Вернемся в 2015 год. Переполненные вагоны, длинные очереди на вход в вокзал или станцию и постоянная спешка. Если бы МЦД и МЦК не появились, Москва бы осталась такой же. Столица была бы более тесной и медленной. Метро ежедневно испытывало бы колоссальную нагрузку, машины часами стояли в пробках, а жители тратили бы очень много времени, чтобы добраться домой или на работу.
Рост трафика и времени в пути означал бы дополнительные транспортные затраты — и для горожан, и для бизнеса. Предприятия теряли бы больше личного времени сотрудников, расходы на топливо и обслуживание транспорта росли бы, а вместе с ними — стоимость доставки и услуг. Большой поток автомобилей и чрезмерная нагрузка на метро увеличили бы энергопотребление и выбросы углекислого газа.
МЦД и МЦК стали символом новой транспортной культуры Москвы
За последние 9 лет они изменили транспортную систему столицы и стали неотъемлемой частью транспортной жизни Москвы и области. Сегодня по МЦД и МЦК совершают до 2,2 млн поездок в сутки.
Благодаря диаметрам можно проехать город буквально насквозь, а также доехать до любой точки из пригорода за минимальное время. МЦК позволяет быстро добраться из одного района города в другой, не заезжая в центр.
Красивые виды из окон, единая билетная система, удобные пересадки, множество альтернативных маршрутов, современные поезда, городские вокзалы и понятное расписание сделали МЦД и МЦК наиболее удобным способом передвижения горожан. Для того, чтобы вы быстро могли добраться до любой точки Москвы и области, мы создали более 100 пересадок с МЦД на МЦК, метро и между диаметрами. Большую часть из них можно сделать на московских городских вокзалах — местах, где есть все необходимое для приятных поездок.
Столица стала свободнее, а темп быстрее, но за это мы и любим Москву:
- на дорогах — минус 45 тыс. машин. Прилегающие магистрали разгружены
- в метро — до 15% меньше пассажиров
- на МЦД появилось более 100 пересадок, а на МЦК — 39
- благодаря удобному расписанию и короткому интервалу движения поездов на станциях стало меньше людей.
На маршрутах МЦД и МЦК курсируют самые современные и комфортабельные поезда. На МЦК — «Ласточки», на МЦД полностью обновленный подвижной состав, в том числе «Иволги 4.0». От старых поездов они отличаются наличием эргономичных кресел, бестамбурным проходом между вагонами, наличием системы кондиционирования, специальными местами для колясок, велосипедов и электросамокатов. В «Иволгах» также есть беспроводные зарядки, разъемы для зарядки гаджетов, подстаканники, а еще третья дверь в промежуточных вагонах для ускорения выхода и входа пассажиров.
Почему МЦК — любимый вид транспорта пассажиров?
10 сентября 2016 года Президент России Владимир Путин, Мэр Москвы Сергей Собянин и Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров запустили в столице новый транспортный мегапроект – Московское центральное кольцо (МЦК). Формат станций и техническое оснащение стали новым направлением в ж/д отрасли и сформировали новый стандарт обслуживания пассажиров. Теперь станции МЦК — это:
- современные вестибюли с кассами, пассажирскими зонами, туалетными комнатами
- платформы с навесами
- подъемы и спуски оснастили эскалаторами, лифтами, подъемными площадками для маломобильных пассажиров
- на станциях создали безбарьерную среду для всех категорий граждан
- единая платежная система — пересадки между метро и МЦК бесплатные
По степени удовлетворенности Московское центральное кольцо является неизменным лидером:
- За 9 лет работы по МЦК совершили более 1,3 млрд поездок.
- Проложили 54 км путей.
- Построили 31 московский городской вокзал (все станции МЦК — московские городские вокзалы)
- Благодаря МЦК улучшилась транспортная доступность 34 районов Москвы, где живут более 3 млн человек.
А что насчет МЦД?
Сейчас МЦД — это 137 станций и 303 км путей. В среднем каждые сутки на всех четырех диаметрах совершается до 1,6 млн поездок.
До запуска МЦД пригородный железнодорожный транспорт в Москве воспринимался пассажирами как промежуточный этап поездки, который они старались минимизировать. Электрички в основном использовались для поездок на дачу, а внутри города ими почти никто не пользовался — в 2019 году в среднем было до 170 тыс. внутригородских поездок в день. Поезда были старыми — им было больше 20 лет, а в середине дня между интервал движения был больше 2 часов. Железнодорожная сеть была раздробленной — направления не были связаны между собой. Она почти не пересекалась с другими видами транспорта. Добираться до поезда было долго и неудобно, особенно если это приходилось делать каждый день.
Совместные усилия Правительства Москвы и РЖД превратили пригородный железнодорожный транспорт в надежную и современную систему.
21 ноября 2019 года запустили первые диаметры:
- МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
- МЦД-2 «Курско-Рижский»
А в 2023 году на карте Москвы появились два новых диаметральных маршрута:
- 17 августа 2023 года — МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
- 9 сентября 2023 года — МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»
МЦД-4 стал важнейшим сквозным маршрутом, который прошел через столицу с запада на восток и соединил популярные районы Подмосковья — Апрелевку и мкр-н Железнодорожный г. Балашиха, численность населения которого достигает до 554 тыс. человек. Теперь пассажиры могут без пересадок добраться до 6 центральных московских ж/д вокзалов: Белорусский, Савеловский, Ленинградский, Казанский, Ярославский и Курский. Он стал самой протяженной рельсовой артерией в столице и существенно разгрузил Кольцевую линию метро.
Новые транспортные инфраструктуры позитивно сказываются на автодорогах и метро. С запуском МЦД-1 и МЦД-2 разгрузились отдельные станции следующих линий: станции Арбатско-Покровской линии — до 12%, Филевской линии — до 11%, Таганско-Краснопресненской линии — до 10%, Калужско-Рижской линии — до 8%. Стало свободнее на Новорижском шоссе — на 3,8 тыс. транспортных средств в сутки, на Симферопольском шоссе — на 2,9 тыс. транспортных средств в сутки, на Варшавском — на 2,8 тыс. транспортных средств в сутки, на Минском — до 3 тыс. транспортных средств в сутки, на Дмитровском — до 2 тыс. транспортных средств в сутки.
С запуском МЦД пассажиры диаметров получили тактовое расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик до 5-7 минут, постепенно обновленный подвижной состав, удобный способ оплаты картой «Тройка», а также новые маршруты и бесплатные пересадки на метро, МЦК и между диаметрами.
Сегодня, спустя несколько лет после запуска наземных ж/д линий, можно с уверенностью сказать — реализованные проекты себя оправдали! Пассажиры все чаще выбирают МЦД и МЦК для ежедневных поездок по городу. А Москва без них была бы совсем другой.