Найти в Дзене

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями по теме «Игрушки»

Создать карусель Автор М. В. Ижбулдина — учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 9, г. Салават, Республика Башкортостан Занятие имеет своей целью создание образовательной среды для формирования у детей элементарных математических представлений. Коррекционно-образовательные задачи Упражнять детей в умении распознавать и называть цвета, геометрические фигуры, составлять целое из частей. Третировать умение различать величину и количество предметов (один, много), понимать вопрос «Сколько?», упражнять в прямом, обратном и порядковом счете в пределах 5, выделять итоговое число. Расширять активный словарный запас по данной теме. Коррекционно-развивающие задачи Развивать высшие психические функции, общую и мелкую моторику посредством разных игровых приемов и упражнений. Коррекционно-воспитательные задачи Воспитывать интерес к занятию, побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на музыку и на появление героя. Предварительная работа: изготовление наглядного материала, подбор иллюстративного и видеомате
Создать карусель
Создать карусель

Автор М. В. Ижбулдина — учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 9, г. Салават, Республика Башкортостан

Занятие имеет своей целью создание образовательной среды для формирования у детей элементарных математических представлений.

Коррекционно-образовательные задачи

Упражнять детей в умении распознавать и называть цвета, геометрические фигуры, составлять целое из частей.

Третировать умение различать величину и количество предметов (один, много), понимать вопрос «Сколько?», упражнять в прямом, обратном и порядковом счете в пределах 5, выделять итоговое число.

Расширять активный словарный запас по данной теме.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать высшие психические функции, общую и мелкую моторику посредством разных игровых приемов и упражнений.

Коррекционно-воспитательные задачи

Воспитывать интерес к занятию, побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на музыку и на появление героя.

Предварительная работа: изготовление наглядного материала, подбор иллюстративного и видеоматериалов, физкультминутки, музыкального сопровождения.

Материал

2 видеоролика «Новости».

«Волшебная» коробочка с зеркалом внутри и задания по зонам.

Первая зона: 2 стола, силуэтные изображения игрушек (на каждого ребенка), предметные картинки по теме «Игрушки», «волшебный сундучок» с различными игрушками.

Вторая зона: дидактическая игра «Чего не хватает?» (2 мольберта с магнитной доской, картинки с игрушками, у которых не хватает элементов, столик с шаблонами геометрических фигур разной формы и величины на магнитах), лист с изображением геометрических фигур разного цвета.

Третья зона: 2 стола, пятисоставная матрешка, дидактическое упражнение «Матрешка» (набор из 5 матрешек разного размера на каждого ребенка), цифры от 1 до 5, листы бумаги, простые карандаши.

Четвертая зона: стол, картинки с изображениями музыкальных инструментов, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, погремушка, барабан, ксилофон).

Пятая зона: 2 стола с сенсорными пакетами (4 шт.), 1 сенсорный пакет на подносе как образец для педагога.

Словарная работа: между, рядом.

Ход занятия

• Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Дефектолог.

Собрались все дети в круг.
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Викторовна. Сегодня у нас необычное занятие. Давайте для начала поздороваемся с гостями. Скажем им «Здравствуйте!»

Дети здороваются с гостями. Педагог достает «волшебную» коробочку и демонстрирует ее детям.

Дефектолог. Посмотрите: у меня в руках коробочка. Она волшебная: где она появляется, там всегда происходят чудеса. Ребята, здесь есть записка (читает): «В конце занятья покажу, кто был сегодня лучший. Все заданья выполняй, внимательно все слушай!» Ребята, значит, коробочка будет нам предлагать разные задания. Пока она закрыта, но в конце занятия она покажет нам что-то интересное. Давайте мы поставим ее на полку и будем ждать сюрприз.

Дефектолог предлагает пройти к столу (первая зона), на котором лежит карточка с заданием.

• Первое задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «Картинки, сундучок найди и все, что знаешь, расскажи».

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Дефектолог. Предлагаю вам догадаться, о чем мы будем говорить на занятии. Посмотрим на картинки, которые лежат на столе.

Перед детьми на столах силуэтные изображения предметов.

Дефектолог. Перед вами силуэты, тени предметов: попробуйте догадаться, что это.

Дети. Грузовик, кукла, пирамидка, мяч.

Дефектолог. Верно. Как эти предметы можно назвать одним словом?

Дети. Игрушки.

Дефектолог. Вы правильно догадались, тема нашего занятия — «Игрушки».

Дидактическая игра «Что в волшебном сундучке?»

Дефектолог. Ребята, давайте найдем в волшебном сундучке предметы, которые похожи на тень игрушек. Закрывайте глаза и попробуйте найти грузовик (куклу, пирамидку). Что это? Какого цвета? Что есть у грузовика?

Дети. Это грузовик, он синего цвета, у него есть колеса, кузов, кабина...

Дефектолог предлагает детям пройти ко второй зоне.

• Второе задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «Все фигуры назовите и картинки соберите».

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Дефектолог. Ребята, здесь есть картинки с игрушками. Мне кажется, у них не хватает деталей. Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить геометрические фигуры.

Педагог по очереди спрашивает у детей, какая перед ними геометрическая фигура и какого она цвета.

Дефектолог. Чего не хватает у грузовика?

Ребенок. Колеса.

Дефектолог. Помоги мне найти нужную деталь. На какую геометрическую фигуру похоже колесо?

Ребенок. На круг.

Дефектолог. Какого размера выберем — большого, среднего или маленького?

Ребенок. Среднего.

Дефектолог. Какого цвета колесо?

Ребенок. Черного.

По аналогии выполняются все остальные задания каждым ребенком по очереди. Далее педагог предлагает пройти за столы (третья зона).

• Третье задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «Поиграй скорей с матрешкой, нужно посчитать немножко».

Дидактическое упражнение «Матрешка»

Дефектолог. Ребята, перед нами еще одна игрушка. Что это?

Дети. Матрешка.

Дефектолог. Как же мы с ней будем играть? Нас много, а она...

Дети. Одна.

Дефектолог. Матрешку нужно разобрать. Помогите мне, ребята. Посмотрите: была матрешка одна, а стало...

Дети. Много!

Дефектолог. Давайте расставим матрешек по величине, начиная с большой и заканчивая самой маленькой. Найдем самую большую матрешку. Какая будет следующая? Давайте посчитаем, сколько матрешек получилось.

Дети. Пять матрешек.

Дефектолог. Прохлопаем пять раз.

Дети совместно с педагогом прохлопывают 5 раз.

Прямой, обратный порядковый счет в пределах 5

Дефектолог. Ребята, перед вами матрешки. Разложите по размеру, начав с большой. Теперь возьмем цифры, разложим их по порядку под матрешками. Начнем с большой матрешки. Цифра «1» будет первой, ее поставим под большой матрешкой. Какая цифра следующая?

Дети. «2».

Дефектолог. Посчитаем от одного до пяти. Теперь обратный счет — от пяти до одного.

Дети совместно с педагогом выполняют задание.

Дефектолог. Какая цифра стоит между «1» и «3»?

Дети. «2».

Дефектолог. Между «2» и «4»? («3» и «5»?)

Дети. «3» («4»).

Дефектолог. Какая по порядку большая матрешка?

Дети. Первая.

Дефектолог. А какая по порядку маленькая?

Дети. Пятая.

Дефектолог. А теперь поиграем с матрешками в прятки. Закрывайте глаза. (Прячет матрешку.) Открывайте глаза. Какой по счету матрешки не стало?

Дети. Четвертой.

• Четвертое задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «Пальцы разминайте, до пяти считайте, в руки карандаш возьмите, верно все соотнесите».

Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют движения по тексту.

Раз, два, три, четыре, пять — 
Будем пальчики сжимать.
Потираем, потираем...
Все встряхнули, отдыхаем.

Графическое задание. Соотнесение количества предметов с цифрой

Дефектолог. Ребята, перед вами лист с заданием и простой карандаш. Вам нужно соотнести цифру с верным количеством предметов. Например, посчитаем, сколько у нас домиков.

Дети. Один.

Дефектолог. Найдем цифру «1» и соединим ее с домиком.

Дети выполняют задание самостоятельно. Педагог оказывает помощь при затруднении.

Сюрпризный момент

Дефектолог. Ребята, сегодня вы играли с разными игрушками, находили тени, находили на ощупь игрушки, считали их. Давайте отдохнем и посмотрим «Новости».

Дети садятся на стульчики возле экрана.

Видеоролик «Новости» (в городе Салават появился Чебурашка, который ищет друзей)

Дети слышат чихание, и появляется Чебурашка (взрослый в костюме).

Чебурашка. Ой-ой-ой! Вот это я опять чебурахнулся! Вот дела!

Дефектолог. Ребята, посмотрите: это же та игрушка, про которую говорили в новостях. Какой он хорошенький! Какие у него большие ушки, какой он мягкий! Здравствуй, как тебя зовут?

Чебурашка. Меня зовут Чебурашка. Я вечно чебурахаюсь, то есть падаю, вот такой я неуклюжий.

Дефектолог. Ребята, поздоровайтесь с Чебурашкой. (Дети здороваются.) А что ты тут делаешь?

Чебурашка. Я ищу друзей. Давайте дружить?

Дефектолог. Конечно. Можем вместе и поиграть.

Чебурашка. А что такое — играть?

Дефектолог. Это значит — весело проводить время за каким-то делом, с игрушками. Давай мы тебе покажем.

Педагог приглашает детей и Чебурашку в круг.

Физкультминутка

Дети выполняют движения за педагогом под музыку.

Три хлопка сейчас под счет — раз, два, три!
На одной ноге — скачок — раз, два, три!
Взмах руками высоко,
Улыбнуться широко.
И закрыть глаза рукой — не смотри.
Взмах руками высоко,
Улыбнуться широко.
И закрыть глаза рукой — не смотри.

Чебурашка. Ой, как здорово тут у вас, какая красивая музыка играла!

Дефектолог предлагает подойти к четвертой зоне.

• Пятое задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «В музыкальные игрушки предлагаю поиграть. Как звучат они, ты вспомни и попробуй сам сыграть».

Дидактическая игра «Музыкальный оркестр»

Дефектолог. Чебурашка, поиграй с нами. Ребята, вспомним, что это за музыкальные инструменты. Что это?

Дети. Это бубен.

Дефектолог. Он звучит так.

Педагог демонстрирует, как звучит каждый музыкальный инструмент. Чебурашка прячет за спиной инструмент и гремит погремушкой.

Дефектолог. Что это звучит?

Дети. Погремушка.

Дефектолог. Простучи погремушкой три раза (прозвени колокольчиком пять раз; постучи в барабан пять раз и т. п.).

При затруднении педагог предлагает показать на картинке инструмент, который звучит, и оказывает помощь при пересчете, при простукивании инструментов.

• Шестое задание от коробочки

Дефектолог (читает задание). «Необычное задание ждет сейчас вас за столом, проявляйте вы старание, я вас поощрю потом».

Педагог предлагает детям пройти за столы (пятая зона).

Работа с сенсорными пакетами

Дефектолог. Ребята, я хочу вам предложить еще одну игру. Перед вами — сенсорный пакет, потрогайте его. Как приятно водить пальчиками по этому пакету! Внутри — игрушка Мишка, счетные палочки и геометрические фигуры. Покажите, где верх, где низ. Предлагаю вам все счетные палочки спустить вниз, а все геометрические фигуры поднять наверх.

При затруднении педагог на образце параллельно выполняет задание с детьми.

Чебурашка. А что это за коробочка?

Дефектолог. Пришло время заглянуть в нее. В ней лежит сюрприз, который показывает, кто был сегодня лучший, послушный, внимательно все слушал. Давайте посмотрим.

Каждый ребенок заглядывает в коробочку и видит себя в зеркале.

Чебурашка. Спасибо вам, ребята, вы мне показали, как можно играть, теперь мы друзья! Ну а мне пора уходить. До встречи!

Педагог и дети прощаются с Чебурашкой.

Дефектолог. Ребята, мне кажется, что Чебурашке у нас понравилось, и нас показывают в «Новостях». Посмотрите на экран.

Видеоролик «Новости-2» (дети детского сада подружились с Чебурашкой)

• Итог

Дефектолог. Наше занятие подошло к концу.

Какая была тема занятия? Что мы сегодня делали с игрушками? Какой герой приходил играть? Во что вам понравилось играть?

Ответы детей.

Источники

  1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Союз, 2001.
  2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5—6 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4—5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  4. Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014.
  5. Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. — Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011.