Люси Уорсли (р.1973), британский историк и писатель, написала замечательное историко-биографическое исследование о жизни классика английской и мировой литературы Джейн Остин (или Остен – правильно и так, и так), в котором сумела совместить биографию одной представительницы георгианского времени с историческими событиями рубежа 18-19 веков, и филигранно пройти по границе романа и документального жизнеописания.
Информации о биографии Джейн Остин сохранилось немного, за исключением нескольких писем и биографических заметок, написанных членами её семьи. И это довольно странно, потому что за свою жизнь Остин написала около трёх тысяч писем – в те времена было принято писать подробные письма, девушек из аристократических семей даже обучали этому искусству специально, - но из них сохранилось только 161 письмо. Большая часть писем Джейн были адресованы её старшей сестре, Кассандре, которая после смерти писательницы сожгла большую часть писем и вырезала части из тех, что оставила. Возможно, Кассандра уничтожила или подвергла цензуре письма своей сестры для того, чтобы не допустить их попадания в руки родственников, и чтобы
«младшие племянницы не читали ни одного иногда резкого или откровенного комментария Джейн Остин о соседях или членах семьи».
Последующие поколения семьи (у самой Джейн детей не было, но её братья были весьма многодетны, и осталось множество племянников, внучатых племянников и так далее) вычеркивали и очищали и без того минимальные детали биографии Остин. Таким образом членами семьи и родственниками Джейн Остин создавалась легенда, которая отражает их желание показать «добрую тихую тётю Джейн», которая была вполне счастлива в семейной жизни, и чья семья была ей опорой.
И из этих немногочисленных документов автор книги сумела воссоздать жизнь писательницы довольно подробно, но кроме этого было очень интересно читать о жизни той прослойки английского общества рубежа веков, к которой принадлежала семья Остинов.
В частности, с интересом я узнала о том, как отец Джейн, Джордж Остин, будучи представителем старинного некогда богатого, но обедневшего рода, стал священником. Дело в том, что он планировал построить свою жизнь совсем иначе, он был преподавателем оксфордского колледжа, членом совета одного из колледжей в Оксфорде. Но встретив в колледже свою будущую жену Кассандру Ли и надумав на ней жениться, он вынужден был расстаться со своим членством, поскольку в совет избирались только холостяки. И тут ему на помощь пришли его многочисленные дядюшки.
Дядюшка Фрэнсис приобрёл для него «бенефиций» в Дине, а другой дальний, но щедрый родственник подарил ему соседний, более крупный и более зажиточный приход в Хэмпшире, на юге Англии. И Джордж Остин стал священником.
Для меня было открытием, что для того, чтобы стать священником, учиться вовсе не обязательно, можно просто приобрести приход (эта тема, кстати, присутствует в романе «Гордость и предубеждение», если кто помнит).
Семья Остинов была многодетной: у супругов родилось восемь детей - шесть мальчиков и две девочки. Джейн была их предпоследним ребёнком. Она родилась 16 декабря 1775 года. Особенная дружба связывала Джейн с единственной сестрой Кассандрой, которая была на два года старше. Кассандра была с Джейн до самого её конца – обе сестры не выходили ни разу замуж и были бездетны.
Интересно описано, как воспитывали и обучали девочек в георгианском обществе. Традиционно считалось, что девушкам не стоит быть чересчур умными, им достаточно уметь читать и писать, особенно подробные письма, вышивать гладью и крестиком, шить рубашки братьям, обшивать местную бедноту. Очень важным считалось для девочки уметь играть на музыкальных инструментах и петь.
Джейн не очень укладывалась в эти стереотипы, она считала, что для женщины, как и для мужчины, главное - развивать ум «обширным чтением».
Ей немного пришлось обучаться в пансионах для девочек, всего около четырёх лет, но она оставила интересные свидетельства, в частности, о распорядке дня в пансионе: подъем в шесть, в половине восьмого — молитва, в восемь — завтрак. Затем приходил учитель письма, который преподавал и арифметику. В четыре часа девочки шили, в шесть пили чай. Затем готовили уроки на завтра или играли в куклы, пока в семь тридцать им не приносили хлеб, сыр и пиво. После восьмичасовой молитвы ложились спать. По вторникам и пятницам занимались рисованием, среда была «танцевальным днём».
В первый раз я читаю о том, что в меню девочек входило пиво!
Интересный вопрос: как получилось, что ни Джейн, ни её сестра не вышли замуж? Были некрасивы? Бедны? Не хотели?
Некрасивыми они, конечно, не были. Бедны – да. Практически бесприданницы. Конечно, они, как и все, хотели замуж. И кавалеры у них были. И предложения руки и сердца им делали. Кстати, тут тоже интересно.
Знакомились тогда в основном на балах. Со своим первым серьёзным кавалером 20-летняя Джейн познакомилась именно так. Они протанцевали со студентом Томасом Лефроем несколько танцев на нескольких балах, а танцы в те года были длинными, и во время танцевальных па можно было много о чём поговорить. Но по тогдашним правилам приличия если уж несколько раз пригласил потанцевать одну и ту же девушку, то она начинала ждать предложения руки и сердца.
Джейн не получила такого предложения, наутро после их последнего бала Томас уехал в Лондон, и ей стало понятно, что жениться на ней Томас не собирается. Почему? Да потому что он тоже был небогат (у него было десять братьев и сестёр, он был шестым ребёнком после пяти старших сестёр), и родители обоих надеялись воспользоваться браками своих отпрысков для улучшения материального и общественного положения.
Вот и оборотная сторона многодетности. А мы всё говорим: восток, большие семьи...
Возможно, именно эти события нашли позже отголоски в «Доводах рассудка» и «Гордости и предубеждении».
Что интересно, когда Кассандра ещё ходила в невестах, Джейн, поздравляя её с 23-летием, желает ей прожить ещё 23 года. Почему так мало? Потому что в то время у женщин была довольно высокая смертность родами, а рожали очень помногу, практически каждый год. Так, к примеру, жена брата Джейн Эдварда, – не неграмотная крестьянка, дочь баронета, - за 17 лет брака родила одиннадцать детей и умерла, рожая последнего ребёнка, в 35 лет. Так что дожить замужней женщине до 46 лет было вполне неплохо, и, может быть, отсутствие детей позволило Кассандре дожить до до 72 лет: она умерла в 1845 году.
Ещё один интересный момент: многие героини романов Джейн Остин были болезненными и хрупкими, причём до такой степени, что не могли даже музицировать, как, к примеру, героиня «Гордости и предубеждения» - кузина мистера Дарси. Почему так было? Ну, во-первых, быть бледной и хрупкой было модно. Во-вторых, это было довольно частым явлением, поскольку на девочек из аристократических семей, которым исполнялось 10-11 лет, надевали жёсткий корсет, который сдавливал и деформировал им рёбра и не давал развиваться грудной клетке, результатом чего было неполноценное дыхание и частые обмороки.
Позже Джейн получала предложения выйти замуж, и один раз даже было согласилась, но, пораздумав, наутро взяла своё согласие назад. Не нравился ей жених. Кстати, вновь интересный момент: если бы согласие на брак отозвал он сам, то Джейн могла бы подать на него в суд, но дамам в этом плане дозволялось чуть больше.
Немало глав книги посвящено жилищному вопросу Джейн. Да, жилищный вопрос существовал не только в наше время и в нашей стране.
Когда отцу Джейн, мистеру Остину исполнилось 70 лет и он решил уйти на покой, свой дом он отдал сыну Джеймсу и его многочисленному семейству. А сами родители с двумя незамужними дочками стали снимать себе жильё. Это ещё было неплохо. Но когда отец семейства умер, то перед его вдовой и дочерьми жилищный вопрос встал просто ребром. Они могли теперь рассчитывать лишь на помощь братьев, которые, к их чести, не отказывались содержать мать и сестёр. Но женщинам пришлось перебраться в более дешёвые меблированные комнаты. И лишь несколько лет спустя один из сыновей миссис Остин разрешил им жить в своём поместье в доме, который раньше сдавал в аренду. Вот как! Но даже и тут у Джейн не было своей комнаты: она по-прежнему делила комнату с сестрой. Впрочем, это было не так плохо, потому что раньше им приходилось делить на двоих и спальные места: кровати стоили недёшево.
Конечно, основной темой книги Люси Уорсли стало всё же творчество Джейн Остин, но поскольку в своих романах она использовала много нюансов из собственной жизни и жизни своих родственников, соседей, друзей, то все эти моменты разбросаны по всей книге, проходя красной нитью от начала и до конца.
Сама Джейн Остин страдала болезнью Аддисона (недостаточность коры надпочечников), эта болезнь и стала причиной того, что её жизнь не была долгой - она ушла из жизни 18 июля 1817 года на 42-м году жизни, не успев завершить ещё три начатых ею романа. Если их считать, то за свою недолгую жизнь Джейн Остин написала 14 романов.
Книга о жизни Джейн Остин мне очень понравилась, слегка напрягало лишь обилие имён многочисленных друзей и родственников, тем более, что многие имена часто повторялись: я запуталась в Джеймсах, Эдвардах, Мэри и Кассандрах. Но было очень любопытно окунуться в жизнь среднего сословия георгианской Англии. И хоть я не отношу себя к поклонникам творчества Остин, один из её романов прочитала, отзыв выложу на днях. А вот жизнью писательницы я заинтересовалась, тем более, что в литературе появились авторы, которые используют имя Остин для создания собственных литературных произведений, но это тоже отдельная тема.