Найти в Дзене
Гайдай Центр

Большая перемена Алексея Коренева

Советский режиссёр Алексей Коренев вошёл в историю как мастер лирической комедии. Несмотря на трудное начало карьеры, он не сдался и создал несколько уже ставших культовыми фильмов. Родился Алексей Коренев 2 мая 1927 года в Москве в семье далекой от искусства. Его отец возглавлял финансовый отдел столичного Совнархоза, мама работала в бухгалтерии. Предками будущего кинопостановщика были известные ярославские купцы Соболевы.
К искусству Алексей тянулся с детства. Уже в школе он со своим одноклассником Олегом Ефремовым посещал драмкружок. Родители будущего режиссёра хотели, чтобы он стал военно-морским инженером, однако Алексей поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Стоит ли говорить, что родители этим его решением были недовольны.
Во ВГИКе Коренев попал в мастерскую Игоря Савченко. Его однокурсниками были будущие блестящие режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, работавшие в дуэте, знаковые творцы времен «хрущевской оттепели» Марлен Хуциев и Сергей Параджанов, Юрий Озеров, со

Советский режиссёр Алексей Коренев вошёл в историю как мастер лирической комедии. Несмотря на трудное начало карьеры, он не сдался и создал несколько уже ставших культовыми фильмов.

Родился Алексей Коренев 2 мая 1927 года в Москве в семье далекой от искусства. Его отец возглавлял финансовый отдел столичного Совнархоза, мама работала в бухгалтерии. Предками будущего кинопостановщика были известные ярославские купцы Соболевы.

К искусству Алексей тянулся с детства. Уже в школе он со своим одноклассником Олегом Ефремовым посещал драмкружок. Родители будущего режиссёра хотели, чтобы он стал военно-морским инженером, однако Алексей поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Стоит ли говорить, что родители этим его решением были недовольны.

Во ВГИКе Коренев попал в мастерскую Игоря Савченко. Его однокурсниками были будущие блестящие режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, работавшие в дуэте, знаковые творцы времен «хрущевской оттепели» Марлен Хуциев и Сергей Параджанов, Юрий Озеров, создавший знаменитую киноэпопею «Освобождение» и другие.

Андрей Миронов, Галина Волчек и Алексей Коренев в к/ф "Берегись автомобиля"
Андрей Миронов, Галина Волчек и Алексей Коренев в к/ф "Берегись автомобиля"

Диплом Коренев получил в 1951 году и, как все молодые режиссёры в эпоху сталинского малокартинья, начал с документалистики на Литовской киностудии. К съёмке художественных фильмов Коренева допустили очень нескоро. В середине 1950-х он вернулся в Москву, где руководство «Мосфильма» определило его вторым режиссером к такому же бывшему документалисту Эльдару Рязанову на съемку музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956).

Первой самостоятельной работой Коренева станет лирическая комедия «Черноморочка», которую он снимет на «Одесской киностудии». Вышедший в 1959 году фильм подвергся жесткой критике за «буржуазную легкомысленность». Тем не менее в прокате его посмотрели почти 25 млн человек.

К/ф «Черноморочка»
К/ф «Черноморочка»

Следующую свою картину Алексей Коренев снимет только через десять лет. Однако в за эти годы он снова будет работать вторым режиссером у Рязанова и примет участие в создании комедий «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля». В последней Коренев даже сыграет небольшую эпизодическую роль.

Следующую свою картину «Урок литературы», по мотивам рассказа Виктории Токаревой, режиссёр снимет уже на «Мосфильме». Главную роль в ней сыграл Евгений Стеблов. По его воспоминаниям, экранизацией рассказа Токаревой «День без вранья» хотел заняться Георгий Данелия, но затрем его планы изменились. Комедия о молодом педагоге, взявшем курс на абсолютную честность, был снят в 1968 году. И снова по работе Коренева проехались критикой, признав её «идеологически вредной».

Т/ф "Адам и Хева"
Т/ф "Адам и Хева"

Два года спустя на телеэкраны выйдет легкая и светлая комедия «Адам и Хева», снятая Кореневым по повести Ахмедхана Абу-Бакара. Актерские работы Фрунзика Мкртчяна и Екатерины Васильевой, сыгравших в фильме главные роли, получили высокую оценку советских критиков.

В 1971-м году выйдет приключенческая комедия «Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича. И снова удар по Кореневу. Из-за Галича, который вскоре эмигрировал, фильм на время положили на полку. Имя сценариста вычеркнули из титров.

Т/ф "Большая перемена"
Т/ф "Большая перемена"

Несмотря на опалу чиновников и критиков, зрители все работы режиссера принимали очень хорошо. А в 1972 году Алексей Коренев приступил к экранизации повести Георгия Садовникова «Иду к людям» о молодом историке, который стал учителем в вечерней школе. Сценарий Садовников и Коренев писали вместе, а удачное название для него предложил оператор Анатолий Мукасей. Мини-сериал «Большая перемена» с редким по количеству талантов актерским ансамблем стал хитом. Демонстрировали его с апреля по май 1973 года.

В 1978 году Коренев снимет еще один хит – комедию «По семейным обстоятельствам». В её основу легла пьеса Валентина Азерникова, которая уже шла на сцене Театра им. Моссовета и в форме радиоспектакля.

Т\ф «По семейным обстоятельствам»
Т\ф «По семейным обстоятельствам»

В 1980-е Алексей Коренев продолжит работать и поставит еще несколько кинофильмов, в числе которых «Честный, умный, неженатый...», «Акселератка», «Ловушка для одинокого мужчины». Последней его работой стала детективная комедия «Дура», вышедшая в последний год существования Советского Союза.

Алексей Коренев с актрисой Ириной Шмелевой
Алексей Коренев с актрисой Ириной Шмелевой

В новой стране режиссер, как и многие другие, оказался никому не нужен. Создатель всенародно любимых фильмов писал статьи для журнала-телегида и даже вынужден был продавать газеты в подземных переходах. Умер Алексей Коренев от инфаркта 26 февраля 1995 года.