Сначала — паника. Потом — злость. А затем... странное спокойствие. Почти 90 дней многие красноярцы прожили в режиме «самоизоляции» от глобальной сети. Невозможно работать в дороге, нельзя посмотреть видео и сложно даже вызвать такси или забрать заказ. Но в этой вынужденной цифровой аскезе многие обнаружили неожиданные плюсы: больше живого общения, переоткрытие города и переход на скачанные сериалы без рекламы. Newslab выяснил, как именно красноярцы адаптировались за это время.
«Везде одни скрины...»: Дарья, Студгородок
Самым сложным по началу было осознать, что даже командорской «копилке» нужен интернет. Сейчас, спустя три месяца без мобильного интернета привычки делать скрин штрихкодов дошли от автоматизма. Нужно в пункт ПВЗ? Скрин. Нужно найти подъехавшего таксиста? Скрин. Скидочные карты аптек из приложения? Скрин.
Один из пунктов WB наотрез отказывался поделиться WI-FI, пришлось сменить на соседний, где сотрудники, спустя неделю сделали точку. Теперь главный критерий выбора пункта выдачи — человеческое отношение. Сохраненные заранее штрих-коды помогают не до конца, обидно, когда приходишь домой, обновляешь приложение, а там, оказывается, еще 3 заказа пришли.
Из забавного: у нас на выезде из Орбиты стоит шиномонтажка, где владелец сделал бесплатную точку доступа. Конечно, для удобства оплаты своих клиентов, но и о жителях не забыл.
А из забавно-грустного: отключение произошло как раз в разгар заселения студентов в наш ЖК, бедолаги бегали по этажам и просили доступ к WI-FI по-соседски, пока им тянут проводной личный.
«Я на узле связи, приём!»: Марина, Копыловский мост
Отключение застало в самый важный день: во время заселения в новую квартиру и отъезд дочерей в отпуск. Чем заняться в пустой квартире без интернета пенсионеру? Просила зятя скачать все сезоны «Анатомии страсти». Теперь на всякий случай дома 2 жестких переносных диска.
Чтобы успевать смотреть фотографии дочерей с морей, быть на связи и быть в курсе новостей, ходила к Музыкальному театру (в центре ловит интернет, а до театра лишь мост перейти). В семейном чате так и писала: «я на узле связи, прием».
Еще одним неудобством стал умный домофон, который не открыть, если нет интернета. И да, мы сделали заявку на проводной, но наше подключение сдвинули на месяц, а потом еще. В общем, очереди такие, что только спустя два месяца я перестала спускаться на первый этаж, чтобы впустить гостей или курьера.
Из плюсов разве что больше пеших прогулок стало (смеется).
«Перестала пользоваться QR-кодами»: Светлана, Тихие зори
Конечно, не хватает полноценного покрытия. У нас, например, возле дома 25а интернета нет, а у 49-го — есть. Приходится ловить Wi-Fi в местных «Командорах».
Совсем перестала пользоваться QR-кодами для оплаты. Но в целом жизнь особо не изменилась — мы ко всему привыкаем.
Чаще звоним, а не пишем. Теперь, если человек не отвечает в мессенджере, сразу не думаешь, что он тебя игнорирует и не паникуешь. Допускаешь, что он просто в Железнодорожном районе, где связи нет (смеется).
«Теперь есть утренний ритуал»: Екатерина, Ветлужанка
Сначала о минусах: на остановке не посмотришь, когда приедет автобус, а в «Командоре» не рассчитаешься по QR-коду, если забыла кошелёк.
Сначала было обидно: зайдёшь, например, в «Летуаль» за спонтанной покупкой, а приложение не открывается — не проверишь бонусы и не поймёшь, действительно ли нужна эта мицелярка за такую цену. Или в «Зарине»: там при оплате через СБ бонусов начисляют больше, чем по карте, но магазин при этом не может поделиться интернетом, чтобы я этой оплатой воспользовалась.
Однажды в том же «Торговом квартале» покупала очки и немного не рассчитала. Ни на одной карте не хватало пары сотен, а чтобы перекинуть деньги с карты на карту, нужен все тот же интернет. Пришлось звонить сестре.
Но есть у нас и свой утренний ритуал. Каждый день я покупаю кофе в «Красном Яре» на Юшкова и пью его по дороге на работу вместе с сестрой. Этот ритуал появился как раз перед отключением интернета. Раньше я всегда писала ей: «Будешь кофе? Какой сироп?» А после отключения стала брать по умолчанию, на свой вкус. Но буквально на прошлой неделе на двери «Красного Яра» я увидела наклейку: «Wi-Fi для гостей». Теперь каждое утро снова строчу ей сообщения: «Опаздываю, но кофе будет!».
Я и по быту приспособилась. Раньше заказывала в пункты выдачи на районе, а теперь — ближе к работе, где есть сеть и можно быстро перевести точную сумму для выкупа со скидкой. Но недавно срочно понадобилась одна вещь, и я по старой памяти заказала её в свой домашний ПВЗ.
Испугалась, что придётся платить полную стоимость, но сотрудник сказал: «У нас есть Wi-Fi для покупателей».
И ещё одно открытие: оказалось, что в районах без интернета теперь можно заказать такси без подключения к Wi-Fi. Это меня выручило, когда я поехала на мастер-класс в незнакомый район, который тоже оказался «оторванным от мира». В самой студии интернет не ловил, и в итоге я около часа блуждала в поисках остановки. Тогда я себе зареклась: больше никуда не поеду без уверенности в связи.
«Жизнь изменилась и стала грустнее»: Маргарита, Железнодорожный район
Главной проблемой при отключении интернета для меня стала потеря 2ГИС. Каждое утро в 7:30 я выбираю один из трёх автобусов. Приложение позволяло следить за их движением: если подъезжал переполненный, я решала — ждать следующий или пытаться втиснуться в этот, чтобы не опоздать на работу.
Также интернет нужен был в зале. Я привыкла коротать 15-20 минут кардио за видео блогеров — время летело незаметно. Без сети пришлось скачивать музыку. Это хороший вариант, но не тот.
Сейчас ситуация наладилась. В зале появился бесплатный Wi-Fi, а для транспорта я использую приложение «Го». Оно показывает автобусы, но пользоваться им менее удобно.
Жизнь определённо изменилась. Стало немного грустнее. Может, пора начать дрессировать голубей для почты? Идея для бизнеса!
Красноярцы адаптировались, а город?
Три месяца жизни без стабильного мобильного интернета стали для красноярцев не только технической проблемой, а настоящим социальным экспериментом. Красноярцы не просто пассивно ждали возвращения связи (которое, наконец, случилось на днях), а активно выстраивали новую повседневность: создавали «узлы связи» в центре города, договаривались с продавцами о раздаче Wi-Fi, возвращались к звонкам вместо сообщений.
Проблема связи перестала быть исключительно технической — она стала лакмусовой бумажкой готовности города и его жителей поддерживать друг друга. И главный вывод этих трех месяцев, пожалуй, в том, что даже в эпоху тотальной цифровизации именно человеческая гибкость и взаимовыручка остаются главным гарантом устойчивости.
Вероника Головчиц специально для интернет-газеты Newslab