Найти в Дзене

"Не считал, но осуждаю" - "моглик" ныне пошел не тот... Часть 2.

Часть 1 начата еще 5-6 сентября 24 года - но муза как то ушла, и возвращается крайне неохотно. Но все равно - та часть 1 будет закончена. И опубликована. Посвящена та часть Аполлону 13 - крутой Голливуд про "космических ковбоев" - которые быстро стреляют, но думать не умеют.

Данная часть - на основе поста, в котором есть добавка про Спейс-Шаттл и Сатурн-5 с Ф-1 и Джи-2.

Процитирую добавку.

"Теперь для всех интересующихся темой - предложение:

Посчитать, в первом приближении, Шаттл, каким он мог быть, если бы с Сатурн-5 все было взаправду.

И затем оформить это все в виде статьи.

Итак - 70-е годы прошлого века. Сатурн-5, его компоненты - никто не выбрасывает в пропасть. Поскольку они - замечательные по параметрам. Как бы выглядел Шаттл?

Напомню - главное требование было снижение стоимости вывода ПН на НОО (и обратно), а вовсе не "многоразовость". Многоразовость - только один из инструментов.

Поехали:

Выбрасываем ТТУ.

Выбрасываем RS-25.

Топливный бак перекомпоновываем - уменьшаем водородный объем, добавляем кислородный объем, и добавляем третий компонент - керосин.

Внизу топливного бака ставим блок двигателей Ф-1. Это 4-5- или 6 двигателей - нужно считать.

На космический самолет ставим Джи-2, соответственно, 3, или 4 или 5 - тоже нужно считать.

Старт. На двигателях первой ступени. На Ф-1.

По мере набора скорости и высоты первая ступень дросселируется отключением части двигателей.

Запуск Джи-2 второй ступени - при работающей первой - ничто не мешает им работать вместе - поочередно.

После отключения всех двигателей первой ступени их блок сбрасывается, и опускается на парашюте.

Это - абрис.

Надеюсь - мы вместе с вами, мои читатели, сможем выдать подробности, которые покажут очень интересные результаты."

Продолжим указанную тему.

И для продолжения - рассмотрим, в упрощенном виде, что бы лучше увидеть, качественно и количественно, что на что влияет.

Такая вот упрощенная схема, с "круглыми" величинами, для удобства расчета.

-2

Это (все, что на схеме) ракета вне зоны действия силы тяжести - далеко далеко в открытом космосе - поскольку пока мы будем рассматривать характеристическую скорость

-3

I - удельный импульс в м/с (скорость истечения газов)

М1 - начальная масса ракеты

М2 - конечная масса ракеты

На схеме выше

Т1 - топливо 1, масса 1000 кг, скорость истечения 4000 м/с

Т2 - топливо 2, масса 1000 кг, скорость истечения 2000 м/с

СМ+ПН - сухая масса ракеты плюс полезная нагрузка. 1000 кг в сумме.

Vср - средняя скорость истечения, получается из суммарного импульса, отнесенного к суммарной массе топлива,

(4000х1000+2000х1000)/2000=3000 м/с

Как видим - данная схема моделирует "пакет" - такой же как на Спейс-Шаттле, если оба двигателя (на большом и малом удельном импульсе) запускать одновременно. Это у нас будет

Случай 1.

V=3000хln(3/1)=3270 м/с

Случай 2.

Вначале "срабатываем" топливо с высоким импульсом (напомню - мы оперируем характеристической скоростью, и здесь даже если тяговооруженность меньше 1, это никак не влияет полученную скорость - гравпотерь нет)

V21=4000хln(3/2)=1622 м/с

Затем "срабатываем" топливо с низким импульсом

V22=2000хln(2/1)=1386 м/с

V=V21+V22=1622+1386=3008 м/с

Случай 3.

Вначале "срабатываем" топливо с низким удельным импульсом, а затем высоким.

V32=2000хln(3/2)=811 м/с

V31=4000хln(2/1)=2773 м/с

V=V32+V31=811+2773=3584 м/с

Анализируем

Результаты говорят сами за себя.

Лучший вариант для получения максимальной характеристической скорости - "тандем", при последовательном срабатывании сначала "медленного" а затем "быстрого" топлива.

Худший - тоже "тандем", но вначале "быстрое" топливо. То есть вначале запускаем вторую ступень, а потом первую.

"Пакет" - параллельная работа ступеней - расположился примерно посредине.

Спейс-Шаттл против Сатурн-5

-4

Если анализировать эти две системы, пока только по характеристической скорости, и даже не полной характеристической скорости, а только зависимость от схемы - "тандем" против "пакета" - то "пакет" (Спейс-Шаттл) - проигрывает.

Теперь про "могликов", которые много "звиздят" и осуждают, но отказываются что либо считать.

В том посте, на который ссылка вверху, в комментах была ветка, начатая Михаилом М

Михаил М

Я посчитал, вместо двух ТТУ нам понадобятся 4 двигателя F-1, только по топливу стартовая масса будет больше чем с ТТУ на 138 тонн и это не считая сухой массы первой ступени в которой будут баки с керосином и кислородом.

Т.е. схема с двумя ТТУ более выгодная, чем схема с четырьмя двигателями F-1.

ТТТ

А где расчет?

Михаил М

ТТТ - Тепло Твердого Топлива, давайте посчитаем, я беру такую же компоновку, как на шаттле, т.е. две ступени работают параллельно с самого старта, а не последовательно, в качестве первой ступени два бустера по бокам, но уже не ТТУ, а с двигателями F-1.

Сначала найдем требуемое количество двигателей F-1

Суммарная тяга ТТУ на шаттле 25500000 Н, тяга одного F-1 6680000, делим суммарную тягу ТТУ на тягу одного F-1, получаем 3.8, принимаем потребное количество двигателей F-1 равным 4.

Теперь узнаем необходимое количество топлива для этих 4 двигателей.

Один двигатель F-1 расходует топливо (керосин+кислород) в количестве 2680 кг/с, время работы двух бустеров принимаем равным 123 секундам как время работы ТТУ. Теперь умножаем 2680*4*123, получаем 1318560 кг топлива (керосин+кислород).

Масса двух ТТУ в снаряженном состоянии равна 1180000 кг.

Таким образом, только по топливу стартовая масса нашей ракеты на 138 тонн будет тяжелее при использовании двух бустеров с двигателями F-1, чем при использовании двух ТТУ.

Ну и суммарная сухая масса двух бустеров с F-1 будет в районе 60-70 тонн.

ТТТ

Михаил М., проверим ваши расчеты.

Стартовая масса СШ 2030 т.

Масса топлива в ТТУ - 998 т

УИ -255 с - средний.

Характеристическая скорость, которую дают ТТУ

V=255х9,8х ln(2030/1023)=1699 м/с

Заменяем на ускорители с Ф-1

Стартовая масса 2030-1160+1319+60=2250 т

Топливо 1319 т

УИ средний 284 с.

V=284х9,8хln(2250/931)=2420 м/с

Большая масса и большая скорость.

Сольем лишнее топливо, оставим стартовую массу 2030 - то есть уравняем с ТТУ по стартовой массе.

Слитое топливо - 220 т.

Остается 1099 т.

V=284х9,8хln(2030/931)=2170 м/с

Прирост характеристической скорости - 472 м/с. 22%

разница в реальной скорости, с учетом гравпотерь в процентном отношении будет еще больше.

Далее в диалог влез Пустынский, с утверждением, что так, как делал автор - сравнивать НЕЛЬЗЯ. Нужно ТОЛЬКО совместно с "водородниками" (так как сравнивал Михаил М - можно)))

На предложение (от ТТТ) привести доказательство своим словам в виде расчета ПсА категорически отказался. Не "барское" это дело. Его дело - демагогия!

Проверим. Простеньким расчетом. Куда нам тягаться в демагогии с самим Пустынским)))

Немного меняем выше рассмотренную схему.

Упрощенный вариант Спейс-Шаттла с ускорителями. Близкие пропорции по топливу и по УИ (более точно оставим на потом, сейчас достаточно и этого).

-5

Случай 1.

V=2400хln(3/1)=2636 м/с

Случай 3.

V32=2000хln(3/1,4)=1524 м/с

V31=4000хln(1,4/1)=1346 м/с

V=V32+V31=1524+1346=2870 м/с

Упрощенный вариант Спейс-Шаттла с Ф-1

-6

Случай 1.

V=2800хln(3/1)=3076 м/с

Случай 3.

V32=2500хln(3/1,4)=1905 м/с

V31=4000хln(1,4/1)=1346 м/с

V=V32+V31=1905+1346=3251 м/с

Приращение характеристической скорости всей системы от использования Ф-1, посчитанное только по характеристической скорости отдельно работающих ускорителей:

1905-1524=381 м/с

Приращение характеристической скорости всей системы от использования Ф-1, посчитанное по суммарной характеристической скорости от суммы ускорители+"водородники":

3076-2636=440 м/с

Как видите:

1. Качественно картина показана верно.

2. Отдельный "изолированный" расчет дал более скромный вариант результата (заниженный).

3. Общая погрешность расчета в величине приращения скорости от использования Ф-1 менее 15%.

ЗЫ: Если кто то захочет перепроверить и обнаружит ошибку - проверим, признаем, исправим. Если кто то захочет проверить предложенную Михаилом М схему более точным расчетом - милости просим - опубликуем, проверим, сравним с тем, что было у автора.