дает более глубокое понимание культуры и традиций определенного периода.

➤ Для меня коллекционирование началось с двух целей: это выставки и книги. Книги являются более личным проектом, в то время как организация выставок костюма — сложный процесс, требующий участия большого количества людей и значительных финансовых вложений. Выставки костюмов невозможно делать в одиночку. Часто приходится привлекать другие коллекции и специалистов для создания полноценной экспозиции.

➤ Два года назад в Москве прошла наша выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна»: у нее была сильная образовательная составляющая — в отличие от чуть более ранней выставки нашей же коллекции «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко», которая была просто красивой. «Правильная» выставка предполагает наличие глубокого исторического контекста и просветительской цели.

При организации выставки всегда возникает вопрос о ее цели: должна ли она быть развлечением или отражать историческую правду? Необходимо найти баланс между этими двумя аспектами, чтобы выставка была познавательной и интересной для широкой аудитории.

Важна сценография, так как просто выставленные в витринах вещи мало что скажут зрителю. Необходимо взаимодействие с художником для создания атмосферы и контекста, в котором предметы будут более понятны и интересны.

-2

➤ Для некоторых специалистов, например, модного обозревателя Даяны Вриланд, эффект развлечения на выставке важнее, чем информационное или историческое содержание: Вриланд считала, что на каждый предмет вовсе не обязательно писать этикетку. Она предпочитала создавать визуально привлекательные экспозиции, которые вызывали эмоции и восхищение, а не перегружали посетителей информацией. Но между визуальной привлекательностью и информационным содержанием на выставке должен быть баланс. Визуальные элементы должны помогать раскрыть исторический контекст и сделать выставку более интересной для посетителей.

Много лет назад у нас в доме художника была выставка «Красная туфелька». Там соорудили огромную такую пирамиду из красной обуви. И это стало сильной эмоциональной точкой притяжения для посетителей. Неожиданно для себя мы вдруг заметили, что на выставку стали приходить люди в красном. И там фотографировались.

Но в любой выставке всегда присутствует и развлекательный момент, как, например, «сапоги Барона Мюнхгаузена». Сейчас эти сапоги находятся в Эрмитаже, они участвовали в выставке «Барон Мюнхгаузен», и гид рассказывал, что Барон Мюнхгаузен в этих кирасирских сапогах вышагивал. Подобные истории делают экспозицию более запоминающейся и интересной для широкой публики.