Найти в Дзене
Гродековский музей

Я сын удэгейского народа...

9 декабря в Гродековском музее в разделе «Хронограф» начала работу выставка «Я сын удэгейского народа..», приуроченная к 120-летию со дня рождения первого удэгейского писателя, собирателя и хранителя устной народной культуры Джанси Батовича Кимонко. Джанси Кимонко. Начало 1940-х гг.
Родился писатель в 1905 г. на берегах реки Сукпай в семье охотника. В 1927 г. Д. Кимонко познакомился с заведующей этнографическим отделом Хабаровского краеведческого музея Н. А. Богдановой-Серк, которая приехала с экспедицией на р. Хор. До двадцати двух лет Джанси не умел читать, и Нина Алексеевна первая начала обучать его грамоте и рекомендовала к поступлению в Техникум народов Севера в Хабаровске. Джанси Кимонко с писателем и переводчиком Юлией Шестаковой за работой
Хабаровск, 1940-е гг.
Д. Кимонко помогал ей в составлении удэгейского словаря. Рукопись Д. Кимонко «Удэгейская азбука»
Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.
В сентябре 1934 г. Джанси Батович поступил в Институт народов Севера в Лен

9 декабря в Гродековском музее в разделе «Хронограф» начала работу выставка «Я сын удэгейского народа..», приуроченная к 120-летию со дня рождения первого удэгейского писателя, собирателя и хранителя устной народной культуры Джанси Батовича Кимонко.

Родился писатель в 1905 г. на берегах реки Сукпай в семье охотника. В 1927 г. Д. Кимонко познакомился с заведующей этнографическим отделом Хабаровского краеведческого музея Н. А. Богдановой-Серк, которая приехала с экспедицией на р. Хор. До двадцати двух лет Джанси не умел читать, и Нина Алексеевна первая начала обучать его грамоте и рекомендовала к поступлению в Техникум народов Севера в Хабаровске.

Джанси Кимонко с писателем и переводчиком Юлией Шестаковой за работой
Хабаровск, 1940-е гг.
Джанси Кимонко с писателем и переводчиком Юлией Шестаковой за работой Хабаровск, 1940-е гг.

Д. Кимонко помогал ей в составлении удэгейского словаря.

Рукопись Д. Кимонко «Удэгейская азбука»
Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.
Рукопись Д. Кимонко «Удэгейская азбука» Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.

В сентябре 1934 г. Джанси Батович поступил в Институт народов Севера в Ленинграде, во время учёбы на него сильное влияние оказал преподаватель, ученый-северовед Е. Р. Шнейдер. С ним будущий писатель участвовал в создании учебника удэгейского языка.

Рукопись стихотворения Д. Кимонко на удэгейском языке латиницей.
Подстрочный перевод выполнен Ю. Шестаковой
Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.
Рукопись стихотворения Д. Кимонко на удэгейском языке латиницей. Подстрочный перевод выполнен Ю. Шестаковой Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.

В 1936 г. издательство «Художественная литература» объявило конкурс на лучшее оригинальное художественное произведение авторов-северян. Для участия в конкурсе Д. Б. Кимонко написал рассказ «Бата» в переводе Е. Р. Шнейдера. Жюри конкурса присудило автору II премию. Впоследствии рассказ (в редакции Ю. А. Шестаковой) вошел в повесть «Там, где бежит Сукпай».

Джанси  Кимонко. 1940-е гг.
Джанси Кимонко. 1940-е гг.

По окончании учёбы Джанси Батович вернулся в родное село, был назначен председателем сельского совета. В 1945 г. в рядах Красной Армии он принял участие в боевых действиях против империалистической Японии. После войны вернулся в Гвасюги на прежнюю работу.

 Д. Кимонко на заседании правления артели «Ударный охотник»
Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.
Д. Кимонко на заседании правления артели «Ударный охотник» Хабаровский край, село Гвасюги. 1940-е гг.

Главным произведением писателя стала повесть «Там, где бежит Сукпай» в переводе Юлии Шестаковой, вышедшая в свет в 1950 г., уже после смерти Джанси Батовича. Яркое автобиографическое произведение в форме семейной хроники повествует о жизни удэгейцев до и после революции 1917 г. Автор обращается к истории своего рода, духовной культуре и традициям своего народа. Повесть выдержала множество изданий, стала известной в стране и за ее пределами, была переведена на одиннадцать языков.

Можно только предполагать, сколько еще талантливых произведений мог бы создать Джанси Кимонко, если бы не его трагическая смерть в 1949 г. – столкновение с медведем в тайге оборвало его жизнь в самом расцвете творческих сил.

Школьники у памятника Джанси Кимонко (скульптор Е. Мильчин) 
Хабаровский край, село Гвасюги. 1975 г.
Школьники у памятника Джанси Кимонко (скульптор Е. Мильчин) Хабаровский край, село Гвасюги. 1975 г.

Джанси Кимонко является знаковой фигурой в национальной литературе Дальнего Востока. Его талантливые произведения интересны современному читателю не только историко-этнографическим аспектом, но и высокой художественной ценностью.